«Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения»
В марте 2023 года Институт изучения детства, семьи и воспитания анонсировал «пособие для подростков о традиционных семейных ценностях», которое станет частью школьного курса «Семьеведение». Раньше этот курс входил в предмет «Обществознание».
«Из мониторинга ценностных ориентаций молодежи… мы, к сожалению, констатируем довольно низкое желание создавать семью и заводить детей, что является существенной демографической проблемой», — заявляла в марте Наталья Агре, член Общественной палаты и директор Института воспитания, который разработал учебник. Агре считает, что «стратегически важно» воспитывать в детях с самого раннего возраста предпосылки к созданию семьи — этой цели и должна послужить программа.
Эта учебная программа, как указывает Институт детства, должна помочь подросткам понять особенности своего возраста, улучшить психоэмоциональное состояние и отношения с родителями, получить базовые знания в психологии. При этом первой ее целью все же указана «подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей», а также «формирование подросткового сообщества с опорой на семейные ценности».
Укрепление традиционных ценностей — одна из задач пособия. Однако в АНО «Азбука семьи», которая участвовала в его создании, отмечают, что в последние годы вырос уровень насилия в семьях, ухудшились детско-родительские отношения, растет число разводов. И на решение этих проблем также направлено пособие.
У АНО «Азбука семьи» уже есть похожее пособие для взрослых — «Азбука счастливой семьи». В нем 30 уроков и пять разделов, в которых затрагиваются в том числе такие темы, как теория привязанности, детская психологическая травма, сепарация от родителей, а также говорится о негативных последствиях наказаний. Пресс-служба института указывает, что над книгой работали восемь лет и привлекали к этому не только семейных психологов и педагогов, но и команду подростков. В 2022 году АНО занималась адаптацией пособия для подростков и даже победила с этим проектом в одном из конкурсов Фонда Тимченко. В презентации, выложенной на сайте фонда, говорится, что в рабочей группе проекта участвовали пять подростков в возрасте от 14 до 18 лет и 10 молодых взрослых 18–24 лет. Судя по отзывам, которые приводятся в презентации, в работе затрагивались темы полового воспитания, травм, буллинга, но войдут ли они в пособие, которое АНО «Азбука семьи» создает совместно с Институтом воспитания для школ, неизвестно.
Также неясно, появятся ли специальные педагоги-психологи для данной дисциплины или же ее будут преподавать учителя-предметники.
Идея о том, что школьники и школьницы могут не хотеть вступать в брак или не хотеть заводить детей, при составлении программы не учитывается. Семья и брак в контексте учебной дисциплины рассматриваются только в соответствии с определением Конституции.
От советской этики до православных ценностей
Дисциплина «Семьеведение» в российских школах появится не впервые. В позднем СССР существовали уроки «Этики и психологии семейной жизни», которые должны были дать детям представление об отношениях и семье. Ввели предмет в 1982 году, а в качестве учебника был сборник статей о любви и браке от педагогов, писателей и политических деятелей: Горбачева, Гоголя, Цеткин, Чернышевского. Авторы критиковали патриархатное распределение гендерных ролей (мужчина — добытчик, женщина — хозяйка) и в то же время рассуждали об «истинной женственности»; призывали не вступать в половые отношения без брака, а в брак — без любви; материнство называли врожденным призванием женщины, а в качестве ролевой модели отца приводили Карла Маркса.
Специальных преподавателей для этой дисциплины в СССР не было, ее вели учителя других общеобразовательных предметов. Курс был экспериментальным — на практике он не получил широкой популярности и был исключен из всех учебных программ через 10 лет после запуска, в 1992 году.
К теме подобных уроков вернулись в 2008-м, который был объявлен в России «Годом семьи». С этого момента РПЦ начала проявлять инициативу по введению в школьную программу дисциплины, которая бы рассказывала о семейных ценностях. И уже в 2009 году в некоторых регионах появился факультативный курс «Нравственные основы семейной жизни» для 10–11 классов. Учебно-методический комплекс для него составили кандидат психологических наук и ныне монахиня Нина Крыгина и иерей Дмитрий Моисеев.
На одной из презентаций учебного пособия в 2009 году Крыгина дала интервью екатеринбургской «Православной газете». В нем она рассказала о том, как важно выстраивать доверие между учителями и учениками на таких уроках, а также объяснила своё видение семьи: «Мужчина — главный в семье, женщина — помощница ему. Мужчина должен научиться ухаживать и оберегать женщину, как немощный сосуд». Если не соблюдать такую семейную иерархию, то в семье могут возникать конфликты, считает автор учебника.
Говоря о семейных ролях, Крыгина проводила четкую границу: мужчина — защитник и кормилец, женщина — хранительница очага, мать, хозяйка. Проблема, когда мужчина не заботится о своей семье, «ложится на диван и начинает смотреть телевизор», по мнению монахини, возникает, когда жена не выражает элементарной благодарности мужу и заставляет его чувствовать себя ненужным.
В интервью Крыгина много говорит о добрачных отношениях — по ее мнению, чаще всего они не приводят к счастливому союзу. После начала сексуальных отношений мужчина может потерять интерес к женщине, если не взял на себя семейные обязательства: «Потому что ее [женская] тайна уже раскрыта — что здесь завоевывать, когда все уже доступно», — объясняет монахиня.
В 2015 году РПЦ призывала Минобрнауки сделать предмет обязательным, но идею не поддержали. Курс преподавался только факультативно в 60 регионах страны.
В 2017 году уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова предложила ввести курс «Семьеведение» (или, как выражалась Кузнецова, «Семейное счастье») в обязательную программу в рамках существующих гуманитарных уроков. Позже Кузнецова мотивировала необходимость «изучать семейный ценности» статистикой разводов в стране: «Молодые люди вступают в брак, но сохранить его у многих не получается. <…> Школа должна прийти на помощь».
В 2021 году раздел «Семьеведение» был включен в новый учебник обществознания.
Чему учат детей на уроках семьеведения
На протяжение 2010-х годов «уроки брака» проходили в школах по всей стране для школьников разных возрастов (чаще всего 10–11 классов). Однако занятия не везде велись по материалам РПЦ, программы в них различались. В интернете сегодня можно найти методические планы из Татарстана, Костромской области, Ханты-Мансийского АО, Башкортостана.
В одной из программ, разработанной для казанских школ в 2013 году, учащимся в числе прочего предлагается охарактеризовать собственную семью с точки зрения того, справляется ли она со своей «социальной миссией»; привести в пример знакомых с неуспешной семейной социализацией; ответить на вопрос «Определите, почему ваши родители выбрали друг друга?»; написать эссе на темы «Женский пол: в чем его сила и слабость», «Эмансипация женщин: перспективы и следствия», «Мужчина как глава домохозяйства». Много внимания уделяется юридическим и экономическим аспектам семейных отношений. Утверждается, что чем больше в семье детей, тем меньше конфликтов.
Много внимания уделяется теме детей и их воспитания. «Родительство в большей степени, чем брак, означает зрелость индивида», — указывают авторы методических рекомендаций. Они отмечают, что именно женщине принадлежит право решения вопроса о рождении детей (однако не объясняют почему).
Рассуждая о родительстве, авторы пособия указывают на четкое разделение функций матери и отца. Женщина больше мужчины связана с ребенком, потому что теснее вовлечена в репродуктивный процесс, полагают они. Также они поясняют, что материнство — «одна из главных ипостасей женского стереотипа» и это «не только биологически установленный статус, но еще и почетная миссия женщины». При этом они указывают, что с «психологической точки зрения для ребенка важны оба родителя», хотя в быту мужчины и женщины не в равной степени включены в родительство. Отцовство, как написано в пособии, «это в большинстве стран и в России скорее социальный статус, чем деятельность по уходу за ребенком».
В методических указаниях 2019 года из Уфы учителям предлагается организовывать на уроках дискуссии, проводить форсайт-игры и решать задачи. Например, сыграть в игру про семейный бюджет: распределить его так, чтобы каждый член семьи мог удовлетворить хотя бы одну свою потребность. Или решить психологическую задачку: мама прочитала личную записку дочери и та об этом узнала, случился конфликт, как его можно решить. Есть и задачи по семейному праву — из реальной судебной практики.
В уфимском пособии затрагиваются темы воспитания детей, отдельный блок посвящен ответственному родительству. Здесь вновь говорится об особой связи матери и ребенка, особенно в первые годы его жизни (отдельного блока об отцовстве нет).
Рабочая программа одной из школ Костромской области подразумевает, что ученики должны уметь отвечать на вопросы: «Зачем нужно родительское благословение?», «Каковы правила взаимоотношений молодоженов с новыми родственниками?», «К чему приводит власть женщины в семье?», «Почему нужно почитать старших?», «В чем проявляются последствия аборта?», «Какие качества нужно воспитывать в мальчике и какие в девочке?» — и приводить «примеры нравственных побед из житий святых или современников», знать святых покровителей своей семьи.
В некоторых программах есть темы приемных семей, опеки, усыновления. Кое-где семья рассматривается в контексте культуры и религии либо в историческом контексте (например, роль семьи в период Великой Отечественной войны).
Одна из важных тем почти во всех пособиях — многодетность. Она преподносится как способ укрепления семьи и фактор для снижения риска развода. Он, в свою очередь, показан как большая проблема российского общества. При этом в пособиях почти ничего не говорится о планировании семьи, контрацепции и прерывании беременности. Зато встречаются блоки, посвященные демографическому кризису — в таком контексте рождение и воспитание ребенка превращается в задачу государственной важности.
Другая тема, постоянно встречающаяся в пособиях, — женственность и мужественность. И хотя кое-где говорится о том, как меняются гендерные роли в XXI веке, большинство опираются на их традиционное понимание. А вот темы насилия в семье и безопасности в сексуальных отношениях не затрагиваются.
«Семьеведение» не изобретение российского Министерства образования. В первую очередь это научная дисциплина. Она изучает историю различных форм семьи, ее функции и типы в современном обществе, место в системе общественных отношений. Кроме того, семейное образование — учебный курс, который направлен на обучение детей и подростков различным аспектам семейной жизни и взаимоотношений. Такие курсы существуют не только в российских школах.
Например, в Канаде изучение семьи включено в учебные программы нескольких провинций. В Онтарио такие курсы по желанию могут посещать школьники 9–12 классов. На них изучают межличностные отношения, коммуникацию в семье, особенности воспитания детей и планирования карьеры при родительстве.
В Великобритании школьники затрагивают изучение семейных отношений в рамках специальной дисциплины PSHE (personal, social, health and economic) — личностного, социального, медицинского и экономического образования. Содержание курса варьируется в зависимости от региона, но, как правило, включает такие темы, как взаимоотношения, личная безопасность и семейные роли. Курс PSHE включает аспект полового воспитания (активное согласие, контрацепция, инфекции, передающиеся половым путем).
В Швеции темы семейных отношений затрагиваются в социальных дисциплинах по аналогии с российским обществознанием (в рамках этих предметов изучают структуру семьи, гендерные роли). Также в стране есть предмет «Домоводство». Там все дети (а не только девочки, как это принято в российских школах) получают практические навыки ведения хозяйства и приготовления пищи.
В Нидерландах существует предмет, который на русский язык можно перевести как «Забота» или «Уход». На нем старшеклассники — и мальчики, и девочки — изучают различные аспекты личной гигиены, ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми и старшими родственниками.
В Соединенных Штатах изучение семьи обычно происходит в средних школах многих штатов в рамках уроков по охране здоровья или полового воспитания. На курсах школьники обсуждают темы взаимоотношения полов, воспитания детей, а также разрешения конфликтов в семье. Учебная программа, как правило, рассчитана на учащихся 6–12 классов и различается в зависимости от штата.
Во многих странах, помимо занятий, посвященных семейным отношениям и ведению домашнего хозяйства, в школьные программы включено сексуальное просвещение — как отдельный предмет или часть других предметов.
В России против секспросвета в школах не раз выступали и религиозные, и политические деятели — например, бывшая министр образования и науки Ольга Васильева и бывший детский омбудсмен Павел Астахов (он называл подобные уроки «развращающими», а все ответы на вопросы об отношениях между близкими людьми призывал искать в русской литературе).
По данным ВЦИОМ, 70% россиян считают, что в школах нужно рассказывать детям о методах контрацепции, однако в целом половое воспитание должно быть обязанностью родителей. Сейчас в российских школах отдельные аспекты сексуальной жизни могут изучаться на биологии или ОБЖ.