Человек и пароход: как Рафаэла Апонте стала самой богатой self-made женщиной в мире
В 2023 году 78-летняя Рафаэла Апонте стала самой богатой женщиной, заработавшей состояние самостоятельно, в списке миллиардеров по версии Forbes USA. Таких, как она, всего 96, в то время как женщин, получивших наследство или долю в результате развода, 241. Self-made женщины составляют всего 3,6% миллиардеров мира, — но всего 10 лет назад их было в два раза меньше.
Рафаэла и ее муж Джанлуиджи Апонте — сооснователи судоходной компании MSC, которая занимается грузоперевозками, а также владеет круизной компанией MSC Cruises, транспортно-логистической компанией Medlog и оператором контейнерных терминалов Terminal Investment Limited. По оценке Forbes USA на 2023 год, каждый из супругов владеет состоянием $31,2 млрд, причем год назад у них было только по $8,4 млрд.
Но это только предположения — семья не делает свои доходы достоянием общественности. MSC не торгуется на бирже и не публикует никаких финансовых показателей — притом что является одной из крупнейших в мире. Согласно базе данных Alphaliner, во флоте MSC 730 судов, способных перевозить более 4,8 млн контейнеров. По оценкам экспертов, опрошенных Forbes USA, в 2022 году MSC заработала более $28 млрд — больше, чем их ближайший конкурент, датская компания Maersk.
Грузы и круизы
Будущие сооснователи MSC познакомились во время морской прогулки на остров Капри в 1960-х. Джанлуиджи был капитаном корабля, Рафаэла, дочь израильского банкира, проживавшего тогда в Швейцарии, — туристкой. Позже он устроился работать в банк, чтобы быть к ней ближе, но к 1970 году уволился.
Супруги взяли кредит $200 000 (эта сумма эквивалентна $1,5 млн в 2023 году) и приобрели свой первый грузовой корабль — его назвали «Патриция». Затем появилась «Рафаэла». К 1979 году у основанной четой Апонте Mediterranean Shipping Company (сокращенно MSC) было уже 17 судов.
Как пишет швейцарская газета Le Matin Dimanche, компания росла за счет экономии на всем: до 1996 года приобретала только подержанные суда, в ее флоте до сих пор можно найти корабли, сошедшие со стапелей еще в начале 1980-х. При этом в 1990-х и 2000-х не отличалась пунктуальностью, так что аббревиатуру MSC стали в шутку расшифровывать как «Maybe Ship Comes» — «Может, корабль и придет». Несмотря на это, к 2011 году флот MSC состоял уже из более чем 420 судов. Среди них были и рекордсмены — например, «Памела» в 2005 году стала самым вместительным грузовым судном в мире, способным перевозить до 9200 контейнеров. Позже этот рекорд побил «Оскар» — в 2014-м он взял на борт 19 224 контейнеров.
В 1988 году MSC запустила логистическую компанию Medlog, в 2000-м — оператора контейнерных терминалов Terminal Investment Limited, в 2010-х занялась паромными перевозками на Средиземном море. По данным Le Matin Dimanche, в MSC работают 150 000 сотрудников, из них 1400 — в Швейцарии.
Кроме того, в конце 1980-х компания начала создавать круизный флот. Как пишет Forbes USA, сейчас MSC Cruise — одна из крупнейших на рынке, конкурирующая с Carnival, Royal Caribbean и Norwegian. В 2022 году в читательском рейтинге круизных компаний издания CNTraveller MSC Cruises заняла второе место в номинации «Мегакорабли».
Случай в Сен-Назере
Многие из лайнеров MSC были построены на верфях французского города Сен-Назер. В 2016 году издание Mer et Marine писало: «В то время как 10 круизных лайнеров, построенных для MSC Cruises в период с 2003 по 2013 год, представляют собой инвестиции в размере €6,5 млрд, строительство четырех судов поколения Vista оценивается в €3 млрд, а строительство четырех судов World Class — в €4 млрд». Строительством занималась верфь STX France. В 2017 году она объявила о банкротстве, была приобретена французским правительством и с тех пор носит название Chantiers de l’Atlantique. Несмотря на это, ее сотрудничество с MSC продолжилось — например, в ноябре 2022 года завершилось строительство лайнера MSC World Europa. Его длина — 333,3 м, ширина — 47 м, высота — 68 м; он может перевозить более 6700 пассажиров в 2626 каютах — от небольших комнат до огромных люксов.
Внутренним оформлением кораблей в компании занимается именно Рафаэла. Она же, как пишет Le Matin Dimanche, поддерживала близкие отношения с человеком по имени Алексис Колер, из-за которого компания чуть не оказалась втянута в коррупционный скандал.
В начале 2010-х Колер работал во французском Агентстве по государственному участию (Agence des participations de l'État, или APE), которое управляет государственными пакетами акций в компаниях, имеющих стратегическое значение. Затем — в Министерстве финансов при президенте Франсуа Олланде. В 2016 году он уволился, переехал в Женеву и занял место в совете директоров MSC. А девять месяцев спустя вернулся во Францию, где стал главой администрации и правой рукой президента Эмманюэля Макрона.
В 2018 году антикоррупционная неправительственная организация Anticor подала судебный иск против Колера, обвинив его в том, что, будучи государственным чиновником во Франции, он скрывал свои связи с MSC. И дело даже не в коротком периоде работы на компанию, а в родственных связях с семьей Апонте. По данным Le Matin Dimanche, Алексис Колер знает их с детства, особенно близок с Рафаэлой Апонте. Его жена и дети часто отдыхали с ней и ее дочерью на одной из принадлежащих семейству яхт. Как считает Anticor, все это могло влиять на условия сделок между MSC и верфью в Сен-Назере, где строились их лайнеры.
Дело против Колера было прекращено, Anticor подала новый иск в 2020-м. Весной 2021 года в штаб-квартире MSC в Женеве в присутствии французских следователей прошел обыск. В 2022-м прокуратура по финансовым преступлениям предъявила Колеру обвинения. И MSC, и сам Колер утверждают, что он никогда не скрывал связей с семьей Апонте и что эти связи не влияли на принимаемые им на государственном посту решения.
Семья
Хотя у Рафаэлы Апонте нет никакой официальной должности в компании, она, как утверждает Le Matin Dimanche, играет важную роль в принятии управленческих решений. Дети сооснователей также работают в MSC: сын Диего занимает пост президента, дочь Алекса — финансовый директор. Муж Алексы Пьерфранческо Ваго возглавляет круизное подразделение. Жена Диего Эле Сойер Апонте, дочь владельца турецкого грузового порта Asyaport Ахмета Сойера, занимается контейнерными перевозками.
Когда в начале 2020 года началась пандемия COVID-19, их объем увеличился из-за того, что люди, запертые на карантине, начали активно заказывать товары на дом. Как пишет Forbes USA, тарифы на контейнерные перевозки резко выросли, благодаря чему рос и доход MSC. Компания использовала их, чтобы выкупить 10% Terminal Investments Limited за $1,6 млрд, 74% акций бразильской логистической компании Log-In Logistica за $314 млн и Bolloré Africa Logistics, которая управляет операциями французского конгломерата Bolloré Group в Африке, — за $6 млрд.
«Во время пандемии ковида MSC заработала больше денег, чем за все предыдущее десятилетие», — пишет Le Matin Dimanche со ссылкой на источники, близкие к компании. Неудивительно, что к 2023 году сооснователи компании заняли 43-е место в списке миллиардеров Forbes USA.