К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества

Спектакль «Черная книга Эстер» (Фото В.Яроцкого)
Спектакль «Черная книга Эстер» (Фото В.Яроцкого)
Историки будущего опишут слом действовавшей до февраля 2022 года модели российского культурного менеджмента как крах частно-государственного партнерства и введение цензуры. Но слом модели не означает остановку творчества, просто теперь вся ответственность ложится на менеджеров среднего звена, волонтеров и меценатов. И что парадоксально и при этом логично: все эти ответственные лица — женщины

«Внутри» свободного пространства

К новому, 2023 году режиссер Женя Беркович поставила в московском частном театре «Пространство «Внутри» спектакль о Рождестве «Наше сокровище» в прозе и стихах. В нем действуют ангелы и вифлеемские менты, Святое семейство, как и полагается, бежит в Египет, а к малышке-Христу приходят говорящие животные.

«Что вы понаехали, ходячая проблема?
Чем вам тут намазано в центре Вифлеема?
Тоже мне, подумаешь, поправки в скрижали,
Зачем нам эта перепись, чего мы там не знали? — рассуждают жители Вифлеема:

А всего-то мы хотим добра и мира, да
Жить не в говне!
И не надо никого нам вместо Ирода,
В этой стране!»

 

Спектакль-вертеп Беркович — лишь одно из рождественских чудес, которые возникли на улице Казакова, в доме 8/3, в театре со странным названием «Пространство «Внутри». Театр, открытый пару лет назад архитектором Олегом Карлсоном «на задворках «Гоголь-центра», в сезоне 2022/2023 стал пристанищем для независимых театральных компаний, самостоятельных проектов и режиссеров, лишившихся возможности ставить на других площадках. 

Это единственная московская площадка спектаклей Жени Беркович. Сегодня Беркович — символ актуального театра, которая пишет пьесы и стихи и ставит спектакли. Ее не раз задерживали на митингах, но идею эмиграции она отметает. Ее пьесы, и спектакли, и стихи, и поступки — всегда четкое высказывание про самое важное при всей внешней сказочности происходящего на сцене и женственных образах актрис.

 

В «Пространстве «Внутри» идет несколько постановок Беркович. Среди них «Финист — ясный сокол», номинированный в 2022 году на «Золотую маску» как лучший спектакль малой формы в драме. В основе его сюжета — дело студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой, поехавшей за своим ясным соколом в Сирию, которое рассказывают семь Марьюшек в кокошниках. Влюбившись во «ВКонтакте» в полевого командира, героиня отправилась к нему на территорию Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация. — Forbes Woman), прямо как девушка из русской сказки — через поля, леса и горы, истоптав трое железных башмаков, изломав три железных посоха, чтобы пролить слезу на его плечо. Приговор суда там «зачитывает» хор — нежные девичьи голоса поют строчки статей Уголовного кодекса. А еще там дают инструкцию, как правильно надеть хиджаб в Сирии или платок в колонии общего режима. 

В «Синей рисовой собаке», поставленной как спектакль для детей по стихам Федора Сваровского, где миром правят еноты и ожившие креветки, режиссер добавила второй акт со стихами на актуальную тему 13 современных авторов, среди которых Алла Боссарт, Вера Павлова и Вера Полозкова. Круто изменившаяся, повзрослевшая «Собака» теперь идет с маркировкой 16+.

В «Пространстве» играет свое кабаре Людмила Петрушевская, Елена Коренева предстает в роли пуделя в спектакле Владимира Мирзоева «Я убил царя». На сцене «Пространства» — Роза Хайруллина, молодые «кудряши», выпускники курсов Крымова и Женовача, брусникинцы разных поколений, «Театр Мастерских», «Театр взаимных действий», «Инклюзион».

 
«Сказки Пушкина» режиссера Рузанны Мовсесян (Фото «Пространство «Внутри»)

Завлит Ольга Фукс, пришедшая в театр с новой командой в августе 2022-го, свою программную статью в «Экране и сцене» назвала просто: «Ноев ковчег». Действительно, в «Пространстве» нашлось место спектаклям закрытого «Гоголь-центра», студенческим экспериментам и независимым проектам больших актрис. 

Архитектор Олег Карлсон, создатель «Пространства», прежде был известен как человек, трижды обустраивавший помещения для «Театр.Doc». В театральном мире про Карлсона шутили, что он специалист по подвалам в центре Москвы. Увлечение театром вызвало у него эффект погружения: из друга независимого театра Олег Карлсон превратился в театрального продюсера. Так в мае 2021 года на улице Казакова, в соседстве с Gogol school, открылось «Пространство «Внутри», частный театр, созданный при поддержке проектно-строительной фирмы «АСБ Карлсон и К» и архитектурного проекта «Клиника Doctor House». 

«Пространство» задумано как творческий центр, где идут репетиции (хотя у театра нет своего репзала) и выставки (например, фотопроект Александра Адриевича, созданный совместно с «Мемориалом»), дают мастер-классы, читают лекции, издают книги. «Вокруг нас бывшая промзона, где исторически располагались депо и мастерские Курской железной дороги. А у нас в «Пространстве» тепло, уютно, лежат ковры на полу, под желтым «бабушкиным» абажуром на круглом столе в фойе — блюдо с фруктами», — рассказывает Ольга Фукс.

В отличие от своих предшественников — и «Практики» первого состава, и ЦиМа разных лет, и «Гоголь-центра», где также рассматривали театр как медиа в контексте современного искусства, — «Пространству» удается наращивать охват дружеских кругов. Пока опыт положительный — он показывает, что самые разные проекты способны уживаться друг с другом под одной крышей. 

«Пожалуй, «Пространство «Внутри» — лучшее из того, что случилось в 2022 году», — говорит Ольга Фукс. В планах завлита провести серию читок пьес Людмилы Петрушевской и поставить спектакли к ее 85-летию.

 

В команде «Пространства» — 15 человек. «Каждый делает «все, что нужно», — смеясь, рассказывает Ольга Фукс. — Вот во дворе снега намело! Взяла лопату, стала разгребать». У Олега Карлсона другое занятие: он помогает зрителям раздеться перед спектаклем, когда гардероб не справляется. «У нас как дома, — рассказывает Фукс. — Кто первый пришел, тот и ужин готовит. Записала себе в блокнот: принести в театр соду и уксус. Нужно кое-что отмыть».

«Жизнь скована, искусство свободно»

Этой фразой художник Анатолий Зверев открыл свои мемуары. Много лет спустя генеральный директор Музея Анатолия Зверева (AZ) предпринимательница Наталия Опалева и арт-директор музея Полина Лобачевская сделали ее девизом премии Zverev Art Prize в честь 90-летия художника. Отметить юбилей Зверева, героя второго русского авангарда, нон-конформиста-шестидесятника, конкурсом и премией для современных художников — решение в логике развития музея. Опалева и Лобачевская открыли музей весной 2015 года в небольшом трехэтажном особняке с желтым балконом. Неожиданно быстро камерное пространство на 2-й Тверской-Ямской превратилось в один из центров художественной жизни Москвы. 2000 единиц коллекции музея — работы Зверева и круга его современников — стали логической осью, вокруг которой закрутился ураган выставок, проектов издательских, лекционных, детских и кинопроектов, посвященных Звереву, его друзьям, ровесникам, младшему поколению художников, мэтрам и начинающим. 

Пространство AZ ART на Маросейке, выставка «Прогулки мечтателя». (Фото Семена Каца, предоставлено пресс-службой)

Аббревиатура AZ стала созвучна не только инициалам героя, Анатолия Зверева, но и всей вселенной русского современного художественного мира, от A до Z. За несколько лет работы музея Опалева с командой успели вывезти выставки нон-конформистов во Флоренцию и в Милан, открыть своими проектами Западное крыло Новой Третьяковки (а заодно провести там ремонт и оборудовать музейный климат) и показать их в Мраморном дворце Русского музея. Даже экспозиция Гелия Коржева, которую Третьяковка возила в Венецию на Биеннале в 2019 году, открытие музея Павла и Сергея Третьяковых и выставка Гриши Брускина были поддержаны меценатом Наталией Опалевой.

Весной 2021-го, к юбилею Зверева, музей учредил Zverev Art Prize для современных художников. «Основной нерв творчества Зверева заключен в его энергетике и удивительной актуальности. Именно поэтому Музей AZ обращается не к прошлому, а к будущему — к современным художникам и их новым работам», — заявила команда музея. «Важно, что художники живы-здоровы и готовы работать!» — эта фраза, сказанная Опалевой летом 2020 года на «Архстоянии», где при ее поддержке был установлен «Красный лес» Игоря Шелковского, стала программной и лично для мецената, и для ее музея.

 
Игорь Шелковский. «Красный лес». 2020 (Фото предоставлено пресс-службой)

Следующим летом Музей АZ установил в Николе-Ленивце «Пьяный забор» Владимира Наседкина, 20-метровую деревянную стену, слегка поехавшую то ли на запад, то ли на восток. У забора шел перформанс: каждый зритель мог бесплатно получить портрет авторства ведущих российских современных художников. Ирина Корина, Елена Ковылина и Георгий Острецов весь день работали в стиле Анатолия Зверева: «Садись, детуля, я тебя увековечу».

Самое прекрасное в истории искусств, по Опалевой, то, что эта история происходит в настоящем времени. Зимой 2022 года Музей AZ расширил свое пространство. В отреставрированном здании XVII века на Маросейке открылся AZ ART, новый выставочный зал. В планах музея сделать его экспериментальным, лабораторным, показывать современное искусство. Выставкой открытия стала «Прогулка мечтателя» — работы забытого и при жизни почти не выставлявшегося живописца Федора Семенова-Амурского в резных деревянных рамах Игоря Шелковского. Много лет спустя после смерти Семенова-Амурского Шелковский делает все новые и новые попытки ввести работы своего старшего товарища и учителя в современный контекст, заключая их в объятия своих деревянных объектов-рам. Пожалуй, проект Шелковского лучше любого программного заявления показывает, в чем сегодня видит свою задачу Наталия Опалева. 

Дети подземелья

Год назад художник Георгий Острецов вернулся к своему проекту, над которым работал в 1990-е, — «Новое правительство». В двух шагах от Кремля, в пространстве Cube.Moscow, в подземелье отеля The Carlton (до недавнего времени RitzCarlton), инсталляции и живопись Острецова рисовали яркую, пронзительно безжалостную антиутопию патерналистского государства, где люди бьются в тюрьмах собственных тел и семей и обретают воскресение в результате эвтаназии. Выставку продюсировала галерист Эльвира Тарноградская и ее галерея Syntaх. Трудно представить, где еще, кроме выставочного зала Сube, в декабрьской Москве 2022 года можно увидеть такое.

Когда Cube.Moscow открывался в 2019 году, он выглядел как площадка для галерей, продвигающих коммерческое искусство, и центр проведения корпоративных мероприятий компаний, рассевшихся в офисах по соседству, чьим топ-менеджерам не помешала бы эмоциональная встряска. Политкорректное яркое современное искусство в подвале пятизвездочного отеля рядом с Кремлем — как раз то, что надо. 

 

Перед открытием Cube.Moscow создатели советовались со швейцарским коллекционером Ули Сиггом, одним из законодателей моды на современное китайское искусство. Свои первые покупки Сигг сделал в 1970-е годы, когда занимал должность посла Швейцарии в Китае. Интерес европейских коллекционеров стал одним из драйверов взрывного роста рынка китайского современного искусства в 2000-х годах. 

Cube быстро завоевал молодую аудиторию: топ-менеджеров и тик-токеров, которые в один день буквально заполонили все пространство выставок и галерейные стенды. В ответ Cube ввел платный вход. Цена отсечения в 350 рублей за билет сработала на пользу аудитории: число посетителей не снизилось, но повысилось качество. Просто любопытствующих сменили заинтересованные. 

С начала пандемии стало ясно, что прежняя концепция не работает. Светский компонент иссяк, а Cube.Moscow ощутил свою ответственность перед российским современным искусством, арт-рынком и художниками. «Наша приоритетная задача — не уйти в подполье, где можно тихо пересидеть, а наоборот, расширить деятельность», — рассказывает Елена Белоногова.

Работа Олега Целкова из коллекции Елены Белоноговой. (Фото предоставлено пресс-службой)

По условиям договора, каждая галерея — сейчас в Cube 11 резидентов — делает новую выставку в один-два месяца в своем пространстве. А постоянные резиденты раз в год получают бесплатно в свое распоряжение большой выставочный зал в 750 квадратных метров. «Это может быть моновыставка, как у галереи Kupol с Дмитрием Суховым, у Syntaх с Георгием Острецовым. Или большая сборная, как у галереи «КультПроект» или как у Александра Петрелли и его галереи «Пальто», — рассказывает Юлия Большакова, операционный директор Сube.Moscow.

 

Последний год Cube продолжает развивать продажи онлайн на своей интернет-платформе, ведет активную лекционную деятельность и предлагает новый формат — мастер-классы художников. «В декабре билеты на мастер-класс Дмитрия Шабалина, художника галереи PA, были полностью распроданы за два дня. Стоимость билета — 5000 рублей», — рассказывает Юлия Большакова.

Предмет особой гордости — спецпроект, а затем и благотворительный аукцион в поддержку фонда «Образ жизни», который опекает детей-сирот, одиноких стариков, дома престарелых и детские дома. Аукцион принес 3 млн рублей.

«У нас есть подробный план работы на год вперед, где объявлена программа галерей-резидентов, наши собственные выставки, выставки наших партнеров, музеев и коллекционеров, — говорит Елена Белоногова. — В отличие от музеев мы можем оперативно изменить свои планы. В этой гибкости наше преимущество».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+