К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Играю не только сильных героинь»: Александра Бортич о сериале «Фишер» и новых ролях

Саша Бортич
Саша Бортич
В феврале вышел сериал «Фишер», в котором актриса Александра Бортич сыграла роль прокурора Натальи Добровольской, расследующей совместно с напарниками жестокие убийства детей. Forbes Woman поговорил с актрисой про уместность мрачного кино в современных реалиях, образ героини, идущей напролом, и работе в России

Сериал «Фишер» вышел на платформе more.tv. В 1986 году рядом с Рублевским шоссе находят тела жестоко убитых подростков. Напарники Валерий Козырев (Александр Яценко) и Евгений Боков (Иван Янковский) из прокуратуры, а также следовательница Наталья Добровольская (Саша Бортич) расследуют серию убийств. Сюжет основан на реальных событиях — прозвищем «Фишер» пользовался серийный убийца Сергей Головкин, орудовавший в Одинцовском районе Московской области с 1986 по 1992 год.

 — Саша, в каких проектах вы сейчас задействованы? Где сейчас играете? 

 — Параллельно с «Фишером» снимался дебютный полнометражный фильм Ольги Дибцевой, называется «Я — богиня». Он должен выйти в 2023-м, но когда именно — не знаю, ждем. Только что у меня закончились съемки еще в одном фильме режиссера-дебютантки Саши Лупашко, он называется «Танцуй, Селедка». Его снимали в Краснодарском крае, в разных городах. И сейчас я готовлюсь к двум новым проектам, которые запускаются весной. Плюс театр. 

 

— Фильм «Я — богиня» явно про женщину? 

— Да, «Я — богиня» — фильм с распространенным сюжетом о девушке, которая не живет своей жизнью. У нее много установок: надо быть хорошей, прилежной и ответственной. Она работает учительницей, не пилит мужу мозг, у нее все как у всех. Но однажды ее жизнь меняется, и героиня начинает путешествие к самой себе, за которым мы и наблюдаем в течение фильма. Мне кажется, «Я — богиня» похож на пул фильмов про героинь, которые пришли к успеху, как, например, в «Я худею». Оба эти фильма — драмеди, но с очень важной темой.

 

— А «Танцуй, Селедка»? Это про бодипозитив и выражение «худая, как селедка»?

— Нет, название связано с детским прозвищем героини. Про это есть сцена, она показана во флешбэке. «Селедка» — это роуд-муви, отчасти драмеди. Девушка приезжает похоронить отца в родной маленький городок. Отца она не видела лет 20, с момента, как он бросил их вместе с мамой. И по дороге в морг он превращается для нее в фантома. Она видит его как полноценного персонажа, а кроме нее, никто не видит. На этом строится и драма, и комедия. 

— Несмотря на серьезность темы, и тот и другой фильмы несут в себе легкие интонации. Но если говорить о «Фишере», здесь совершенно другая нота. 

 

— Да, мрачная тема. Я вообще люблю жанр триллера и особенно психологического триллера и детектива. Например, «Каштановый человечек» — прекрасный сериал (датский детективный мини-сериал, премьера которого состоялась на Netflix 29 сентября 2021 года. — Forbes Woman).

— Как вам кажется, уместно ли сейчас такое мрачное кино?

— Каждый выбирает сам, что смотреть. Кто-то, как я, любит детективы, драмы и триллеры. Кто-то их не любит и предпочитает не смотреть. Ольга Дибцева, например, мне все время говорила: «Не знаю, как ты согласилась там сниматься, я бы никогда не согласилась». И смотреть это она точно не будет. Мне кажется, уместность зависит не от времени, а от вкуса человека, который выбирает, чем занять себя вечером. Но «‎Фишер» —‎ однозначно мрачный триллер, который смогут выдержать не все вне зависимости от внешних факторов.

— Почему вы заинтересовались сценарием «Фишера»? Что зацепило в этой истории? 

— Это мой любимый вопрос: «Почему вы согласились на этот проект?» Читаешь сценарий, он нравится, все сходится по занятости, тебя утверждают режиссеры, вы начинаете снимать проект. В целом это все так и работает, на очень простом «мне понравилось», «мне интересно», «мне понравилась героиня». Плюс ко всему режиссеры сериала Сережа [Тарамаев] с Любой [Львовой] просто прекрасные. У нас были очень нежные пробы, потом я узнала, что меня утвердили, а дальше мы начали подготовку к съемкам.

 

— Ваша героиня — Наталья Добровольская. В начале фильма она не может возразить своему напарнику. 

— На самом деле любому человеку будет сложно собраться при таком давлении, которое оказывает на мою героиню персонаж Вани  Янковского [следователь Евгений Боков]. Все произойдет позже, Наташа постепенно будет обретать свой голос и сыграет большую роль в поимке Фишера. 

— До сих пор существуют стереотипы о том, что женщина не может заниматься «мужским делом», в том числе таким, как расследование преступления. Как вы думаете, почему? 

— Я думаю, многое изменилось. И возможности женщин, и их позиция в обществе, и роль, и репрезентация. Почему до сих пор в головах людей существуют стереотипы — это уже другой вопрос. 

 

— Добровольская — мать-одиночка, которая воспитывает темнокожую дочь, сталкивающуюся с абьюзом в школе. Как частная жизнь помогает зрителю понять героиню? 

— Частная жизнь моей героини помогает раскрыть характер и сделать образ многогранным, внести в тотально мрачную историю трепет и трогательность. Всем нам известно, что роли человека в семье и на работе отличаются. Человек отличен в разных обстановках и обстоятельствах. Но никого не стоит раньше времени идеализировать или стигматизировать. Предлагаю наслаждаться новыми сериями, дальше личная жизнь моей героини, героев Ивана Янковского, Александра Яценко и Сергея Гилева будет раскрываться еще больше.

Я в своей карьере много работала с женщинами-режиссерами

— Как следователей в «Фишере», так и зрителей больше всего волнует, что управляет человеком, который совершает такие чудовищные преступления. Вы смогли разобраться в том, что двигало маньяком? 

— Ни у наших героев, ни у самих актеров такой цели не было. Расшифровать поступки, разоблачить и поймать убийцу не значит разобраться, почему он стал тем, кем стал. Иначе можно дойти до оправдания его действий, за такое часто ругают тру-крайм-картины.

 

— Нравится ли вам, что вас зачастую воспринимают как актрису, которая играет супергероинь, способных преодолеть жизненные обстоятельства? 

— Да, такое восприятие существует. Но мне кажется, за последние несколько лет я достаточно разнообразила свои роли. Например, роль в «Обычной женщине» или та же Аня из «Я худею» — она же супернеуверенная в себе девушка. Я играю не только сильных героинь, идущих напролом. У меня есть разные роли и характеры.

— Как вы считаете, почему мало женщин-режиссеров, хотя их и становится больше? Что должно происходить, чтобы ситуация менялась?

— Сложно отвечать на этот вопрос, потому что я в своей карьере много работала с женщинами-режиссерами. Все три последних проекта — проекты женщин-режиссеров. Уже упомянутые Ольга Дибцева с «Я — богиня», Саша Лупашко с «Танцуй, Селедка», Сергей Тарамаев и Любовь Львова с «Фишером» (они работают в паре, но Люба тоже режиссер проекта) и, конечно, Нигина Сайфуллаева с «Как меня зовут», а еще Аня Меликян с «Про любовь». В стендап-комедии — да, подавляющее большинство пацаны, но это не потому, что девочкам не дают выступать, просто складывается так, что парней больше. Мне кажется, нет фактора, который запрещал бы снимать женщинам-режиссерам. 

 

— Чувствуете ли вы разницу между работой с женщиной-режиссером и работой с мужчиной-режиссером? Или ее нет, все зависит только от человека?

— Все зависит от человека — абсолютно точно. Можно быть дураком независимо от пола, точно так же можно быть прекрасным, чутким человеком независимо от пола. Это не связано с гендерной принадлежностью. Это связано с человеческими качествами.

— Недавно мы говорили с Ольгой Зиняковой, президентом сети кинотеатров «Каро». Она рассказывала, что после ухода крупных западных кинокомпаний прокатчики надеются на российское кино. Замечаете ли вы какие-то перемены в индустрии? 

— Я не могу сделать этот срез, потому что не получаю всех проектов в руки. Мой агент делает отсев того, что нам априори не подходит, того, что мне точно не понравится. Мне повезло: после перерыва и рождения ребенка я вышла — и все сразу сложилось с удачными проектами. Поэтому не могу об этом рассуждать, но проекты запускаются, снимаются, и очень хочется верить, что все будет хорошо. 

 

— Как меняются роли, которые вам предлагают? Какие роли вам точно не подошли бы? 

— Это скорее о качестве сценария, а не о роли. У меня нет представлений о заведомо «идеально подходящих ролях». И я не хочу использовать формулировки «хороший сценарий», «плохой сценарий», хотя обычно это видно с первых страниц. Считаю, это некорректно по отношению к коллегам. 

— Как вы относитесь к жизненному выбору между ребенком и работой? Удается ли не страдать от распространенного среди современных женщин комплекса «неидеальной матери»? 

— Я целиком и полностью за реализацию в разных ролях и позициях, актриса-мама, следователь-мама. Поэтому страдать не удается.

 

— Расскажите о своей работе в театре.

— Я очень хотела работать в театре, на сцене перед живой публикой. Раньше я играла в спектакле у Владимира Николаевича Панкова в театре ЦДР по Макдонаху «Однорукий из Спокана». В этом сезоне мы выпустили Шекспира «Двенадцатая ночь» в театре на Бронной с режиссером Олегом Долиным, с которым я мечтала поработать. Его стиль — это и весело, и немного щемяще, с юмором и трогательно. Все такое настоящее, без фальши. Поэтому все, что могу сделать, — это пригласить на спектакли. 

Саша Бортич (Фото Булата Арсланова)

 — Театр — это совершенно другая энергетика. Изначально, когда вы еще только думали о карьере актрисы, вы представляли себе работу в театре или в кино?

— Я не думала, что стану актрисой скоро, но так сложился путь: сначала было кино, а театр, кроме антреприз, мне никто не предлагал. Я ходила в театр смотреть на друзей, и мне тоже хотелось играть, но меня не звали. Я не знала, как туда попасть, как работает эта система. Но потом сложилось с Владимиром Николаевичем, сейчас с Олегом. Очень надеюсь, что в будущем меня ждут новые хорошие постановки.

 

— 2022 год был непростым для людей из разных сфер. Многие уезжали из страны. Что вам эмоционально помогало?

— В очередной раз, когда было очень тревожно, я пересматривала «Друзей». Меня это успокаивало. Я очень люблю этот сериал и смотрела его уже миллиард раз, в какой-то момент заметила, что смотрю их каждый день за завтраком. И общие советы тоже работают: спорт действительно помогает снизить тревожность, немного разгрузить голову, дышать свободнее. 

Мне кажется, есть вещи, которые подходят для любого человека: чаще видеть близких, любимых, обнимать их. Говорить, что любишь их, находить такие простые радости жизни. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+