Доклад ООН: 90% людей в мире живут с предрассудками о мужчинах и женщинах
Глобальное значение Индекса гендерного неравенства (GII), не меняется с 2019 года, а глобальное значение Индекса человеческого развития (HDI) в 2020 году впервые за всю историю снизилось. Хотя во многих сферах женщины добиваются все больших возможностей, их число в высших эшелонах власти (на уровне глав государств и правительств) почти не менялось последние 27 лет. Почему так происходит? Авторы доклада «Преодоление гендерных предубеждений. Изменение социальных норм в сторону гендерного равенства», опубликованного 12 июня, утверждают: всему виной гендерные предрассудки.
Социальные нормы, связанные с гендером, влияют на отношения между людьми, иерархии, возможность делать выбор и свободно принимать решения. Стереотипы проявляются везде: в семье, на работе, в кабинке для голосования. Чтобы измерить силу этих стереотипов, Программа развития ООН (ПРООН) разработала Индекс гендерных социальных норм (GSNI). В упомянутом выше докладе представлены значения индекса, рассчитанные на основании данных, которые были собраны в 80 странах (где живет 85% населения мира) с 2017-го по 2022 год.
Как рассчитывается индекс
GSNI рассматривает не объективные показатели — сколько женщин на самом деле занимают высокие посты в политике и бизнесе или насколько доступны для них медицина и образование, — а представления людей о правах и способностях женщин.
Он охватывает четыре ключевых аспекта: политику, экономику, образование и телесную неприкосновенность. Каждому из них соответствует один или два стереотипа-индикатора. Респондентам предлагают согласиться или не согласиться (либо оценить степень согласия или несогласия) с одним из следующих утверждений или явлений:
- для демократии необходимо, чтобы женщины имели те же права, что и мужчины;
- мужчины становятся лучшими политическими лидерами, чем женщины;
- университет важнее для мужчин, чем для женщин;
- мужчины должны иметь больше прав на работу, чем женщины;
- мужчины лучше управляют бизнесом, чем женщины;
- право на насилие со стороны интимного партнера;
- право женщины на репродуктивный выбор.
Конечное значение индекса рассчитывается с использованием разных методов агрегирования. В качестве источника используются данные Всемирного обзора ценностей (WVS) за периоды с 2010-го по 2014 год (шестая волна исследований) и с 2017-го по 2022 год (седьмая волна).
Без предрассудков — только каждый десятый
Почти 90% людей имеют хотя бы одно предубеждение. Гендерные стереотипы распространены среди людей разного достатка, как среди мужчин, так и среди женщин. Они встречаются в странах как с низким, так и с высоким индексом человеческого развития, присутствуют в разных культурах и на разных континентах.
Например, почти половина населения мира считает, что мужчины становятся лучшими политическими лидерами, чем женщины, а 43% уверены, что мужчины лучше женщин управляют бизнесом. Авторы доклада полагают, что это та причина, по которой женщины сегодня занимают только 22% министерских постов (главами государств и/или правительств становятся и того меньше) и около трети руководящих должностей в компаниях по всему миру.
Другой пример: более четверти людей в мире считают оправданным избиение жены мужем. Примерно столько же (26%) женщин старше 15 лет подвергались насилию со стороны интимного партнера.
Гендерные стереотипы создают замкнутый круг неравенства: они, с одной стороны, отнимают у женщин права и возможности, а с другой — мешают добиваться справедливости. Например, женщина, столкнувшаяся с абьюзом, вряд ли осмелится искать защиты, если знает, что общество на стороне агрессора.
Образование и зарплаты разошлись
В образовании гендерный разрыв сокращается, а в экономических правах и возможностях — сохраняется: даже в тех 59 странах, где женщины в среднем более образованны, чем мужчины, они зарабатывают на 39% меньше. И это уже нельзя объяснить тем, что у женщин пробелы в знаниях.
Зато, пишут авторы доклада, гендерный разрыв в доходах, как правило, сильно коррелирует со значением GSNI. Иными словами, женщинам меньше платят из-за глубоко укоренившихся социальных норм и стереотипов. Таких как, например, «штраф за материнство» — ожидание, что женщина будет плохим работником, потому что все свое внимание постарается уделять детям.
С чем еще коррелируют значения GSNI? С Индексом гендерного равенства GII — того самого, который оценивает уже объективные показатели. То есть в тех странах, где люди меньше подвержены стереотипам о женщинах, женщины де-факто чаще руководят компаниями и присутствуют в органах власти, чувствуют себя безопаснее и реже болеют.
Еще один показатель, с которым коррелирует GSNI, — гендерный разрыв во времени, затрачиваемом на неоплачиваемую домашнюю работу и работу по уходу. В странах, где уровень предрассудков самый высокий, женщины тратят на ведение хозяйства и заботу о родственниках в шесть раз больше времени, чем мужчины. В странах с наиболее низким уровнем предрассудков — всего в два раза больше времени.
Ситуация меняется, но очень медленно
Социальные нормы, как правило, трудно изменить. Переломный момент настает, когда альтернативных взглядов начинает придерживаться некоторая «критическая масса» людей, что приводит к каскадному эффекту — и в конце концов норма меняется. Однако этот процесс буксует, если убеждения связаны с групповой идентичностью.
В 38 странах, по которым имеются данные за два временных отрезка (2010–2014 и 2017–2022), доля людей, имеющих хотя бы одно гендерное предубеждение, сократилась всего на 2,3 процентных пункта. Доля людей, свободных от стереотипов, более всего увеличилась в Германии, Уругвае, Новой Зеландии, Сингапуре и Японии и более всего уменьшилась в Чили, Южной Корее, Мексике, Российской Федерации и Киргизии.
Нормы могут меняться под воздействием триггеров — к ним авторы доклада относят научный прогресс (например, создание противозачаточных таблеток изменило отношение к репродуктивным правам), политику (введение всеобщего бесплатного школьного образования), деятельность общественных и коммерческих организаций (наем большего числа женщин), фем-активизм. Страны с меньшим присутствием женских движений (согласно Индексу феминистской мобилизации) имеют самые высокие предубеждения против гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин согласно оценке GSNI.
Что делать, чтобы ускорить изменения?
Авторы доклада предлагают сосредоточить усилия на шести точках роста. Во-первых, это государственные институты и политика — от декретных отпусков до оценки госбюджета с точки зрения того, учитывает ли расходование средств интересы женщин.
Во-вторых, система соцзащиты. Поскольку женщины более уязвимы перед трудными жизненными ситуациями, им необходима подстраховка в виде продовольственных программ, программ трудоустройства, поддержки малого бизнеса и т.п.
В-третьих, новаторские подходы к борьбе со предубеждениями. Например, в арабских государствах несколько общественных организаций при поддержке сети HerStory Структуры «ООН-женщины» мониторят СМИ, социальные сети и даже статьи в арабоязычной «Википедии» на предмет гендерных стереотипов.
В-четвертых, образование. Речь не только о собственно стереотипах, которые проникают и в учебный план, и во внеучебную деятельность, но и о важности развития в детях критического мышления, без которого борьба с предубеждениями невозможна.
В-пятых, альтернативная повестка. Например, моделирование нетоксичной мужественности, которая призвана вытеснить традиционные патриархатные модели.
В-шестых, представленность женщин в парламентах и правительствах, в общественных и коммерческих организациях, на разных медийных платформах. То есть везде, где будут слышны их голоса.