Второй переходный возраст: что такое менопауза и как о ней говорить
Почему и как происходит менопауза
Гинеколог-хирург «Олимп Клиник» Юлия Чернышева определяет менопаузу как один из этапов жизненного цикла женщины, который знаменует собой окончание репродуктивного возраста. Половые гормоны — эстроген, андроген и прогестерон — перестают вырабатываться из-за истощения фолликулярного запаса яичников.
Обычно девочки рождаются с 1–2 млн фолликулов — это пожизненный запас, пополняться он не будет. К началу полового созревания их остается порядка 400 000, и в течение всей жизни фолликулы ежедневно гибнут. Некоторые факторы — например, курение — могут ускорить этот процесс.
Различные гинекологические заболевания (кисты, эндометриоз) и операции, а также химиотерапия тоже могут приближать менопаузу. Своевременной считается менопауза, наступившая в 45–55 лет. Врач отмечает, что позднее наступление менопаузы — редкое явление, которое может быть сопряжено с развитием различных онкологических заболеваний.
Помимо естественной менопаузы, приходящей с возрастом из-за атрофии яичников, бывает искусственная — из-за воздействия на организм каких-либо препаратов или хирургической операции по удалению половых желез.
Считается, что женщина вступила в менопаузу, если с момента последней менструации прошло не менее 12 месяцев. Именно на этот период, называемый перименопаузой, приходятся неприятные симптомы, среди которых Юлия Чернышева отмечает приливы жара, повышенную потливость, бессонницу, переменчивость настроения, снижение либидо, набор массы тела, недержание мочи. Но каждая женщина проживает уникальный спектр симптомов.
Чернышева отмечает: неизбежность дискомфорта во время климакса — миф. К менопаузе можно подготовиться и войти в этот период так, что симптомы не будут сильно выраженными, а качество жизни останется прежним. «Важно оставаться в хорошем контакте с самой собой физически и психически. Заботиться и принимать свое тело и его новые потребности. Можно использовать в качестве поддержки гормональную терапию, спорт», — говорит она. При появлении любых неприятных проявлений Чернышева рекомендует обращаться к врачу.
Другой миф — что отсрочить наступление менопаузы могут гормональные препараты. «Этот миф породили сами же гинекологи, — говорит Чернышева. — До сих пор есть врачи, которые верят, что гормональные препараты могут помочь в сохранении запаса яйцеклеток. Нередко такие назначения делаются пациенткам подросткового возраста, якобы для того, чтобы они с молодого возраста сохраняли свои яйцеклетки и могли легко забеременеть. Ежедневно наши яйцеклетки погибают, и это неизбежно. А вот образ жизни напрямую влияет на репродуктивную систему. Чем здоровее питание, стабильнее вес, разнообразнее физическая активность, меньше стресса, тем комфортнее и плавнее будет этап наступления менопаузы».
Наконец, многие опасаются, что заместительная гормональная терапия (ЗГТ) может привести к раку. Терапию назначают, чтобы восполнить нехватку половых гормонов. Для нее используются гормоны, полученные либо из растительных или животных источников, либо произведенные лабораторно. Их химическая структура аналогична, хотя обычно и не идентична структуре гормонов, вырабатываемых женским организмом. Действительно, есть исследования, которые говорят о том, что ЗГТ повышает риск возникновения рака груди, поэтому важно тщательно следить за состоянием молочных желез. «Но эти риски одинаковы для всех, кто принимает гормональную терапию, не только для женщин на этапе менопаузы», — говорит Чернышева. А кроме того, риски различаются в зависимости от состава принимаемых гормонов.
Например, по данным Women’s Health Initiative (WHI) — исследовательского проекта, который был запущен в 1990-е, длился более семи лет и затронул 27347 женщин — употребление эстрогена вместе с прогестином постепенно повышало риск рака молочной железы, употребление только эстрогена снижало. В то же время эстроген совместно с прогестином снижали риск колоректального рака, тогда как эстроген без прогестина никак на этот показатель не влиял. И комбинированная терапия, и терапия одним только эстрогеном снижали вероятность переломов бедра и позвоночника и повышали риск деменции. В целом эстроген без прогестина давал более благоприятный прогноз, но назначали его только женщинам, перенесшим удаление матки, поскольку этот гормон «в одиночку» является фактором риска развития рака эндометрия. Все это говорит о том, что подбирать ЗГТ необходимо индивидуально, совместно с врачом взвешивая все плюсы и потенциальные риски.
Горе по прошлому
Эстроген влияет и на эмоциональную сферу женщины — в частности, он связан с выработкой серотонина. Его снижение вкупе со стрессом, вызванным физическими симптомами, ухудшает психологическое состояние женщин. Поэтому так важно обращаться к специалистам, считает Чернышева. Однако по словам психоаналитического психотерапевта сервиса «Ясно» Юлии Терешкиной, те женщины, которые сейчас проживают этап наступления менопаузы, — из поколения, не привыкшего к психотерапии: «Обычно женщины этого возраста пытаются решить проблему с помощью препаратов или косметологии, спорта и других действий. Психотерапия стигматизирована: «Нормальные люди к психологам не ходят».
Терешкина называет менопаузу одним из сильнейших возрастных кризисов: «прежде всего, это ощутимый признак старения и потеря репродуктивной функции». В человеческом сознании возрастные изменения связаны со страхом потери привлекательности, ценности и любви. Женщине приходится заново учиться воспринимать себя и мир вокруг, адаптироваться к новому телу и прощаться с прошлым, а значит — проходить через горевание.
Самым важным фактором, влияющим на психологическое состояние женщины, Терешкина считает то, насколько женщина удовлетворена своим прошлым. «Непрожитые в прошлом потери, сожаления и сомнения мешают нам принимать наши возрастные изменения. Чем больше неразрешенных проблем женщину держит в прошлом, тем труднее его отпустить. Это не только о возможности иметь детей, но и о женственности и удовлетворенности отношениями», — аргументирует она.
Психотерапевт клиники Mental Health Center Амина Назаралиева добавляет, что на самоощущение женщины в период менопаузы влияют качество отношений с партнером, самооценка и сексуальный опыт. «Если с перечисленными аспектами все в порядке, то это поможет компенсировать даже сильные биологические изменения в организме», — уверена специалист. По словам Юлии Терешкиной, менопауза может спровоцировать неуверенность в своей привлекательности. В этот период важна поддержка со стороны партнера, проявление романтических чувств с его стороны.
Если говорить о сексе, то менопауза часто сопровождается сухостью половых путей. Эту проблему можно решить специальными средствами. «Мы используем локальные препараты. Физиотерапевтические процедуры, комплексы упражнений для тренировки тазового дна и прочие практики помогают женщинам чувствовать себя привлекательными в менопаузу», — говорит Чернышева.
Однако у многих снижается само сексуальное влечение, отмечает Назаралиева. Она рассказывает, что в таких случаях психологи нередко назначают пациентам гормональную терапию тестостероном, однако, по ее словам, эффективность метода не доказана. Впрочем, это не значит, что после наступления менопаузы секса нет: «Он может быть даже куда более удовлетворительным, чем на пике гормональной формы в юности, когда женщина еще не так хорошо знает свое тело, или находится в плену стереотипов о сексе, или занимается сексом с недостаточно умелым партнером». По ее словам, важно, чтобы коммуникация с партнером была безоценочной, а в сексуальные отношения привносилась новизна.
Юлия Терешкина рекомендует относиться к женщине в менопаузе, как к любому человеку в состоянии горевания, даже если это прямо не осознается и не проговаривается. Ведь менопауза — это потеря привычного тела, статуса, функций. «Полезно поразмышлять, о чем вы больше всего сожалеете, что ценное ушло. Может не хватать близости с семьей и детьми, любви, романтики или интереса к жизни. Физические изменения лишь усиливают эту нехватку. Важно понять, в чем корень проблемы, и приложить усилия, чтобы это исправить», — рассуждает Терешкина.
«Не стоит проецировать на себя опыт бабушек, матерей и других женских фигур. Часто кажется, что мы превращаемся в них, и этого хочется избежать, ведь не всегда это — желанный образец. Все мы разные, и сейчас у женщин гораздо больше возможностей получить поддержку и дольше быть активными и здоровыми», — отмечает Юлия Чернышева.
Амина Назаралиева приводит позитивный пример: «Есть женщины, которые чувствуют, что они наконец-то «отстрелялись»: детей вырастили, квартиру купили, карьеру построили. А сейчас, свободные и на пенсии, могут путешествовать, наслаждаться жизнью и отдыхать. При этом влюбляться без всякого риска в виде беременности».
«Ненормальные климактерички»
«В обществах, где возраст более почитаем и пожилая женщина считается более мудрой, симптомы менопаузы вызывают значительно меньше беспокойства», — говорит доктор профессор акушерства, гинекологии и репродуктивного здоровья Йельской медицинской школ Мэри Джейн Минкин, автор исследования, которое затронуло более 8000 человек. Жительницы Дании, Швеции и Норвегии чаще сообщали, что менопауза прошла лучше, чем они ожидали, в то время как женщины из США, Великобритании, Франции и Канады признавались, что менопауза оказалась гораздо неприятнее. Исследование фокусировалось на симптоматике, связанной со снижением уровня эстрогена, которая у всех женщин проявляется более-менее одинаково, но оказалось, что на ее субъективное восприятие влияет культурный и социальный контекст.
Тема менопаузы в культуре табуирована вдвойне: как имеющая отношение к женской сексуальности и как связанная с увяданием и, в перспективе, смертью. Все это создает у женщины, переживающей этот период, чувство одиночества и стыда, как будто с ней происходит нечто запретное, плохое и стыдное.
Кроме того, до сих пор сильно представление о материнстве как главном «женском предназначении». В этом смысле женщина, теряющая репродуктивную функцию, буквально теряет свою «товарную» ценность. Как и женщины в фертильном возрасте, женщины в менопаузе сталкиваются с оцениванием своей внешности.
Еще один стереотип, влияющий на отношение к женщинам в менопаузе, — стереотип об их излишней эмоциональности. Неслучайно ругательство «климактеричка» созвучно слову «истеричка». Серия экспериментов, проведенная учеными из Пенсильванского университета, показала, что к женщинам, переживающим симптомы менопаузы, хуже относятся коллеги, считая их менее надежными и эффективными сотрудниками.
Юлия Чернышева считает, что женщины должны перестать бояться говорить о менопаузе. Социальные стигмы мешают им входить в этот этап подготовленными. По словам врача, этот период часто провоцирует долгосрочные психологические проблемы, нередко требующие медикаментозного лечения. Поэтому тему менопаузы нельзя обесценивать. Женщинам важно описывать свои чувства, делиться ими с окружающими, а близким — оказывать поддержку.
Это подтверждают и результаты одного из экспериментов в рамках упомянутого выше исследования Пенсильванского университета. Женщина, которая краснела, задыхалась, обмахивалась листом бумаги, но утверждала, что ей просто жарко, вызывала меньше симпатии у коллег, чем женщина, которая прямо говорила: «У меня прилив». Это заявление, нарушающее табу на обсуждение менопаузы, воспринималось как проявление силы.