К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

История королевы Шарлотты: как приквел «Бриджертонов» оказался сильнее самого сериала

Кадр из сериала «Королева Шарлотта: История Бриджертонов»
Кадр из сериала «Королева Шарлотта: История Бриджертонов»
В мае 2023 года на Netflix вышел сериал «Королева Шарлотта: История Бриджертонов» — приквел скандального и очень популярного проекта про придворные страсти эпохи Регентства в Великобритании. И если сами «Бриджертоны» были скорее нарочитой пародией на дамские романы, то их спин-офф получился неожиданно глубоким и важным разговором о созависимости в отношениях, о психиатрических заболеваниях и жизни с ними и, конечно, о гендерных предрассудках и расовой сегрегации.

Смыслы и рюши

Сериал «Бриджертоны», премьера которого состоялась на Netflix в декабре 2020 года, за первый же месяц увидели 63 млн зрителей. Второй сезон в марте 2022 года набрал за 28 дней более 656 млн часов просмотра на платформе. Приквел, посвященный истории королевы Шарлотты, зрители уже посмотрели более чем 158 млн часов за три недели с момента его премьеры. Другими словами, это один из главных хитов Netflix, который в рейтинге стриминга конкурирует разве что с таким блокбастером, как «Странные дела». Почему эта то ли пародия, то ли карикатура на костюмированную любовную драму, основанная на одноименной книге Джулии Куин, стала настолько популярной, кинокритики спорили еще в 2020 году: одни обличали фанатов в отсутствии вкуса, другие — видели в сериале скрытые под кринолином и рюшами остросоциальные проблемы.

 И, конечно, главным камнем преткновения в этих спорах стал так называемый «слепой кастинг», который привел к тому, что и королеву, и половину британской знати в «Бриджертонах» играют чернокожие актеры. Критики проекта увидели в этом искажение исторической правды, а поклонники — ликвидацию расового неравенства на уровне выбора актерского состава и, таким образом, вклад в борьбу движения Black Lives Matters. Ну и наконец, сериал получил негласный статус «костюмированного порно», потому что в первых двух сезонах поражал количеством откровенных эротических сцен. Каждому зрителю в «Бриджертонах» нашлось что-нибудь по вкусу: от реализации самых запретных фантазий до борьбы за права уязвимых групп. Таким образом создатели сериала будто «легализовали» наши потаенные слабости, когда даже самому интеллектуальному снобу между вторым и третьим томиком Ницше вдруг хочется посмотреть, чем закончилась любовная драма графа и графини. И шоураннеры саги о Бриджертонах позволили своему зрителю реализовать это guilty pleasure (c англ. запретное удовольствие. — Forbes Woman). 

И окончательно освободили его от неловкости при просмотре придворных интриг в спин-оффе «Королева Шарлотта: История Бриджертонов». Приквел проекта практически лишен трюков, сделавших оригинальный сериал настолько популярным у массового зрителя, который просто хотел смотреть на красивую картинку с остроумными диалогами. В нем до минимума сведены эротические сцены, семейные сплетни и любовные интриги, зато на первое место уже без всякой маскировки под кринолинами вышли остросоциальные проблемы.

 

В центре сюжета — история королевы Шарлотты, которую мы наблюдаем сразу в двух измерениях: в одном уже немолодая правительница срочно решает вопрос, кто будет наследником престола, потому что вдруг оказалось, что никто из ее 15 детей так и не удосужился подарить ей внука или внучку. А параллельно мы видим, как 17-летняя девушка впервые попадает в монаршую семью. 

Кадр из сериала «Королева Шарлотта: История Бриджертонов»

И сразу становится понятно, что властная и сильная королева — с ее хитрым прищуром и высокими требованиями — была такой с самого начала: еще в карете, которая везет Шарлотту на свадьбу с королем, она показывает свой характер. Она не понимает, почему ее насильно выдают замуж за человека, которого она никогда не видела; ее раздражает неудобный корсет и пышный наряд; а по приезде в замок, несмотря на высокие риски, она пытается убежать — прямо в платье и через забор. И в этот момент, хватаясь за ветки на ограде, она встречает будущего мужа — короля Георга, будущую любовь всей своей жизни. Любовь, которая и принесет ей много счастья, и станет ее пожизненной клеткой. 

 

Великий эксперимент

Очень точная формулировка кинокритика Ивана Филиппова в его рецензии для Forbes на первый сезон сериала: «экранный мир Бриджертонов — это совсем не старая добрая Англия, а современный мир, просто опрокинутый в XIX век» — актуальна и для спин-оффа. Однако в этой части проекта есть и важная связка с реальной историей Великобритании. В основных сезонах реальность сериала с темнокожими аристократами и королевой преподносится зрителю как факт. Как будто это не требует никаких объяснений (что в итоге и вызвало массу критики). В приквеле мы частично получаем ответы на свои вопросы: якобы британская власть того времени придумала так называемый «великий эксперимент», который должен сделать высшее общество более разнообразным и демократичным. И именно поэтому в качестве жены для короля выбрали темнокожую Шарлотту. А затем дали высокие титулы сразу нескольким темнокожим семьям, включив их таким образом в элиту страны. 

Конечно, в реальной истории никакого «великого эксперимента» произойти не могло, однако есть версия, что настоящая королева и правда была, как минимум, очень смуглой. И некоторые историки утверждают, что у королевской семьи благодаря Шарлотте до сих пор могут быть африканские корни. Будущая королева родилась 19 мая 1744 года на территории современной Германии в семье герцога Мекленбурга-Стрелица. Придворный врач барон Кристиан Фридрих Стокмар писал, что она была «невысокая и сгорбленная, с лицом настоящей мулатки». А в 1999 году историк Марио де Вальдес и Коком писал, что королева имела «африканскую внешность, которую невозможно было ни с чем спутать». По его словам, портретисты того времени специально рисовали ее намного более бледной, чем в жизни, чтобы скрыть ее происхождение (такая сцена есть и в сериале). 

В попытках разобраться в происхождении королевы, историк проследил шесть ветвей рода Мекленбурга-Стрелица. В итоге выяснилось, что она происходила от португальской аристократки Маргариты де Кастро и Суоза, жившей в XV веке. Та, в свою очередь, могла вести свой род от португальского короля Алонсу III и темнокожей мавританки Мадраганы, которая стала его любовницей в XIII веке, когда Алонсу захватил небольшой город Фару. У них родилось трое детей, которые и могли дать «новую кровь» Шарлотте и ее потомкам. 

 

И если смуглая кожа королевы — лишь версия историков, то факты ее биографии точно совпадают с сериалом: она действительно в 17 лет была выдана замуж за Георга III, и в их браке родилось 15 детей. И правда, судя по воспоминаниям современников и сохранившимся письмам, у них были очень трепетные отношения: они прожили вместе 60 лет, и когда в конце своей жизни Георг III сошел с ума, Шарлотта стала его опекуном и заботилась о муже до самой своей смерти. А он пережил ее всего лишь на год. 

Кадр из сериала «Королева Шарлотта: История Бриджертонов»

 Все эти факты о жизни Шарлотты — в чем-то достоверные, в чем-то оставшиеся гипотезой, — в свое время произвели большое впечатление на Шонду Раймс, автора сценария «Бриджертонов». В одном из своих интервью она говорит, что верит в теорию об африканском происхождении королевы. И что ее главная цель — показать чернокожих героинь во всем их величии и красоте.

Но больше всего Раймс поразило, какой эффект ментальная болезнь Георга оказала на становление Шарлотты. В результате сложная история личных отношений молодых короля и королевы (во многом, созависимых и основанных на самоотречении) стала центральной в спин-оффе. С первых минут их брака Георг, в которого Шарлотта моментально влюбилась, ведет себя очень странно, — и юной Шарлотте предстоит разобраться, что не так с ее новоиспеченным мужем. И когда она узнает, это определит всю ее дальнейшую жизнь и окончательно сформирует характер. И определит отношения со всем миром, где на первом месте всегда будет ее муж и его состояние, а потом уже все остальные, включая детей и страну. 

Важная черта приквела — в нем практически нет знакомых нам героев из основного сериала, да и вообще повествование сосредоточено на одной истории королевы (с парой сюжетных ответвлений). Из любимых персонажей в спин-оффе осталась Леди Данбери (мы знакомимся и с ее молодыми годами и становлением) и Леди Бриджертон, которая только что стала вдовой. В их диалогах и судьбах авторы сериала поднимают важную тему старения и эйджизма, которые больше всего ударяют по женщинам. Героини по-разному переживают осознание своего возраста, а еще то, как соотносятся их желания и возможности на этом этапе жизни. И Шонда Раймс определенно дает им право на второе (и даже третье и четвертое) счастье.  

«Королева Шарлотта: История Бриджертонов» гораздо реже, чем в основном сериале, заигрывает с маленькими слабостями зрителя, намеренно упрощая сюжет до романтической и эротической «клюквы». И гораздо чаще совершенно серьезно говорит о проблемах, которые были актуальны и в эпоху Регентства, и в наши дни. Проект от этого только выигрывает, тем более самое важное авторы сохранили: остроумные диалоги «на грани фола» и множество потрясающих женских персонажей, которые камня на камне не оставляют от стереотипов и виртуозно избавляются от навязанных позапрошлым веком гендерных установок. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+