Как жить и работать во время менопаузы и как поддержать сотрудниц старше 45 лет
Естественный процесс
Менопауза (климакс) — естественное возрастное изменение, которое означает конец репродуктивного периода. Менопауза считается наступившей после отсутствия менструаций в течение 12 месяцев подряд. В среднем она наступает в 50 лет, разброс составляет от 45 до 55 лет.
«Самый частый симптом менопаузы — приливы и повышенная потливость, — говорит гинеколог клиник DocMed и DocDeti Тамилла Мамедова. — Женщина ощущает резкий прилив жара к верхней половине туловища, который сопровождается активным потоотделением. Обычно такой эпизод длится пару минут, количество эпизодов может быть от пары раз в неделю до 30 раз в день, в том числе ночью».
Вот что еще может беспокоить женщин в менопаузе:
- перепады настроения, апатия, раздражительность, беспокойство;
- проблемы с памятью или концентрацией («мозговой туман»);
- трудности со сном;
- мышечные боли и боли в суставах;
- проблемы в работе мочевыводящей системы.
Кроме того, женщины могут замечать снижение полового влечения и сухость во влагалище, вызывающую дискомфорт во время секса; ощущать сухость кожи и столкнуться с изменением формы тела и набором веса.
Все эти симптомы вызывает изменение уровня гормонов: в менопаузе яичники перестают вырабатывать яйцеклетки, при этом снижается выработка эстрогена и прогестерона. Именно резкое падение уровня эстрогена вызывает большинство симптомов менопаузы.
Обычно симптомы начинаются за несколько месяцев или лет до прекращения менструации и могут продолжаться до 10 лет. Однако у большинства женщин неприятные проявления менопаузы наблюдаются менее пяти лет. Обычно они начинают появляться в возрасте около 40 лет — этот период до прекращения менструаций называется перименопаузой. В последние один-два года перименопаузы падение уровня эстрогена ускоряется и симптомы усиливаются. Постменопауза наступает после года менопаузы. В это время приливы могут ослабеть. Но из-за низкого уровня эстрогена повышается риск развития сердечных заболеваний и остеопороза.
Каждая женщина переживает менопаузу по-разному. У нее может быть несколько симптомов или ни одного. Симптомы менопаузы могут оказывать большое влияние на повседневную жизнь женщины, работу и отношения. Например, работоспособность может снижаться, потому что женщина тревожна/не высыпается/комплексует из-за приливов.
Мешает жить и работать
По данным ООН, глобальная популяция женщин в постменопаузе растет. В 2021 году женщины в возрасте 50 лет и старше составляли 26% всех женщин в мире (10 лет назад этот показатель составлял 22%). Кроме того, продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин: в большинстве стран они живут на четыре-восемь лет дольше.
Авторы британского доклада о влиянии менопаузы на экономику пишут о том же: женщины в период менопаузы — самая быстрорастущая группа рабочей силы. По данным факультета медицины труда Великобритании, почти восемь из 10 женщин в менопаузе работают. При этом четверть из них могут испытывать серьезные симптомы, которые мешают им жить. Но почти половина женщин не обращаются за медицинской помощью, и большинство из них чувствуют себя некомфортно, говоря о менопаузе со своим руководителем.
«Менопауза и работа — это улица с двусторонним движением. Работа поддерживает женщин в период менопаузы. Она дает гораздо больше, чем просто заработную плату, а именно: удовлетворение, общение, чувство собственного достоинства и идентичности. Но плохие условия труда, такие как жара, теснота, неудобная униформа и стресс, могут усугубить симптомы менопаузы», — пишут авторы доклада. Как и сами женщины, которые стесняются говорить о менопаузе или знают о ней недостаточно, их коллеги и руководители тоже не подкованы в этом вопросе и не знают, как они могут помочь.
В США женщины в возрасте от 45 до 54 лет составляют 20% женской рабочей силы. При этом экономика страны теряет $26,6 млрд в год из-за снижения производительности женщин в менопаузе и расходов на здравоохранение, связанных с купированием симптомов.
В России, по данным на 2021 год, в возрастной группе от 45 до 54 лет работающих женщин даже больше, чем работающих мужчин (8,9 млн человек против 8,2 млн). После 40 лет у женщин резко повышается уровень участия в рабочей силе: если среди 20–24-летних работают или ищут работу только 52,5% женщин, то в группе 40–44 года — 91,7% женщин, в группе 45–49 лет — 92,5% женщин, в группе 50–54 года — 88,4% женщин.
Недавнее исследование клиники Мэйо, в котором участвовало более 4400 женщин в возрасте от 45 до 60 лет, показало, что почти 11% хотя бы один раз за год пропускали работу из-за приливов и бессоницы. Некоторые были вынуждены уволиться или досрочно выйти на пенсию. В отчете клиники Мэйо говорится, что результаты опроса «подчеркивают острую необходимость улучшения медицинского лечения, предоставляемого женщинам с симптомами менопаузы, и возможность сделать рабочую среду более благоприятной для женщин, проходящих этот универсальный этап жизни».
Опрос, проведенный по заказу фемтехкомпании Carrot, показал, что четверть из 1000 респонденток 40–55 лет брали отпуск из-за симптомов, но скрыли причину от своего работодателя. Треть респонденток заявили, что подумывают о переходе на неполный рабочий день, а 22% рассматривают возможность выхода на пенсию раньше. По данным другого исследования, проведенного в Великобритании, 18% женщин, переживающих менопаузу, думают о том, чтобы вообще бросить работу.
На все это накладывается эйджизм, с которым женщины сталкиваются чаще, чем мужчины, и в любом возрасте. Любопытно, что недавний опрос работодателей, проведенный Kontakt InterSearch Russia, показал: сотрудницы старшего возраста проявляют себя как наиболее адаптивные члены команд. Несмотря на это, как выяснила в 2019 году компания MediaCom, люди старше 45 лет ассоциируют свой возраст прежде всего с дискриминацией — как при приеме на работу, так и на рабочем месте.
О том, с какими проблемами со здоровьем приходится сталкиваться сотрудницам, работодатели чаще всего не знают. В 2021 году компания Vodafone опубликовала результаты исследования, в котором приняли участие более 5000 женщин из разных стран. Треть (33%) тех, у кого были симптомы, сказали, что скрывали это на работе, а 50% считают разговоры о менопаузе стигматизирующими. 43% британок, переживающих менопаузу, признались, что были слишком смущены, чтобы просить о поддержке на рабочем месте. При этом две трети (64%) все же считают, что она им нужна. Однако другой опрос, проведенный в том же году телемедицинской компанией Gennev, показал, что 99% женщин в менопаузе никакой поддержки на работе не получают.
Хотя есть и позитивные примеры. Например, та же Vodafone объявила о запуске большой программы по информированию работников по вопросам возрастных изменений и состояний здоровья, связанных с гормонами. Сотрудники, которые переживают такие состояния (ту же менопаузу), могут пообщаться на специальном корпоративном форуме. «Это в дополнение к существующим правилам, позволяющим сотрудникам брать отпуск по болезни и лечению, выбирать гибкий график работы и получать доступ к поддержке и уходу в рамках программы помощи сотрудникам Vodafone», — говорится в заявлении компании.
Не терпеть неприятные симптомы
ВОЗ подчеркивает: несмотря на важность качественной медицинской помощи, доступ к ней и информированность остаются серьезной проблемой в большинстве стран. У некоторых женщин ошибочно диагностируют психические расстройства или другие состояния. В программах подготовки многих медицинских работников проблеме менопаузы уделяется ограниченное внимание, так же как и сексуальному благополучию женщин в этот период.
Гинеколог-эндокринолог «Клиники Фомина» Дмитрий Гусев говорит, что «большинство женщин переносят менопаузу тяжело. Проблема в том, что они терпят, хотя можно это попытаться скорректировать». Тамила Мамедова согласна с ним: «В России не принято лечить проявления климакса. Самый распространенный ответ женщин: наши бабушки терпели, и мы потерпим. Часто симптомы климакса считаются нормой, которую просто надо пережить. Но это не так».
Самым эффективным методом борьбы с приливами она называет гормональную терапию, но подчеркивает, что ее нельзя «назначать» себе самостоятельно (это должен делать врач) и точно не следует рассматривать как профилактику старения и средство омоложения. При редких приливах, не снижающих качества жизни, врач может рекомендовать модификацию образа жизни: одеваться послойно (чтобы можно было снять жакет, например, если стало жарко), отказаться от сигарет и алкоголя, ограничить в рационе острую/соленую пищу, использовать охлаждающие подушки и одеяла.
Что касается психических симптомов, то есть специальные опросники на скрытую депрессию, которые можно заполнить на приеме у врача. В целом, если женщина чувствует повышенную тревожность, раздражительность, срывается на близких, не спит ночью, — это повод обратиться к психиатру или неврологу. Кстати, антидепрессанты могут быть эффективны и для купирования приливов, а не только для лечения психоэмоциональных нарушений, говорит Мамедова. Гинеколог может назначать антидепрессанты пациенткам с симптомами климакса и противопоказаниями к назначению гормональной терапии.
Чего не надо делать для облегчения симптомов менопаузы, так это покупать разные фитоэстрогены — растительные эстрогены, эффективность которых не доказана, а безопасность долгосрочного приема не изучена. Также не нужно принимать биоидентичные гормоны. Иглоукалывание тоже не сильно помогает. Назначение андрогенов — мужских половых гормонов для коррекции симптомов климакса — в России не регламентировано.
«В нашей стране врачи делятся на две категории: абсолютные гормонофобы, которые считают гормональную терапию злом, что в корне неверно, и те, кто назначает «авторские» схемы направо-налево без оценки показаний, что может быть небезопасно, — сетует Тамила Мамедова. — Очень немногие гинекологи разбираются, как правильно оценить истинные показания для назначения терапии и подобрать режим гормональной терапии, чтобы это было эффективно, а главное — безопасно для пациентки. И еще есть догадка, что большинство гинекологов в стране тоже женщины, которые зачастую дополнительно внушают пациенткам, что климакс надо терпеть».