Брук Шилдс: как объективация почти разрушила жизнь самой популярной модели в США
ABC News в апреле выпустили документальный фильм «Прелестное дитя: Брук Шилдс» на стриминговом сервисе Hulu. Variety сообщает, что премьера стала рекордсменом на платформе по количеству часов просмотра. Фильм рассказывает историю одной из самых популярных моделей в истории США. Когда Брук было всего лишь 11 месяцев, она впервые снялась в рекламе мыла, а уже в 11 лет Брук получила главную роль в фильме «Прелестное дитя» режиссера Луи Маля. Стремительная карьера принесла Шилдс сотни обложек журналов и телевизионных интервью, миллионы фанатов и десятки миллионов долларов, вот только цена такого успеха была невероятно высока.
История Брук Шилдс начинается с того, что она просто родилась невероятно красивой. В 1965 году ее мама Тери Шилдс забеременела от очень консервативного и сдержанного бизнесмена Фрэнсиса Александра Шилдса. Его семья настаивала на том, что Тери должна сделать аборт. Она взяла деньги у родителей Фрэнсиса, но не прервала беременность. Поэтому после рождения Брук Фрэнсис был вынужден жениться на Тери, но брак продлился всего лишь пять месяцев.
Когда Брук было всего лишь пять дней, Тери сообщила семье, что это самый красивый ребенок на планете и она будет звездой шоу-бизнеса. На тот момент у Тери практически не было никаких средств к существованию, они с Брук жили очень скромно и бедно, поэтому она приняла решение зарабатывать на красоте дочери. В 1965 году Брук снялась в рекламе мыла Ivory у легендарного американского фотографа Франческо Скавулло — о таком старте карьеры мечтали тысячи взрослых моделей.
В фильме «Прелестное дитя: Брук Шилдс» друзья и одноклассники Брук рассказывают, что в детстве ей завидовали все. Она постоянно летала на съемки по всей стране, и в каждом журнале или газете другие дети непременно видели рекламные полосы с лицом Брук. Еще будучи совсем маленьким ребенком, она стала настоящей американской звездой и продавала любые товары так, как никто другой.
Американские телеканалы наперебой брали интервью у Брук, вся страна следила за тем, как маленькая очаровательная девочка завоевывает шоу-бизнес. При этом она была скромной, милой, деликатной и искренней в отличие от большинства других моделей. Хотя родители развелись рано, ее отец Фрэнсис принимал участие в воспитании. Брук придерживалась строгих католических правил и свято верила, например, в то, что секс в жизни девушки может быть только после свадьбы.
При этом мало кто знал, что ее мама Тери страдала от алкоголизма. Она очень любила дочь и заботилась о ней, но по вечерам превращалась в совершенно иного человека, становилась агрессивным тираном. Брук приходилось на ночь запираться в своей комнате, чтобы не пересекаться с Тери. Вероятно, именно подорванная алкоголем психика зачастую мешала Тери адекватно смотреть на развитие карьеры дочери.
В 1977 году, когда Брук было 11 лет, она получила главную роль в фильме «Прелестное дитя» режиссера Луи Маля. Шилдс играла дочь проститутки Мадам Нелл, которая жила в борделе и принимала весьма активное участие в увеселении клиентов. По сюжету у героини Брук случается платоническая любовь с фотографом Эрнестом Беллоком. Его роль досталась актеру Киту Кэррадайну, которому на момент съемок было 29 лет. В одной из сцен маленькая Брук целовалась с Китом. Ее мама Тери согласовала это действие и абсолютно не видела никаких проблем в том, что ее максимально далекая от совершеннолетия дочь целуется со взрослым мужчиной. Зато весь остальной мир оказался в полном негодовании от такой сексуализации ребенка.
Карьера Брук развивалась все стремительнее. Она стала самой молодой моделью на обложке американского Vogue (Брук было 14 лет). В 1980 году Кельвин Кляйн пригласил Брук в новую скандальную рекламу джинсов Calvin Klein. Тинейджер Шилдс сексуально позировала фотографу и видеографу, демонстрируя, как джинсы облегают ее формы. В одном из роликов Брук произнесла фразу: «Вы хотите знать, что между мной и моими джинсами Calvin Klein? Ничего». Сразу несколько американских телевизионных каналов запретили транслировать эту рекламу, тем не менее она стала настоящим хитом. Продажи бренда выросли на 300%, все девочки-подростки мечтали выглядеть, как Брук. Сам Кельвин Кляйн считал, что это настоящий успех.
В том же году Шилдс снялась в фильме «Голубая лагуна» — истории любви двух тинейджеров, которые впервые начинают познавать свою сексуальность. Режиссер картины Рэндал Клайзер убедил прессу в том, что Шилдс действительно потеряла девственность во время съемок, поэтому это самый честный фильм о том, что происходит с телом юной девушки, когда она начинает вести сексуальную жизнь. При этом Брук по-прежнему была убеждена, что секс может случиться в ее жизни только после свадьбы.
Америка не понимала, как воспринимать Брук. Как относиться к этой безумно красивой и популярной девочке? Она невинный и трогательный ребенок или сексуальный объект? Общественность и пресса не были готовы к тому, что подросток на экране и подросток в реальной жизни — два разных человека. А Тери наслаждалась тем, что Брук — суперзвезда, и плевать, какие последствия могут быть у такой популярности.
Сама Брук Шилдс, которой сейчас 57 лет, вспоминает, что была совсем невинна. И поэтому вовсе не понимала, что делает в рекламных съемках и фильмах что-то предосудительное. Тем не менее во время постельных сцен или поцелуев с мужчинами Брук чувствовала себя некомфортно. Она подсознательно догадывалась, что не должна так вести себя в юном возрасте. Мама, режиссеры и актеры убеждали ее, что все в порядке — это просто роль, нужно отработать на камеру и поехать домой. Во время съемок Брук просто переставала ассоциировать себя со своим телом. В документалке Hulu она рассказывает, что полностью отключала восприятие себя в реальности.
В 1981 году актриса оказалась в центре скандала, который нанес серьезный вред ее психике. Еще в 1975 году 10-летняя Брук приняла участие в съемке фотографа Гэрри Гросса для Playboy Press. Девочка позировала абсолютно голой в ванной со взрослым макияжем. Ее мама Тери подписала согласие на съемку, тем самым передав права на снимки Гроссу. Спустя шесть лет Гэрри, осознав популярность Брук, решил их опубликовать. Брук и Тери пытались оспорить права, но нью-йоркский суд встал на сторону фотографа. Брук подверглась многочисленным допросам. Адвокаты Гросса настаивали, что девочке с детства нравилось сниматься обнаженной, и что она хотела быть секс-звездой.
В том же году Брук появилась на обложке журнала Time в качестве главной звезды своего поколения. Издание называло ее символом новой эры и самым узнаваемым человеком в США, который зарабатывает $10 000 в день. В Америке появились куклы с лицом Брук, она была во всех светских хрониках, постоянно тусовалась в известном клубе Studio 54, дружила с главными голливудскими звездами — в особенности с Майклом Джексоном, который заявлял, что у них роман (в документальном фильме Брук говорит, что это абсолютное вранье, разрушившее их дружбу).
Брук Шилдс превращалась в товар. Люди перестали видеть в ней человека — все еще юную и ранимую девочку. Она была коммерческим продуктом, которым полностью управляла Тери. Брук делала исключительно то, что говорила мама или режиссеры и фотографы на съемочной площадке. Никто не интересовался ее мнением, самочувствием и физическим состоянием. Брук все сильнее деассоциировала себя со своим телом и понимала, что на самом деле вообще не знает, какая она в реальной жизни. При этом алкогольная зависимость Тери росла, Брук приходилось оправдывать маму на телевидении и заботиться о ней, чтобы та совсем не потеряла контроль над своей и ее жизнью.
Впервые почувствовать свою независимость Брук удалось лишь в 1987 году, когда она поступила в университет Принстон, чтобы изучать французскую литературу. Она начинала лучше понимать себя, почувствовала, что имеет право на собственное мнение, впервые начала встречаться с мальчиками не на экране по указке режиссера, а по любви. И самое главное — Брук впервые начала отдаляться от матери, разрывая связь с ней и понимая, как можно жить самостоятельно, принимая свои решения. Вскоре после этого, пытаясь вернуться в мир кинематографа, Брук стала жертвой изнасилования. В документальном фильме Hulu модель и актриса впервые рассказывает об этом, не называя имя насильника. Брук рассказала лишь, что он был одним из топ-менеджеров в Голливуде.
Брук вышла из абьюзивных семейных отношений с Тери и искала защиты и поддержки, поэтому довольно быстро оказалась вовлечена в токсичный роман с теннисистом Андре Агасси. Он был таким же контролирующим тираном, как и мать Брук, поэтому начал полностью управлять карьерой своей девушки, а затем и жены. Агасси решал, в какой рекламе Брук может сниматься, на какие роли может соглашаться и как должна вести себя в обществе.
В документальном фильме Брук рассказывает, что в 1990-х годах она по-прежнему не чувствовала себя собой. Она пыталась забыть о том, что пережила насилие, пробовала смириться с тем, что за четыре года учебы в университете утратила свою популярность, и отчаянно пыталась понять, чем же ей заниматься дальше. Брук искала способ, как из коммерческого продукта превратиться в человека, который получает удовольствие от жизни.
Освободиться от травмы, которую ей нанесли объективация и сексуализация в детстве, Брук смогла лишь во втором браке с режиссером, продюсером и сценаристом Крисом Хенчи. Она начала жить нормальной жизнью — в бескорыстной любви и заботе, без тиранического контроля. Брук снималась в ситкомах и мюзиклах, показав миру, что красивые девушки могут быть остроумными и веселыми. После рождения первого ребенка Брук пережила сильнейшую послеродовую депрессию, о которой написала книгу — и неожиданно стала голосом миллионов женщин, которым сложно дается рождение и воспитание детей. Америка наконец-то увидела в Брук Шилдс не прелестного сексуального ребенка, а реального человека.
Карьера Брук — пожалуй, самый яркий кейс в истории шоу-бизнеса, который показывает, как индустрия развлечений и реклама могут лишить человека права на его собственную жизнь. В конце фильма Шилдс говорит о том, что за прошедшие 50 лет в мире не случилось никаких изменений. Юные девочки-подростки продолжают сексуализировать себя в социальных сетях, а СМИ и корпорации все еще используют юные красивые тела, чтобы увеличить свою прибыль. И всем, кто сомневается, что это крайне серьезная проблема, непременно нужно посмотреть фильм «Прелестное дитя: Брук Шилдс».