С самого детства Екатерина знала: ее судьба — править Англией. Будущая королева родилась 16 декабря 1485 года. Она была самым младшим ребенком могущественных правителей Испании — Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Мать оказала сильное влияние на девочку в детстве и стала образцом для подражания.
Сильная и смелая Изабелла смогла объединить Испанию, победить мавров, противостояние с которыми длилось веками, покровительствовала Христофору Колумбу и казалась современникам бесстрашной. Говорили, что она «сильнее, чем самый сильный мужчина» и не знает, что такое слабость.
Маленькую Екатерину в возрасте трех лет обручили с принцем Артуром, старшим сыном английского короля Генриха VII. Испанская принцесса получила блестящее образование, которое могло подготовить ее к роли королевы. Она изучала историю, право, богословие, философию и словесность, учила латынь и греческий. В будущем философ Эразм Роттердамский отметит, что Екатерина обладает большой эрудицией и «любит хорошую литературу, которую успешно изучала с детства».
Принцесса
В 1501 году Екатерина прибыла в Англию и вышла замуж за Артура, принца Уэльского. Она стремилась лучше понять страну, в которой собиралась жить, и с большим усердием начала учить английский и французский (на нем говорили при дворе) языки.
Артур был слаб здоровьем, в 1502 году он умер. Английский престол теперь должен был достаться его младшему брату Генриху. А положение Екатерины при дворе стало шатким: за время брака с Артуром принцесса так и не забеременела (впоследствии она утверждала, что брак с принцем не был консумирован — то есть между ними не было близости). Она могла бы стать женой Генриха — которому, правда, на тот момент было всего 10 лет. Но отец принца был возмущен тем, что Испания не выплатила целиком приданное Екатерины, не давал согласия на брак и перестал выплачивать ей содержание. Принцессе пришлось распродавать драгоценности, чтобы платить слугам.
Для Екатерины самым очевидным вариантом по меркам того времени было вернуться в Испанию. Однако ее отец Фердинанд Арагонский хотел, чтобы дочь осталась при английском дворе — так у него была гарантия, что в Англии есть человек, которому он может доверять. В 1507 году он сделал Екатерину своим послом — она стала первой женщиной, получившей подобное назначение.
Через два король Англии умер, его сын взошел на престол как Генрих VIII и сразу объявил о желании сделать своей женой Екатерину Арагонскую. В том же году состоялась свадьба. Это был редкий для того времени случай, когда король женился по любви, тем более взаимной. В Англии Екатерину обожали, да и сам Генрих ей восхищался. Однажды он позвал гостя из Испании посмотреть на королеву «просто чтобы увидеть, какая она красивая».
Королева
Генрих, судя по всему, понимал, что его жена достаточно компетентна и умна, чтобы справляться с управлением страной. Когда в 1512 году он вступил в войну Камбрейской лиги и отправился на материк, рассчитывая отвоевать часть территории Франции, Екатерину стала регентом королевства. Она фактически правила Англией самостоятельно с 1512-го по 1514 год.
«Когда ее оставили в позиции регента, она оказалась своей стихии, — замечает историк Джулия Фокс, автор книги «Сестры-королевы: благородные, трагические жизни Екатерины Арагонской и Хуаны, королевы Кастилии». — Она имеет право вызывать войска, назначать шерифов, подписывать ордера и получать деньги от казначея палаты».
Первый серьезный вызов для Екатерины как для правительницы случился через месяц после отъезда мужа во Францию. Король Шотландии Яков IV решил воспользоваться отсутствием Генриха, объявил войну Англии и захватил несколько крепостей у границы. Екатерина не испугалась, даже иронизировала над тем, что женщины обычно не участвуют в сражениях: «Я ужасно занята изготовлением штандартов, знамен и значков».
Королева лично отправилась к границе с Шотландией, несмотря на то, что была беременна. По некоторым данным, она выступила солдатами с вдохновляющей речью, пылко заявив: «Английская храбрость превосходит храбрость всех других народов». Современники отмечали, что она вела себя как настоящая военачальница, что было нетипично для женщин той эпохи, и определенно подражала своей матери Изабелле.
Шотландцы проиграли и понесли большие потери — погибли около 10 000 человек, включая короля Якова. Его испачканную кровью одежду Екатерина отправила мужу — это был символ победы Англии, страны, которую она уже считала своей. Военные успехи Генриха во Франции оказались менее значительными.
«Верное сердце»
В 1511 году у Екатерины и Генриха родился долгожданный сын. Король был в восторге. В честь рождения наследника он устроил роскошный рыцарский турнир и сам принял в нем участие. Генрих выступил под девизом «Верное сердце» и посвятил свою победу жене. Однако вскоре после рождения маленький принц умер.
Екатерина не оставляла попыток дать Генриху наследника. Всего она родила шестерых детей, но все они либо появлялись на свет мертворожденными, либо умирали в младенчестве. Единственным выжившим ребенком пары стала принцесса Мария, родившаяся в 1516 году.
После ее рождения Генрих сказал Екатерине: «Мы оба молоды. На этот раз родилась дочь, но, с Божьей милостью, за ней последуют сыновья». Его надежды не оправдались, а наследница-девочка короля не устраивала. Он все чаще винил Екатерину в том, что она не давала ему желанного сына. С годами Генрих становился все раздражительнее, а жена из союзницы превращалась в его глазах в соперницу и помеху, в объект ненависти. «В начале своего правления Генрих и Екатерина находились в равных условиях. Но неспособность королевы дать наследника мужского пола низводила ее до роли родительницы, когда она была [на самом деле] психологически сильнее мужа. Она обладала смелостью мужчины, что [в те времена] было неприемлемо», — считает Эмма Фрост, сценаристка сериала «Испанская принцесса», посвященного Екатерине.
Король суеверно решил, что на нем лежит проклятие из-за того, что он женился на вдове брата. Положение Екатерины стало шатким как никогда.
Бракоразводный процесс
Король решил развестись. Для этого ему нужно было получить разрешение Папы Римского. В 1527 году Генрих написал ему, что их брак с Екатериной — прямое нарушение библейского запрета на союз между мужчиной и вдовой его брата. Екатерина не хотела уступать мужу. «Она воспринимала развод как битву. Она считала борьбу за собственный брак столь же важной, как и борьбу за католическую веру», — объясняет историк Джулия Фокс.
Генрих просил жену уйти в монастырь, но она наотрез отказалась становиться монахиней. Как и король, Екатерина лично обратилась к Папе Римскому и заявила, что вышла за Генриха девственницей, а значит, фактически не была женой его брата. Поэтому обвинения и подозрения супруга беспочвенны.
Генрих устроил суд, на котором Екатерина должна была публично рассказывать о деталях своей сексуальной жизни с Артуром. Она выдержала это испытание и продолжала настаивать на своем, не желая отступать.
Папа Римский не давал Генриху разрешение на расторжение брака, боясь гнева ее племянника — короля Испании и императора Священной Римской империи Карла V. Переговоры с Папой продолжались семь лет. Когда Генрих понял, что процесс затягивается, он объявил о разрыве отношений с Папой Римским и в 1534 году принял Акт о супрематии. Согласно этому документу, король сам стал главой церкви. Генрих женился вторым браком на Анне Болейн, а брак с Екатериной был признан аннулированным. Королева проиграла битву за корону. Но на этом ее беды не закончились.
После аннулирования брака Екатерина покинула двор. Она стала считаться вдовой принца Артура и обращаться к ней как к королеве запретили. Тем не менее, она продолжала считать себя истинной правительницей Англии: в своем последнем письме Генриху признавалась, что ее глаза «больше всего на свете желают видеть» короля, и подписалась «королева Екатерина».
Между тем подозрительность Генриха росла. Он был убежден, что Екатерина может объединиться с их дочерью Марией и устроить заговор против него. Поэтому после развода запретил матери и дочери общаться. Это был удар для Екатерины. Мириться с очередным унизительным запретом бывшая королева не собиралась. Она тайно передавала письма дочери через верных людей. Тем более, что Марии действительно нужна была поддержка: после развода родителей она была объявлена собственным отцом незаконнорожденной и из наследницы превратилась в бастарда.
Екатерина провела остаток своей жизни в замке Кимболтон и умерла в одиночестве от рака в 1536 году. Бывшей королеве было 50 лет. После смерти Екатерины начали ходить слухи, что ее на самом деле отравили. Говорили, что это могли сделать родственники новой королевы Анны Болейн или бывший муж.
По словам историка Джона Эдвардса, Екатерина была «величайшей королевой» Генриха. После развода с Екатериной Генрих женился еще пять раз. Вторую жену, Анну Болейн, и пятую, Екатерину Говард, он казнил, обвинив в измене. С четвертой, Анной Клевской, развелся. Желанного наследника королю дала третья жена, Джейн Сеймур, которая умерла из-за осложнений после родов. Пятая, Екатерина Парр, пережила короля.
В отличие от Марии, дочери Екатерины Арагонской, и Елизаветы, дочери Анны Болейн, единственный сын Генриха родился слабым и болезненным. Он взошел на престол под именем Эдуарда VI, но правил недолго. После его смерти престол поочередно занимали Мария и Елизавета — обе они оставили заметный след в истории.