К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Джентльменские клубы наоборот: как женщины создавали альтернативу мужским сообществам

Федерация женских клубов в Белом доме. 1914 (Wikipedia)
Федерация женских клубов в Белом доме. 1914 (Wikipedia)
Джентльменские клубы, зародившись в Британии, стали местом, где заключались сделки и делались политические карьеры. Но участие в них женщин даже не рассматривалось, поэтому феминистки начали создавать альтернативные организации. Рассказываем об истории женских клубов, в которых обсуждали равноправие, образование и избирательные права

Весной 1868 года Нью-Йоркская ассоциация прессы устраивала обед в честь писателя Чарльза Диккенса. Хотя некоторые женщины были членами ассоциации, пригласить их «забыли». В ответ журналистка и феминистка Джейн Каннингем Кроли создала Sorosis — первый женский профессиональный клуб в Соединенных Штатах Америки. На 10 лет раньше, в 1858 году, первый женский клуб The Langham Place открыли в Лондоне феминистки Бесси Рейнер Паркс и Барбара Бодишон. Основательницы хотели совместно проводить кампанию за женское образование и профессиональную занятость. На базе The Langham Place они запустили несколько ежемесячных феминистских журналов, которые продвигали реформаторские идеи клуба. В декабре 1907 года группа женщин, занимавшихся альпинизмом в Альпах, встретилась в Лондоне и договорилась о создании Альпийского женского клуба — в качестве альтернативы уже существовавшему Альпийскому клубу, куда принимали только мужчин. К тому времени во многих странах, включая США, Великобританию и Австралию, существовали сотни женских клубов от небольших и до очень влиятельных. Их история, по сути, началась вместе с мужскими джентльменскими клубами, сначала — как борьба против мест, созданных намеренно изолированными от женщин.  

Женский альпийский клуб (Фото DR)

В Англии XVII века основными местами для встреч мужчин стали кофейни. Аристократы собирались там, чтобы поговорить о политике и бизнесе. В 1693 году магазин горячего шоколада, основанный итальянскими иммигрантами, оформился в один из первых джентльменских клубов — White’s, любимое заведение будущих королей. В наши дни его членами остаются король Карл III и принц Уильям. White’s до сих пор придерживается глубоко консервативных традиций и не разрешает посещение клуба женщинам. В 2005 году, не согласившись с этим ограничением, бывший премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон отказался от членства. В 2018 году группа активисток попыталась проникнуть в клуб, переодевшись в рабочую одежду, чтобы нарушить «исключительно мужское безопасное пространство».  

Почему джентльменские клубы традиционно выступали против участия женщин? Викторианская эпоха с ее разделением сфер отводила женщинам дом, так что клубы стали местом, где мужчины как бы пребывали исключительно внутри подходящей им среды. Они вели дела, принимали гостей или наслаждались уединением в роскошных комнатах. Клуб предоставлял своим членам все удобства: сады, рестораны, библиотеки, посыльных, телефоны, телеграф, бильярд, комнаты для гостей и так далее. Джентльменские клубы позиционировались как «второй дом», хотя для некоторых по факту становились первым. 

 

Не все клубы проявляли одинаковую строгость к женщинам. Клуб «Аполлон», например, разрешал женщинам посещать собрания — но только в качестве гостей. The Garrick тоже пускал женщин, но не позволял им садиться за центральный обеденный стол. 

Во второй половине XIX века женщины активно начали открывать собственные клубы — процесс шел параллельно в США и Великобритании. Первоначально большинство женских клубов фокусировалось на литературных занятиях и самосовершенствовании. В отличие от мужских клубов, направленных на развлечение и получение индивидуальной пользы, женские клубы во многом так или иначе занимались общим делом — феминизмом. 

 

«Клуб трудящихся женщин», основанный в 1869 году, задумывался как место встречи для тех, кто выступает за женское образование. Несмотря на эту довольно утилитарную цель, в нем открыли столовую, читальный зал, комнаты для переговоров и для посетителей — все атрибуты классических «джентльменских» клубов. Сорервильский клуб, основанный в 1878 году, был почти исключительно посвящен дискуссиям и лекциям. 

Один из самых радикальных клубов XIX века The Pioneer Club к 1895 году насчитывал более 300 участниц. Женщины на его собраниях обсуждали самые разные темы: кодекс чести, этику тюремного заключения, финансирование школ, произведения писателя Генрика Ибсена, ясновидение, положение женщин, влияние на мозг уличного шума, теософию, природу здравомыслия, музыку композитора Рихарда Вагнера, бродяжничество. Участницы The Pioneer Club славились особенной репутацией — журналистка Хульда Фридерихс описывала ее так: «…из всех новых женщин и визжащих сестер самые новые и самые громкие; мужеподобны в одежде». Женщины из The Pioneer Club предпочитали короткие волосы, а в качестве вечерней одежды носили «мужские костюмы» — черные атласные жакеты, белые воротнички и галстуки. Участниц называли по номерам, чтобы подчеркнуть, что в клубе не имеет значение социальное положение. The Pioneer Club выступал за имущественные права женщин, реформу брачного права, предоставление женщинам права голоса. В 1890-х казалось, что, для того чтобы считаться «новой женщиной», нужно вступить именно в этот клуб. 

Гостиная The Pioneer Club в Лондоне. 1897 (Фото Cassell's Magazine·Wikipedia)

Не все клубы отличала подобная радикальность. Некоторые были вполне традиционными. The Alexandra Club объединял представительниц высшей знати. Его ресторан считался одним из лучших в Лондоне, а на роскошные одежды обедающих там засматривались с улицы. Университетский женский клуб давал «выпускникам и женщинам-профессионалам с разным опытом и интересами» площадку для общения. Альпийский клуб организовывал альпинистские экспедиции.  

 

В Соединенных Штатах борьба женщин за свои клубы была еще более интенсивной. В период между 1870-ми и 1920 годами женские клубы стали основным средством, с помощью которого американские женщины меняли мир. Журналистка Джейн Кроли и активистка движения против рабства Джулия Уорд Хоу впервые собрали своих сторонников в 1868 году, чтобы положить начало женскому клубному движению, которое охватило со временем всю страну. Они призывали женщин к поступлению в высшие учебные заведения, обращали внимание на ужасающие условия труда девушек на фабриках. Кроли отмечала, что «женские клубы не были созданы для копирования мужских групп; вместо этого они часто создавались, чтобы дать женщинам возможность делиться идеями на равных».

Вскоре женщины по всей территории Соединенных Штатов переняли клубный формат. Некоторым нравилось изучение литературы, истории и географии. Другие настаивали на реформах и инициировали стипендии для девочек, улучшение уличного освещения, защиту окружающей среды и бесплатные молочные кухни для обедневших матерей. К 1890 году была основана Всеобщая федерация женских клубов, которая помогала членам национальных клубов пользоваться опытом единомышленниц. 24 апреля 1890 года она приняла свою Конституцию с пунктом: «Целью федерации является установление связи между различными женскими клубами по всему миру, чтобы они могли сравнивать методы работы и оказывать друг другу помощь». К 1910 году в разных клубах Америки состояло 800 000 женщин. 

Поначалу членство в клубе оставалось скорее эксклюзивным. В них вступали обеспеченные белые женщины, чьи мужья занимали достаточно видное положение, чтобы все домашние обязанности можно было переложить на прислугу. Постепенно клубная идея росла среди разных групп населения, включая религиозные, расовые и этнические меньшинства. Небольшие объединения проводили домашние собрания. Более крупные и богатые общества строили роскошные здания для проведения встреч, занятий и мероприятий как для членов, так и для местного сообщества. 

Здание Friday Morning Club в Лос-Анджелесе (Фото DR)

Два крупнейших клуба страны в 1920-е располагались в Лос-Анджелесе. Friday Morning Club и Wilshire Ebell, в каждом из которых числилось более 2000 участниц, оказывали давление на правительственных чиновников, требуя улучшения парков, игровых площадок, библиотек, обеспечения безопасности на рабочем месте, обеспечения чистой водой и целого ряда других реформ.

Клубы обрели популярность и среди темнокожих женщин. Для них еще в 1793 году было основано Женское благотворительное общество Святого Томаса в Филадельфии. Религиозное и нравственное общество цветных женщин в Салеме организовали по его примеру в 1818 году. Эти клубы, например, помогали собирать деньги для газеты против рабства The North Star. Между 1880-м и 1920 годом темнокожие женщины в Индианаполисе создали более 500 клубов, занимающихся различными проблемами — в первую очередь они боролись со стереотипами того периода, изображавшими «афроамериканских женщин лишенными морали, сексуально распутными и неспособными выполнять супружеские и семейные обязанности». Членство в клубе помогало повысить социальное положение темнокожих женщин. 

 

Клубы создавались и в других странах. 9 октября 1901 года в Женском колледже Австралийского университета больше сотни сотрудниц и студенток собрались, чтобы «удовлетворить некоторые потребности интеллектуальных и академических женщин», — и основали Женский клуб. К 1929 году численность участниц клуба выросла до 807. 

В конце XIX века закрытый женский клуб по образцу английских решили организовать российские феминистки. В нем они планировали обсуждать вопросы политического равноправия и даже начали подыскивать помещение. Правительство, однако, заблокировало инициативу — от женщин одобрялись лишь благотворительные проекты. Тогда вместо клуба создали Русское женское взаимно-благотворительное общество. Оно стало первым официально признанным женским союзом в России. Его основательница Анна Шабанова трактовала женское движение как «деятельность женщин по самоорганизации в общества, союзы и клубы для борьбы за свои права». 

Члены Русского женского взаимно-благотворительного общества. 1911 (Фото из личного архива исследовательницы Ирины Юкиной)

После революции женские клубы приобрели совсем другой характер: они открывались повсеместно, чтобы учить женщин грамоте, культуре, основам охраны здоровья. Закрытыми такие организации уже не были и фактически формировались по инициативе правительства.  

В наши дни наравне с открытыми профессиональными и тематическими сообществами продолжают появляться женские клубы, доступные не всем. Например, в 2018 году в Лондоне открылся The Allbright, позиционирующий себя как центр расширения прав и возможностей предпринимательниц. В 2020 году в США  создали Chief, сообщество для женщин на руководящих постах. Вступительный взнос в первом составляет 300 фунтов стерлингов, а чтобы стать членом второго, придется платить до $9000 в год.

 

Продолжается борьба и с запретом женщинам становиться участницами традиционных мужских клубов. Например, предпринимательница Эмили Бенделл проводит кампанию за изменение правил клуба The Garrick для приема женщин. Ее борьба периодически встречает изумление некоторых комментаторов (в основном мужчин), которые ставят под сомнение необходимость борьбы за равенство в крошечной группе элитных институтов. Бенделл, однако, утверждает, что существование клубов только для мужчин, членами которых являются высокопоставленные юристы и политики, «негативно влияет на профессиональный рост женщин». Ведь до сих пор именно в маленьком, но очень элитарном сообществе клубов часто заключают деловые сделки и политические соглашения, находят могущественных друзей и каналы для продвижения своих интересов. Женщины не хотят быть лишены всего этого.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+