Около 40% руководительниц отметили улучшение карьерных возможностей за год
Четверть женщин, занимающих руководящие посты, считают, что в условиях кризиса гендерная повестка теряет актуальность, почти столько же — что проблема гендерного равенства усугубилась за прошедший год, выяснила компания Kontakt Intersearch. Однако 40% видят новые карьерные возможности, хотя реализуют их реже, чем мужчины
Почти половина руководительниц сталкивались с неравенством на работе или при приеме на работу, однако 66% считают эту проблему преувеличенной, следует из результатов исследования, проведенного компанией Kontakt Intersearch (есть в распоряжении Forbes). Опрос касался отношению к гендерному дисбалансу в руководстве компаний и тому, как изменилось восприятие гендерной повестки в 2022 году.
Отвечая на вопрос о том, как изменилось внимание к гендерной повестке за 2022 год, почти треть респондентов Kontakt Intersearch (31% мужчин и 30% женщин) высказали мнение, что ей стали уделять меньше внимания. Только 19% мужчин и 13% женщин сочли, что гендерная повестка, напротив, стала заметнее. При этом 37% мужчин считают, что в условиях кризиса тема гендерного равенства теряет актуальность. С ними согласна четверть опрошенных женщин. Напротив, 30% респонденток считают, что актуальность этой темы возрастает (среди мужчин — 25%).
И мужчины, и женщины в большинстве своем не считают, что за 2022 год ситуация с равенством в России изменилась. Но все же 23% женщин полагают, что проблема гендерного неравенства усугубилась, и только 11% — что она стала менее острой. Мнения мужчин разделились поровну — по 19%.
Половина опрошенных мужчин заявила, что в 2022 году улучшились карьерные возможности женщин. При этом мужчины чаще отмечали рост рабочей нагрузки в связи с отъездом части коллектива (после начала «спецоперации»* и после объявления частичной мобилизации). Вероятно, обязанности уехавших передавали именно оставшимся мужчинам. 12% мужчин даже отметили, что сокращение коллектива позитивно отразилось на их карьере (в виде повышения, премии, признания) — среди женщин таких только 9%.
Однако женщины чаще, чем мужчины, говорили, что их удовлетворенность карьерой выросла. Половина опрошенных призналась, что за прошлый год изменилось их отношение к работе — на первый план вышла финансовая мотивация. Но все же большинство участников опроса не заметили перемен ни в рабочей, ни в домашней нагрузке, ни в своей мотивации, ни в том, насколько они довольны своей карьерой.
О том, влияет ли гендерная принадлежность на успех в бизнесе, мнения женщин разделились поровну (49% считают, что влияет, 50% с этим не согласны). Большинство мужчин — 81% — уверены, что гендер с успехом не связан.
При этом половина (49%) мужчин и больше половины (62%) женщин считают, что гендерный дисбаланс на уровне топ-менеджмента бизнесу скорее вредит.
Однако большинство (68% женщин и 81% мужчин) выступают против квотирования. В качестве других мер достижения гендерного равенства в компании респонденты предлагают разработку программ поддержки женской (или мужской — для «женских» сфер) карьеры, аудит системы подбора персонала, внедрение политики гендерного равенства. Больше трети (38%) и почти половина (47%) мужчин считают, что никакие корпоративные меры не нужны.
Что касается личных ощущений от работы в условиях гендерного дисбаланса, то большинство респондентов не испытывают дискомфорта, оказавшись единственной женщиной (или единственным мужчиной) «в комнате».
Большинство опрошенных не сталкивались с харассментом и не знают о подобных случаях в своей компании. Но все же 12% женщин сообщили, что пострадали от домогательств.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.