К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Орден бегинок: как в Средневековой Европе появились независимые женские объединения

Бегинаж в Брюгге (Фото De Agostini / Getty Images)
Бегинаж в Брюгге (Фото De Agostini / Getty Images)
Что делать, если родилась в Европе Средних веков, но к замужеству или монашеству душа не лежит? Долгое время у женщины не было достойной альтернативы. Но в XII веке в Нидерландах, Лотарингии и некоторых немецких городах появились коммуны бегинок, которые стали настоящим спасением для многих женщин. В них жили независимо, занимались бизнесом и были по средневековым меркам невообразимо свободными

Орден бегинок — объединение, куда входили незамужние горожанки, которые селились совместно, вели общее хозяйство, работали по найму или даже занимались торговлей. Все это в отсутствие мужей позволяло им быть финансово независимыми. Образ жизни бегинок был близок к монашескому, но монахинями они не были. Бегинажи (или поселения-общины одиноких бегинок) впервые возникли в XII веке, достигли расцвета в XIII и просуществовали вплоть до XVIII века. Чтобы понять, как Орден бегинок стал уникальным примером женского независимого комьюнити и почему подвергался гонениям, важно разобраться в том, как была устроена жизнь человека в средневековой Европе и какая роль в ней отводилась женщине. Forbes Woman рассказывает о бегинках и о том, что способствовало их появлению. 

Бегинка из Антверпена, 1757 (Фото Wikipedia)

Был бы милый рядом, или Несколько практичных поводов выйти замуж

Средневековая картина мира базировалась на установке, что только при гармоничном сочетании трех сословий — «молящихся» (духовенство), «воюющих» (рыцари, феодалы), «трудящихся» (крестьяне, купцы, ремесленники) — возможен естественный ход вещей. При этом перейти в другое сословие было практически невозможно: родившись в семье мельника, его сын не мог стать кузнецом или, допустим, каменщиком — его судьбой было дело его родителя. Благами и правами обладали только представители элиты, а жизнь всех остальных ничего не стоила. И женщины, и мужчины могли стать жертвой случайной потасовки, разгула разбойников, внезапно впавшего в ярость рыцаря. 

Семьи были многодетными, из-за еще неразвитой науки результаты ведения сельского хозяйства сильно зависели от погоды. Тяжело трудиться приходилось всем с раннего детства. Рацион бедняков был скудным, мяса практически не ели, а каждые 8–10 лет оборачивались катастрофой — именно с таким интервалом случался массовый голод. В 1315–1317 годах в Европе случился «Великий голод», который унес миллионы жизней. 

 

В описываемых социально-экономических условиях замужество являлось не столько долгом доброй христианки, сколько было необходимо для выживания. Впрочем, мужчина мог отправиться на заработки на войну, оставив жену и детей. Популярность Крестовых походов, основной движущей силой которых стали бедняки, историки объясняют возможностью вернуться с богатой добычей. К тому же средневековое мировоззрение подразумевало невысокую ценность земной жизни и твердую веру в рай, место в котором было гарантировано каждому участнику. В отсутствие супругов женам приходилось взваливать на себя все заботы по хозяйству и прилагать усилия, чтобы заработать достаточно денег на содержание семьи. Поэтому уход мужа на войну или его смерть становились трагедией не только по сентиментальным соображениям — это в буквальном смысле грозило семье нищетой или даже гибелью. 

Походы усложнили жизнь женщин всех сословий. Бедные становились еще беднее: содержать семьи по 9–16 детей в одиночку могли единицы. Остальные умирали с голоду, накладывали на себя руки, становились проститутками или отправлялись просить милостыню. 

 

Монастырь как привилегия для богатых

У богатых в период Крестовых походов были свои проблемы. Гибель или долгое отсутствие мужа могло спровоцировать разорение имений — вести хозяйство в одиночку было непросто.  

Одни представительницы знати оставались без мужей, другие и вовсе не успевали выйти замуж. Многие из них отправлялись в монастыри. Но это решение могла позволить себе не каждая. Количество мест там было ограничено, и поэтому брали не всех. Более того, карьеру настоятельницы могла сделать только представительница богатой знатной семьи. Для женщин из привилегированных сословий, решивших уйти в монастырь, это ограничивало выбор обителей: был закрыт вход там, где заправляла представительница конкурирующего семейного клана. Также уход в монастырь не был бесплатным — семья выплачивала монастырю приданое (а имущество женщины переходило в собственность церкви). Размер приданого отличался в зависимости от престижа обители. 

Бесплатное попадание было делом большой удачи и почти не зависело от добродетели и веры. Например, францисканская монахиня Святая Мария Хес родилась в небогатой семье. Дать за нее приданое было некому, поэтому в монахини ее не брали. В 1703 году мэр Кауфбойера, города, где жила будущая святая, оказал услугу местному монастырю и взамен попросил принять девушку в обитель. Его просьбу удовлетворили, но жизнь сестры Марии с первых дней была невыносимой: настоятельница и сестры обзывали девушку «паразиткой», заставляли делать самую грязную работу, портили ее вещи и всячески унижали. А все потому, что невестой Христа она стала «бесплатно» к огромному неудовольствию матери-настоятельницы. 

 

Но главное, что останавливало женщин от ухода в монастырь, — монашеский обет, нарушение которого могло стоить жизни. Желающая отказаться от него женщина совершала тягчайший грех. Поэтому могла быть не только арестована, но и убита. 

Например, Катарина фон Бора еще девочкой после смерти матери была отдана в монастырь своим отцом, который не хотел видеть ребенка в доме после второй женитьбы. Девушка мечтала покинуть монастырь и вместе с 11 сестрами решилась на побег, который организовал немецкий реформатор и ключевой создатель протестантизма Мартин Лютер. Он спрятал девушек в сельдяных бочках и перенаправил в Виттенберг. Вернуться домой девушки не могли — там их ждала верная смерть в результате «законного» приговора или от стихийной расправы оскорбленных проступком земляков. За два года Лютер нашел бывшим монахиням мужей, а сам женился на Катарине, поскольку несколько эпизодов сватовства других мужчин к ней сорвались. История получилась скандальной и чудом не закончилась пожизненным заключением для Лютера и его жены, которых могли в любой момент отправить в крепость или на костер как еретиков. 

Поэтому женщины, даже оказавшиеся в крайней нужде, не спешили с постригом. Особенно те, кто ждал мужей из военных походов: вернись супруг с войны — забрать жену обратно домой он не смог бы. Не торопились туда и те, кто еще надеялся устроить семейное счастье или мечтал о свободе, — в монастыре жизнь была строго регламентирована даже для тех, кто обладал сословными привилегиями. Поэтому, когда в XII веке во Фландрии, Нидерландах и некоторых регионах современной Германии начали появляться коммуны бегинок, это стало настоящим спасением.

Женский город в городе

Пик популярности движения бегинок пришелся на XII–XIV века. Достоверно неизвестна этимология слова «бегинки», как и не удается установить, кто именно стал основателем движения. По одной из легенд, этим человеком был католический священник Ламбер ле Бег из Льежа.

Бегинаж в Амстердаме. Изначально был окружен водой и имел только один вход по мосту. В Средние века был единственным закрытым двором города (Фото Wikipedia)

Ламбер до 1164 года служил в соборе в Льеже, но когда он отказался платить вновь выросшую дань официальному капитулу Святого Павла, его «понизили» и перевели в маленькую часовню на окраине города. Через два года, в 1166 году, он вновь стал участником скандала. На епархиальном синоде священник выступил против множества привилегий и правонарушений в церкви. Это вольнодумство священнику сошло с рук, и вокруг него начали объединяться единомышленники, среди которых были в том числе и очень состоятельные горожане.

 

На пожертвования он построил в Льеже больницу Святого Христофора, перевел на французский язык жития святых и послания апостолов. И — пик достижений — создал первый приют для женщин разных сословий. В основном это были женщины, чьи мужья погибли или же задержались в Крестовых походах. Но были и сбежавшие невесты из известных семей, те, кто устал от семейного насилия, и те, кого из-за бедности не взяли в монастырь.

Жили эти женщины в так называемых бегинажах — общинах в черте города. Архитектурный ансамбль бегинажей строился вокруг большого внутреннего двора. В нем разбивали огород или сад. Жилища бегинок также отличались. Те, кто победнее, занимали кельи, в то время как состоятельные дамы могли занимать этаж дома или целый дом. При этом женщинам разрешалось поселить на своей территории мать или сестру (которые могли не иметь никакого отношения к движению). Также не запрещалось заводить прислугу и помощницу по хозяйству. Для большей безопасности бегинажи окружали высокими заборами или даже рвами с водой. Главным украшением общины была церковь. 

Сами себе хозяйки

Бегинки не были монахинями — они давали обеты целомудрия и послушания, но могли в любое время покинуть обитель. Они также имели право, покинув общину, завести семью, что было недоступно совершившим постриг. И, самое главное, они не отказывались от своего имущества.

Также у общины не было строгого устава, в отличие, например, от терциариев (членов Третьих орденов, которые были предназначены для людей обоих полов, желающих принять на себя обеты и жить в соответствии с духовностью ордена, но не покидать мир). По сравнению с терциариями жизнь бегинок выглядела особенно либерально. Многие важные вопросы решались голосованием. Настоятельница не назначалась епископом, а избиралась. Поэтому можно предположить, что случаев злоупотребления властью и жестокости в бегинажах было гораздо меньше, чем в монастырях. 

 
Бегинаж в Диксмейде (Фото Wikipedia)

Бегинажи строились на пожертвования и взносы состоятельных горожан. Также вносили свой посильный вклад члены общины. Точной суммы взноса не было, как и самой традиции платного поступления в бегинаж, — платили сколько могли. Впрочем, бегинки были финансово независимы. Бегинажи можно отдаленно сравнить с первыми женскими бизнес-комьюнити, поскольку в них кипела не только духовная жизнь: здесь занимались ремеслами и торговлей, варили пиво, ткали, плели кружево. Женщины совместными усилиями увеличивали благосостояние коммуны. Такие объединения всего за полвека охватили более 600 городов в одной только Германии, что даже по современным меркам серьезный масштаб. 

Поскольку бегинажи оставались религиозной организацией, они получали еще и бонусы от государства в виде освобождения от уплаты налогов. Это экономило средства и позволяло держать более выгодные цены на рынке. Бегинки не входили в торговые союзы, ремесленные цеха и гильдии. С одной стороны, это делало их бизнес более мобильным, с другой — создавало дополнительное недовольство со стороны торгово-ремесленных объединений, одной из главных задач которых была борьба с конкурентами, а также ограничение количества мастеров одного профиля, чтобы избежать перепроизводства. Бегинки находились в стороне от этих договоренностей и создавали предпринимателям ряд проблем. Но не только ремесленники и торговцы были недовольны деятельностью бегинок. 

Кость в горле

К XII веку духовная жизнь Европы была раздроблена — существовали сотни сект, которые имели колоссальное влияние в отдельных городах, герцогствах и даже странах. И, по мнению Святого престола, бегинки мало чем отличались от сектантов, поэтому и отношение к ним было соответствующим. Чтобы привести веру «к общему знаменателю», была создана епископская инквизиция — каждый епископ был обязан следить за делами на своем участке, дважды в год объезжать владения и после IV Латеранского собора контролировать, чтобы каждый христианин непременно исповедовался хотя бы раз в год. Однако, несмотря на эти меры, многие представители элит и простой народ откровенно игнорировали нововведения, вступая в прямой конфликт с Папой. 

Памятник бегинке в Амстердаме (Фото Wikipedia)

Игнорировали взгляды Папы и бегинки. Они выступали за бедность и аскезу, видя в богатом убранстве грех, — и это ставило под сомнения образ жизни духовной элиты. Также многие из них считали, что между человеком и богом не должно быть посредников, что подрывало основы, на которых держалась церковь.

 

Масла в огонь подливал и вопрос финансирования. Если состоятельный человек поддерживал бегинок, значит, эти пожертвования не доставались Церкви, и Святой престол терял деньги и влияние. Поэтому бороться с бегинками (при этом не объявляя их еретичками) начали уже в XIII веке. Например, с 1244 года вступать в коммуны разрешалось женщинам только по достижении 40 лет. А в 1287 году бегинкам запретили заниматься торговлей.

Репрессии обострились в XIV веке. Бегинок уже официально называют еретичками и сжигают на кострах. В 1310 году на Гревской площади в Париже сжигают известную монахиню и писательницу Маргариту Поретанскую. Процесс над ней возглавляют крупнейшие католические чиновники в регионе: епископ Санса и генеральный инквизитор Французского королевства Гийом Парижский. Дело получает широкий общественный резонанс, а инквизиция пытается любым способом стереть из истории память о Маргарите: ее книги сжигают, документальные сведения о ней удаляют. Вопреки этому до наших дней чудом дошла книга Маргариты Поретанской «Зерцало простых душ», признанная одним из ярчайших памятников средневекового мистицизма. 

Через два года после смерти Маргариты Поретанской, 6 мая 1312 года, на Вьеннском соборе был подписан декрет, который осудил движение бегинок. Поводом для этого стало расхождение в вопросе Блаженного видения: бегинки не считали это даром бога и настаивали, что любой человек может достичь этого состояния самостоятельно. Также им в вину вменялось то, что они не отказывались от имущества и мирской жизни. Вступать в движение бегинок женщинам теперь было запрещено под страхом отлучения от церкви. 

Спасаясь от убийц, многие бегинки либо вступали в официальные монашеские ордена, либо бежали на территории современных Нидерландов и Бельгии, где преследование не было таким сильным. Многие из построенных ими бегинажей уцелели, несмотря на войны и революции. До сих пор они являются жемчужинами местной архитектуры и объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Спустя столетия они напоминают о смелых женщинах. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+