К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Город для игр: как женщины-архитекторы создают необычные детские площадки

Тошико Хориучи Мак-Адам знаменита гигантскими конструкциями игровых пространств из текстиля (Фото DR)
Тошико Хориучи Мак-Адам знаменита гигантскими конструкциями игровых пространств из текстиля (Фото DR)
Сегодня игровые площадки — это точка притяжения не только для детей, но и для родителей. Вокруг них выстраивается целая инфраструктура досуга. Любопытно, что именно женщины в этом направлении урбанистики устанавливают тренды и находят новые смелые решения, чтобы создавать безопасное и креативное место для игры с детьми. Партнер архитектурного бюро UTRO Алена Зайцева рассказывает о женщинах-архитекторах, которые создают необычные игровые пространства в России и мире

Город для игр

Сегодня половина населения Земного шара живет в городах, а, согласно прогнозам, к 2050 году горожан будет уже 70%. При этом треть городского населения составляют дети, для которых город не всегда хорошо приспособлен. В 2000-х годах детский фонд UNICEF («Чрезвычайный фонд защиты детей ООН») создал свод методических материалов по проектированию общественных пространств. Это стало своего рода революцией в теории города: в ней впервые появилось место для детей. После этого по всему миру стали появляться новые оригинальные и качественные детские игровые пространства. До России волна перемен дошла спустя примерно 10 лет — в 2010-х. 

Сегодня в создании креативных игровых пространств можно выделить несколько устоявшихся трендов. Во-первых, на площадке у ребенка должна быть возможность реализовать разные сценарии игры: одному, в компании и каждый день по-новому. Во-вторых, отдается предпочтение использованию натуральных материалов. В-третьих, само пространство выходит за пределы парадигмы «только для детей»: площадки привлекают родителей к участию в игре, созданию общих фантастических миров и укреплению контакта с ребенком.  

Марджори Аллен: придумала площадки для приключений
DR

Марджори Аллен: придумала площадки для приключений

Основоположница игровых пространств в Великобритании и создательница концепции «junk playground» (в русском переводе — «площадки приключений»). Марджори Аллен считала, что именно на площадках дети учатся брать на себя риски и ответственность, пробовать что-то новое и раздвигать границы своих возможностей.

Традиция таких площадок берет истоки в Европе после Второй мировой войны, когда дети играли в разрушенных зданиях, устраивали пиратские крепости или строили собственные города из покрышек и старых машин. Современным родителям такое место для игр вряд ли понравится, однако, по мнению Аллен, это именно та креативная среда, которая так необходима детям.

Тошико Хориучи Мак-Адам: вяжет текстильные площадки
DR

Тошико Хориучи Мак-Адам: вяжет текстильные площадки

Японско-канадская художница Тошико Хориучи Мак-Адам известна по всему миру своими гигантскими конструкциями игровых пространств из текстиля.

Началось все в 1992 году с участия художницы в небольшой художественной выставке, где она представляла публике связанные вручную нитяные гамаки. Двое детей попросили разрешения покачаться на них, и, наблюдая за игрой, Тошико решила попробовать связать крючком специальные игровые объекты, которые можно было бы использовать в парках. На них дети могли ползать, висеть, раскачиваться, прятаться, прыгать и придумывать различные игры. Первая такая площадка была открыта в 2000 году в национальном парке Takino Suzuran на японском острове Хоккайдо.

Анна Сиприкова: подстраивает под детей весь город
Концепция Streets for Kids·NACTO-GDCI

Анна Сиприкова: подстраивает под детей весь город

Выпускница Института «Стрелка», МАРХИ и университета Оклахомы Анна Сиприкова продвигает концепцию «Город — детям» (Streets for Kids) в глобальной инициативе по проектированию городов (GDCI). Анна — городской планировщик, в ее портфолио — проекты школьных зон в Тиране (Албания), программирование Вудруф-парка в Атланте (США), проект внутреннего двора мэрии Филадельфии (США), мастер-план инновационного района в Оклахома-Сити (США) и другие.

Анна считает, что нужно не только менять сами детские площадки на более современные, но и всю городскую среду сделать более благоприятной для детей. В создании игровых площадок необходимо учитывать потребности разных возрастов. И, конечно, площадки должны давать волю для творчества и фантазии: порой обычное бревно может стать для детей неиссякаемым источником разных игр, обойдя в этом яркую машинку или кораблик.

Мария Помелова: рассказывает фантастические истории
Проект «Старый маяк» ·DR

Мария Помелова: рассказывает фантастические истории

Партнер бюро «Чехарда» Мария Помелова вместе с командой превращает дерево, камни, канаты и прочие привычные природные материалы в художественные образы. Еще один метод проектов бюро — интеграция в площадки реальных фрагментов природы, например, целых деревьев с ветками или склона горы.

Анна Родионова: совместила игру и учебу в школьном дворе
Игровая площадка «Дюны» в Москве·DR

Анна Родионова: совместила игру и учебу в школьном дворе

Партнер российского бюро «Дружба», сооснователь и руководитель программ образовательной мастерской «Драконопроект» (экс-«Кони на балконе») Анна Родионова очень любит при проектировании игровых пространств прислушиваться к самим детям. В 2021 году бюро выпустило книгу «Детские площадки будущего», где под одной обложкой собраны мнения экспертов из различных областей об организации игровых городских пространств.

Проект появился на стыке архитектуры и образования, в диалоге со школьниками и сообществом «Школьный двор с детьми как соавторами». По сути это двор Павловской гимназии, разделенный на активные игровые, образовательные и релаксирующие зоны, где дети, учителя и родители могут проводить время. Тут можно наблюдать за природой, гулять, проводить уроки, делать домашние задания, организовывать тематические встречи.

Анастасия Юркевич: сделала площадку для людей любого возраста
Площадка «Салют» в Парке Горького·DR

Анастасия Юркевич: сделала площадку для людей любого возраста

Ландшафтный архитектор Анастасия Юркевич ранее работала в бюро AFA и входила в команду, которая спроектировали площадку «Салют» в Парке Горького (Москва). Этот проект получил известность благодаря созданию в нем огромного количества сценариев игры для детей и родителей. На площадке есть водная станция с системой ручьев, зона для игры с мокрым песком и водой, поляна для малышей, огромный конструктор, овраг, горки и десятки различных качелей на любой вкус.

Пространство является новаторским из-за принципов, по которым оно было спроектировано. Во-первых, гибкое зонирование территории позволило, с одной стороны, предусмотреть зоны и объекты для разных возрастов, с другой стороны, объединить их между собой в единую игровую среду. Во-вторых, пространство площадки многомерно: тут могут занять себя и трехлетние дети, и дети школьного возраста, и подростки. В-третьих, предусмотрено комфортное пространство для взрослых: есть полянки и уютные скамейки, откуда родители могут наблюдать за играми и при этом наслаждаться отдыхом.

Люба Гурарий: создает среду для обмена идеями между горожанами
Сквер в Выксе·DR

Люба Гурарий: создает среду для обмена идеями между горожанами

Креативный продюсер, участник проекта «Город-друг», автор образовательных и творческих программ для детей и подростков и одна из ключевых женских фигур в создании игровых пространств в России, Люба Гурарий принимала участие в создании проекта двора культурного центра «Мира» в Суздале, где проходят фестивали, концерты и кинопоказы.

Сейчас Люба занимается проектами, в которых дети являются полноценными участниками созидательного процесса. Так возник первый в России капитальный городской объект, созданный по проекту детей — сквер в Выксе.

Ольга Рокаль: следует принципам тактического урбанизма
Креативное пространство «Ателье» в Доме культуры «ГЭС-2»·DR

Ольга Рокаль: следует принципам тактического урбанизма

Педагог, соосновательница и куратор образовательного проекта для детей и подростков «Место» и фестиваля «Районнале» Ольга Рокаль занимается тактическим урбанизмом и развивает проекты соучастного проектирования с подростками и молодыми взрослыми по всей стране. Например, Ольга участвовала в организации и проведении выездных образовательных программ для детей и подростков в Владивостоке, Челябинске, Ульяновске, Дагестане и Татарстане, а в 2012 году она спроектировала первую инклюзивную игровую площадку по индивидуальному проекту в Саду им. Баумана в Москве. Также вместе с независимым дизайнером и арт-директором Диной Леоновой Ольга создала коллекцию мебели «Можно» для кормления детей в общественных местах, чтобы мамы с грудными детьми могли быстрее вернуться к привычной жизни.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+