«Что ты с собой сделала»: с какими стереотипами сталкиваются женщины с татуировками
Тату под прикрытием
Художнице и музыканту Свете Комрад 30 лет. Сделать тату она решила, когда была подростком: Света слушала панк-рок и хотела быть, как ее любимые музыканты, у многих из которых были тату. Также ей нравилось то, что каждый рисунок что-то символизирует. О том, что она столкнется с осуждением, девушка даже не предполагала: «Если женщину считают грязной из-за татуировок, то мужчину — брутальным и мужественным».
«Мне постоянно задавали вопросы о том, как же я буду рожать с татуировками, как будто это связанные вещи, — вспоминает Света один из самых частых упреков не только от родственников, но и от незнакомых людей. — Посторонние мне регулярно говорили, что меня никто не возьмет замуж, что у меня проблемы с головой, потому что нормальный человек не будет с собой «такого» делать, и что у меня, наверное, СПИД, если я вся «обколотая». Иногда такие оскорбления меня выбивали из колеи и портили настроение на целый день».
Далеко не все девушки отваживаются делать тату, которые сложно скрыть под одеждой, рассказывает тату-мастер Света Мозжухина. Обычно обращаются девушки в возрасте от 18 до 30 лет, но бывают и клиентки от 40 лет. По наблюдениям тату-мастера, девушки, как правило, бьют небольшие татуировки на плечах и бедрах, чтобы их можно было спрятать. «У меня была клиентка около 50 лет, я делала ей пару рисунков на теле — миниатюрную булавку на предплечье и цветок на голени. Она выбрала эти места, чтобы «муж не сильно ругался», — в случае чего закрыть тату помогают длинный рукав, брюки и носки».
«Как показывает многолетняя практика, чаще всего девушки не рассказывают родителям о том, что идут делать татуировку, из-за страха осуждения с их стороны, поэтому показывают уже по факту. А некоторые и вовсе сделали у меня уже не одну тату, но все еще не решаются признаться родителям из-за того, что будет скандал, и тут не важно, сколько им лет — 18 или 30», — рассказывает Света Мозжухина.
У ее мамы, 50-летней Натальи, тоже есть татуировка: на спине, «чтобы не сильно бросалась в глаза». Для человека ее поколения шаг смелый, однако рисунок она выбирала, думая о том, что скажут люди, рассказывает Света. Ей такая мотивация кажется странной: «Вы же покупаете ту книгу, которую хотите, и не стесняетесь читать ее в метро».
История тату: оберег во время родов
История татуировки насчитывает тысячи лет, а у некоторых народов она все еще считается необходимым оберегом или символом нового этапа в жизни. В Древнем Египте женщинам татуировки наносили, чтобы защитить их во время родов. У инуитов — коренного народа Северной Америки — татуировки на лицах и частях тела символизировали взросление, их наносили с началом менструации. Некоторые инуиты верили, что без них женщина не сможет перейти в мир духов после смерти. У атаял, народности Тайваня, тату символизируют зрелость женщины и то, что она способна заниматься хозяйством.
В Европе татуировки долгое время ассоциировались с моряками и преступниками, но в конце XIX века ситуация начала меняться: в 1881 году будущий король Георг V вернулся из поездки в Японию с изображением сине-красного дракона на руке и задал моду на тату в высшем обществе.
Особую популярность тату обрели в Америке. На рубеже XIX и ХХ веков покрытые татуировками с ног до головы женщины выступали в цирках — общество считало их фриками. Желающих поглазеть на расписную женщину, да еще и сильно оголенную, чтобы были видны рисунки (и это во времена, когда неприкрытая лодыжка была постыдной), находилось предостаточно: выступления на цирковых шоу приносили деньги. Поэтому предприимчивые мужчины-татуировщики били татуировки своим женам, отправляли их выступать и наживались на них. Однако были и самостоятельные женщины, которые, желая заработать и обрести финансовую независимость, покрывали тело татуировками и уходили работать в цирк. Такой способ прокормить себя стал популярен во время Великой депрессии, но к концу 1920-х татуировки перестали вызывать былое удивление у публики.
В 1950-х годах в некоторых штатах Америки татуировки были запрещены после вспышки гепатита из-за грязных игл и получили статус преступной метки: их стали набивать байкеры, гангстеры и заключенные, чтобы подчеркнуть свой бунтарский дух. Стигма в отношении татуированных женщин в то время стала такой сильной, что с бостонского насильника было снято обвинение, когда на ноге его жертвы увидели маленький рисунок бабочки. Женщины практически перестали наносить татуировки, сторонясь такого осуждения, те же, кто остался верен этому искусству, выделились в субкультуру.
Ситуация во всем мире переменилась в конце 1960-х с сексуальной революцией, которая подстегнула женщин выражать себя через татуировки. Рисунки на теле перестали быть позором и помогли многим девушкам пересмотреть свою женственность. Способствовало моде на тату и распространение панк-культуры.
«Как зэчка», или Тату в России
В России татуировки у многих все еще ассоциируются с тюремным миром. Расцвет криминальных татуировок пришелся на 1930-е годы, к 1950-м годам уже сформировалась целая система значений наколок, по которым можно было понять, за что и сколько человек сидит и кто он в тюремной иерархии. В 1970-е годы «тюремный» смысл тату постепенно размывается, они появляются у тех, кто никогда не был в заключении.
«Однажды я ехала в метро и читала книгу. Ко мне подсел мужчина и сразу начал спрашивать у меня про татуировки «по понятиям»: «А что это у тебя за татуировки такие, ты типа сидела, что ли?» Я не выдержала, посмотрела на него очень сурово и говорю: «Да, сидела». Он резко поменялся в лице, и у него закончились все вопросы. Естественно, ни в какой тюрьме я не сидела», — рассказывает художница Света Комрад о самом запомнившемся комментарии о ее тату.
Криминальное прошлое татуировки иногда создает ее обладателям проблемы с трудоустройством. «С татуировками тебя никто на работу не возьмет», — один из популярных доводов противников наколок. Однако компаний, которые не берут кандидатов из-за рисунков на теле, с каждым годом становится все меньше: по данным исследования сервиса по поиску работы Superjob, в 2021 году по этой причине соискателям отказывали всего 10% работодателей.
Строгий дресс-код бывает, например, в авиации. Авиакомпания S7 в августе отменила запрет на тату и разрешила пилотам и бортпроводникам иметь татуировки на открытых частях тела. «Мы убеждены, что профессиональные качества сотрудника никак не зависят от того, видна ли пассажирам его татуировка и какого цвета его волосы», — прокомментировали решение в руководстве авиаперевозчика.
Мое тело — мое дело
Благодаря тату 20-летняя Юля избавилась от стереотипного образа «хорошей девочки» — амплуа забавной и правильной скромницы со школы мешало девушке быть собой. Но теперь Юле постоянно приходится сталкиваться со слатшеймингом. «Мой отец мне говорил, что только «развратные девки» делают «такое», и, когда он увидел мои татуировки на ногах, сказал, что теперь парни меня явно захотят», — рассказывает Юля и вспоминает, что бывший парень на первом свидании сравнил ее с «кубинской проституткой», считая, что это комплимент.
Стереотипно ее тату восприняли и на работе: «В первые дни лета я ходила в кофте с длинными рукавами, меня воспринимали как специалистку и держали со мной дистанцию. Как-то я пришла в майке, у меня на руках тату — и сразу начались вопросы и шутки про секс, про количество моих половых партнеров. Это было очень неприятно, я не понимала, почему взрослые мужчины так реагируют. Коллеги-женщины мне подобного не говорили».
Мужчины гораздо реже сталкиваются с осуждением из-за татуировок. «У моего брата есть тату, но родители считали, что это нормально, потому что мужчина должен выглядеть брутально. Мне же говорили: «Что ты наделала, испортила себя, ты же девочка», — рассказывает медиаменеджер Юля Иванова. Татуировки помогли ей наладить свои отношения с телом и оставить в прошлом булимию: «Мое восприятие себя изменилось: появилось ощущение, что тело больше не соответствует общепринятой норме, а значит, теперь и подгонять его под какие-то стандарты нет смысла. Борьба с самой собой из-за того, что я обязана быть худой и красивой, осталась в прошлом».
Многим женщинам татуировки помогают пережить перемены в жизни (важные моменты можно запечатлеть в рисунке), наладить свою самооценку, почувствовать контроль над своим телом. Канадка Кристин Колорфул начала покрывать себя татуировками в 1970-х и надолго закрепилась в Книге рекордов Гиннесса как самая татуированная женщина в мире. Она считала, что тату позволяют женщинам наделить свое тело новой силой и избавиться от объективации: «Женщина с татуировками противостоит людям с помощью своей независимости. Даже если ты сделала одну татуировку, ты уже бросаешь вызов принятым в обществе нормам. Я и другие женщины с тату заявляем, что это наши тела и только мы выбираем, что с ними делать».
Художница и музыкант Света Комрад считает, что в том, что к тату на женском теле такое пристальное внимание, виноват патриархат: «Он контролирует женские тела, вес, внешний вид женщин, это касается и татуировок. Патриархальное общество устанавливает, что для нас есть норма, а что не норма. Представления о том, как должна выглядеть истинная женщина, мать, жена, дочь, складывались веками. Татуировки попадают в категорию «неприемлемо», потому что это слишком вызывающе, слишком свободолюбиво. Как это женщина будет делать со своим телом то, что она захотела?»