Действительно сильные женщины: как японки борются за право заниматься сумо
Скандалы на почве сексизма в Японии часто разражаются именно вокруг темы сумо. Например, весной 2018 года японское общество обсуждало целую серию таких происшествий. Все началось с того, что в парке городка Майдзуру мэр города, уже пожилой человек, собрался поприветствовать участников ежегодного соревнования по сумо, для чего поднялся на помост, вышел в центр ринга (дохё) и внезапно потерял сознание. Быстрее всех сориентировались две зрительницы, которые бросились на ринг и, оценив состояние мэра, начали сердечно-легочную реанимацию, чтобы спасти ему жизнь. Примерно через две минуты из динамиков начал повторяться настойчивый призыв: «Женщины, покиньте, пожалуйста, дохё!» Еще через несколько минут наконец подоспел медработник (мужчина) и перехватил спасательные действия, а женщин, оказавших первую помощь, служители вывели за пределы ринга. Соревнования возобновились только после того, как песок в дохё обильно посыпали особой очистительной солью.
Инцидент стал широко известным благодаря соцсетям и СМИ, и о нем прочитала мэр города Такарадзука, которой через два дня предстояло приветствовать участников соревнований по сумо в своем городе. Мэр Томоко Накагава не задумывалась, что тут есть проблема. Она сразу связалась с Ассоциацией сумо и попросила разрешения произнести традиционную приветственную речь мэра изнутри дохё, как это делают ее коллеги-мужчины, но получила отказ. Накагава была вынуждена обращаться к зрителям и участникам, стоя внизу около ринга. В своей речи она подчеркнула несправедливость и унизительность этой устаревшей традиции: «Я мэр и при этом женщина, но я человек. Когда мы сохраняем традиции, нужно менять то, что заслуживает быть измененным. Разве не важно иметь смелость для перемен?»
Дискуссия стала еще более острой после того, как еще несколько дней спустя Ассоциация сумо не только не отреагировала на призыв Томоко Накагавы, а сделала еще один одиозный шаг: в городе Сидзуока внезапно запретила девочкам участвовать в соревнованиях по сумо для начальной школы. В результате бурных обсуждений профессиональная Ассоциация сумо была вынуждена сделать заявление, что подумает о пересмотре запретов, однако до сих пор этого так и не произошло.
Традиции и ритуалы
Что же представляет собой традиция сумо, которую так ревностно хранит профессиональная ассоциация? Два борца-рикиси («силачи») в набедренных повязках сражаются голыми руками на дохё, расположенном на помосте в полметра высотой. Пол засыпан смесью глины и песка, центр ринга окружен соломенной веревкой — задача борцов состоит в том, чтобы вытеснить противника за пределы этого круга. Если один из борцов коснулся территории за пределами круга хотя бы пальцем, он проигрывает. Сегодня успешный борец сумо обычно весит 130–150 кг, но такая большая масса тела была характерна для них не всегда. Однако с середины XIX века — «открытия» Японии Западу и введение в рацион большого количества животного белка — стало проще и быстрее набирать такую массу.
В древней Японии сумо было не спортом в нашем привычном понимании этого слова, то есть не соревнованием в физической силе, ловкости и выносливости, а ритуальным действом (можно тут вспомнить, что и Олимпийские игры в Греции в VIII веке до н. э. зародились как праздник в честь верховного божества Зевса, и уже при переизобретении их в конце XIX века стали светским спортивным мероприятием). Первое упоминание о сумо (в древнеяпонском произношении — сумапи) встречается в летописно-мифологическом своде «Кодзики» (712 год): там сообщается, что синтоистские божества Такэмикадзути и Такэминаката соревновались между собой в силе. Поединки сумо проводились при синтоистских святилищах и в императорском дворце (согласно религии синто, японский император — живое божество). Поединкам, приуроченным к сезонным праздникам, придавалось особое значение — так совершалось моление об урожае или очищение от злых духов.
Среди синтоистских божеств очень много женских фигур, а в древнем синто жрицы пользовались не меньшим уважением, чем жрецы. Представления о женской «нечистоте», в частности связанной с менструальной кровью, появляются в синто постепенно вместе с укреплением патриархатного родового порядка. С этой женской «нечистотой» связан и постепенно набравший силу запрет на участие женщин в поединках сумо.
При этом древние хроники фиксируют, что поединки сумо не всегда имели религиозный подтекст и женские схватки сумо допускались. В летописно-мифологическом своде «Нихонсёки» (720 год) описывается такой поединок: «Осенью, в девятом месяце, плотник Винабэ-но Манэ, сделав из камней подставку, обтесывал на ней топором доски. И хотя обтесывал весь день до вечера, ни разу не промахнулся и не повредил лезвия. Государь, отправившись к этому месту, удивившись, спросил: «Ты что, никогда не попадаешь случайно по камню?» «Я никогда не промахиваюсь», — отвечал Манэ. Тогда государь созвал унэмэ [придворных дам], заставил их снять одеяния и в одних набедренных повязках прилюдно затеять борьбу сумапи. Манэ тут на время прекратил работу, глазея на них, а потом снова принялся обтесывать доски. И по невниманию промахнулся и повредил лезвие. Государь обвинил его, сказав: «И откуда взялся такой человек? Отвечает мне наобум, развязно, с лживым сердцем, не страшась моей особы…» И приказал Моно-но бэ казнить его в поле».
В Японии эпохи Эдо (с XVII до середины XIX века) расцвела городская низовая культура, и единичные до той поры женские поединки сумо стали популярным шоу. Эти бои были подпольными, так как представляли собой неприличное с точки зрения властей зрелище. Женщины сражались между собой обнаженными или в таких же набедренных повязках, как у мужчин. А в популярных в городской среде «укиё-дзоси» (литературном жанре «записок ускользающего мира») описывается поединок между женщиной и слепым мужчиной. Оба участника, таким образом, представляют собой отклонение от нормы — здорового мужчины в расцвете сил. Городская культура Эдо приветствовала трансгрессию, «перевертыши» и всяческие нарушения границ привычного.
«Если хочешь заниматься сумо, просто делай это!»
Современная гендерная оптика во всех этих исторических примерах женских поединков сумо неизбежно обнаруживает male gaze (мужской взгляд). Император заставляет плотника отвлечься от работы при помощи необычного зрелища, эротический подтекст прямо присутствует в запрещенных боях эпохи Эдо. Женщины занимались борьбой не ради своего удовольствия — или, по крайней мере, не только ради него.
С XX века все больше женщин не хотят мириться с таким восприятием сумо и занимаются им как одним из видов спорта. Сейчас существует Женская ассоциация сумо (считающаяся любительской), смешанные кружки по сумо для девочек и мальчиков. Вопрос бодишейминга в связи с сумо не встает: популярность этого занятия так высока, что его, наоборот, позиционируют как доступный всем спорт без особых требований к индексу массы тела.
В 2020 году необыкновенно популярным стал документальный фильм «Маленькая мисс Сумо» (переведенный на 30 языков и купленный Netflix), который показывает историю сумоистки Хиёри Кон. В прошлом году в городе Нумадзу 17-летняя Хина Такэи стала капитаном любительской команды сумо в клубе с 50-летней историей. А Сэнна Кадзивара, которая занимается в кружке сумо с восьмилетнего возраста и не один год выигрывает национальный любительский чемпионат для девочек, говорит: «Есть люди, которые не понимают, зачем я занимаюсь сумо. Но мне все равно, что они думают. Если хочешь заниматься сумо, просто делай это!»