К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фигура матери: пять женщин, которые изменили представления о детской психологии

Мария Монтессори (Фото DR)
Мария Монтессори (Фото DR)
Почему младенец «виснет» на матери, а трехлетка закатывает истерики? Как помочь ребенку с интересом учиться и поддержать в ситуации горя? Forbes Woman рассказывает о пяти женщинах, чьи исследования в области психологии изменили представления о детях и матерях
Мелани Кляйн: помогала детям избавиться от страхов
DR

Мелани Кляйн: помогала детям избавиться от страхов

Мелани Кляйн начала свою карьеру в психоанализе в начале 1900-х годов. Она стала первой женщиной-психоаналитиком, получившей профессорскую должность в Британии, и совершила революцию в психоанализе.

Если Зигмунд Фрейд скептически относился к анализу маленьких детей, полагая, что они вряд ли будут откровенны с кем-либо, кроме своих родителей, то Мелани, напротив, считала детский психоанализ возможным и действенным. По ее мнению, детям, недалеко ушедшим от состояния младенчества, даже проще разобраться с тем, как пережитые в самом раннем возрасте драмы влияют на их дальнейшую жизнь.

Вместо того, чтобы вести беседу с пациентом, лежащим на кушетке, Кляйн наблюдала за детской игрой и анализировала рисунки. Своими выводами она делилась с пациентами, обсуждая их страхи, агрессию, тревожные фантазии, в том числе с использованием фрейдистской терминологии. Некоторых шокировала такая прямолинейность в работе с детьми, но сама психоаналитик считала, что только честный взгляд на самые темные стороны своей личности может принести пациенту облегчение.

Основываясь на своей клинической практике, Мелани Кляйн пыталась проследить, как формируется психика с первых дней жизни ребенка и как в постепенном познании мира зарождаются корни будущих тревог, внутренних конфликтов, психозов. Ее понимание примитивных психических состояний позволило лечить тех пациентов, которые до этого считались неподходящими для психоанализа. А некоторые элементы метода были приняты на вооружение детскими психологами и психиатрами.

Маргарет Малер: показала, как дети обретают самостоятельность
Кадр из фильма The Psychological Birth of the Human Infant

Маргарет Малер: показала, как дети обретают самостоятельность

Маргарет Малер родилась в 1897 году в Австрии, в 1930-е вместе с мужем эмигрировала в США. Начинала как педиатр, но затем решила стать детским психологом. Работая с детьми, она пыталась понять, как формируются внутрипсихические структуры и что может привести к возникновению в них патологий.

Маргарет показала, что важную роль в нормальном функционировании психики играют отношения с объектами окружающего мира. Самый важный такой «объект» в первые месяцы жизни — мать (или тот, кто ее заменяет). Сначала младенец считает ее продолжением своего тела. Потом начинает осознавать, что мать — нечто отдельное, а значит, она может его покинуть (это приводит к развитию тревоги и страха). Затем ребенок начинает формировать собственное «я». И, наконец, активно исследует окружающий мир и находит удовольствие в этом.

Исследования Маргарет Малер показали: насколько для младенца важен постоянный контакт с матерью, настолько же важно дать ребенку постарше возможность обрести самостоятельность, даже если придется «набить шишки». И дали понимание причин возрастных кризисов, когда ребенок то ли изо всех сил пытается рассориться с близкими, то ли испытывает отношения на прочность.

Мэри Эйнсворт: разрабатывала теорию привязанности
Кадр из видеозаписи эксперимента «Необычная ситуация», 1970 год

Мэри Эйнсворт: разрабатывала теорию привязанности

Мэри Эйнсворт начала свою карьеру в 1930-е годы, когда получила степень бакалавра в Университете Висконсина. В 1950-х годах Эйнсворт пришла в Лондонский институт детской психиатрии, где вместе с Джоном Боулби исследовала привязанности между матерью и ребенком.

Она была автором одного из наиболее известных экспериментов в области детской психологии — «Необычная ситуация». Эксперимент проводился в небольшой комнате, оборудованной как игровая; на стену был установлен экран, прозрачный только с одной стороны, чтобы наблюдать за поведением детей.

В эксперименте участвовали дети 1–1,5 лет и их матери. Сначала ребенок входил в игровую комнату вместе с матерью. Когда он привыкал к новой обстановке, в комнату заходил незнакомец. На следующем этапе мать оставляла ребенка наедине с чужим человеком. Затем возвращалась, а незнакомец выходил. Всего было семь трехминутных эпизодов-ситуаций.

Мэри Эйнсворт анализировала, как дети реагируют на разные ситуации в зависимости от того, чувствуют ли материнскую поддержку. Ее критиковали за небольшую выборку, но все же на основе полученных данных она выделила три типа привязанности между матерью и ребенком — безопасную, избегающую и амбивалентную. Дети с безопасной привязанностью чувствовали себя комфортно в присутствии матери, активно исследовали окружающую среду в ее отсутствие и с удовольствием обращались к ней за поддержкой в стрессовых ситуациях. Дети с избегающей привязанностью не проявляли ярких эмоций ни в присутствии матери, ни в ее отсутствие, и избегали контактов с ней и другими людьми. Дети с амбивалентной привязанностью испытывали неуверенность, не могли найти определенный путь поведения, их терзали противоречивые эмоции. Они сильно реагировали и на отсутствие матери и на ее возвращение.

Результаты эксперимента показали, что привязанность между матерью и ребенком играет важную роль в психическом развитии ребенка, а тип привязанности, сформировавшийся в раннем детстве, может оказывать влияние на взаимоотношения и поведение человека.

Мария Монтессори: предложила детям свободу выбора
DR

Мария Монтессори: предложила детям свободу выбора

Мария Монтессори — итальянский педагог, которая разработала новый метод обучения. Она родилась в 1870 году в итальянском городе Чиавари; свою карьеру в педагогике начала в 1900-х.

Один из ключевых принципов метода Монтессори — свобода выбора. Она считала, что дети должны иметь возможность самостоятельно решать, что и как они хотят изучать, а учителя — выступать в качестве наблюдателей и руководителей. При этом дети должны учиться работать вместе и уважать друг друга.

Другой важный принцип — уважение к индивидуальности. Монтессори считала, что все дети уникальны, у всех свои собственные интересы и способности. Чтобы развить их, учитель должен адаптировать свой подход к каждому ученику.

Наконец, Мария считала, что и сами учителя должны стремиться постоянно улучшать свои навыки. Поэтому ее метод включает регулярные тренинги и семинары для педагогов.

Мария стала первой женщиной — доктором педагогических наук в Италии. Детские сады и школы, работающие по ее методу, открываются во врем мире. По данным российского отделения Международной ассоциации Монтессори, в России работает 56 таких учебных заведений.

Элизабет Кюблер-Росс: помогала детям справиться с горем
DR

Элизабет Кюблер-Росс: помогала детям справиться с горем

Элизабет Кюблер-Росс родилась в 1926 году в Цюрихе. Она начала работать в паллиативной медицине в конце 1950-х годов, когда была назначена главным врачом туберкулезного санатория в Швейцарии. Кэтрин была известным психологом и терапевтом, чья работа с терминально больными пациентами вдохновила ее на изучение процесса горевания. В 1969 году Кэтрин написала психологическое исследование «О смерти и умирании», где уделила особое внимание тому, как потерю близкого человека переживают дети.

Как и взрослые, дети могут переживать разные стадии горя — отрицание, гнев, торг, депрессию. Однако выражают эмоции более непосредственно, например, через резкое изменение настроения, повышенную тревожность, ночные кошмары. Кроме того, дети по-разному воспринимают смерть в зависимости от возраста и уровня развития. До двух лет они могут не понимать, что происходит, но реагировать на эмоциональное состояние родителей. В более старшем возрасте начинают задавать вопросы.

Кюблер-Росс советовала дать ребенку прожить горе в своем темпе. Некоторым детям может помочь рисование, игры, написание писем ушедшему близкому, а другим — просто разговоры и объяснения. Взрослые должны быть готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы и утешить: смерть близкого не означает, что любовь и связь с ним прекратились.

Кэтрин Кюблер-Росс была первой среди врачей, кто вслух заговорил о том, что недостаточно бороться за жизнь пациента до последней минуты — важно говорить об умирании. Поэтому часто сталкивалась с критикой со стороны коллег.  Она приобрела известность не только из-за работы в области танатологии, но и благодаря своему активной позиции по вопросам прав женщин и детей. Кэтрин выступала за уважение к детям и за признание их уникальных потребностей и способностей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+