Как фестиваль независимого кино «Сандэнс» смог добиться гендерного равенства
В штате Юта, в городе Парк-Сити, ежегодно проходит фестиваль независимого кино «Сандэнс», который часто рассматривают как стартовую площадку для начинающих режиссеров и артистов. Неформальный «Сандэнс» не только открывает новые имена — этот фестиваль борется (признаем, намного успешнее, чем большие европейские фестивали и кинопремии) за гендерное равенство. В этом году больше половины полнометражных фильмов, представленных на «Сандэнсе», были сняты женщинами-режиссерами. Для сравнения, среди номинантов на премию «Оскар» 2023 года в категории «Лучший режиссер» женщин вовсе нет, а всю историю существования награды статуэтку за лучшую режиссуру получили лишь три женщины.
На «Сандэнсе» фильмы женщин есть и в конкурсе, и во внеконкурсных программах, в том числе в самой популярной из них — Midnight и в самой громкой — «Премьеры». В некоторых программах, например, документального американского кино показатель даже выше, чем в среднем на фестивале, — больше 60% картин сняты женщинами. На сайте организаторы объясняют свою позицию: «Более 50% населения США — женщины, однако лишь 4,2% самых коммерчески успешных фильмов сняты женщинами-режиссерами. И эти показатели не изменились за последние 10 лет». Чтобы изменить ситуацию, Sundance Institute запустил несколько стипендиальных программ, предназначенных для женщин, а также проводит для них мастер-классы и круглые столы.
Как следствие среди победителей много женщин. Награду в категории «Лучший американский художественный фильм» получил A Thousand and One дебютантки Эй Ви Роквелл. «Лучшим американским документальным фильмом» стал Going to Mars: The Nikki Giovanni Project Джо Брюстера и Мишель Стивенсон. «Лучшим международным художественным фильмом» назван дебют британки Шарлотты Риган Scrapper. «Лучшим международным документальным фильмом» объявлен The Eternal Memory чилийки Мэйти Альберди.
«Сандэнс» доказывает: женщины снимают фильмы всех жанров — от комедии до хоррора, а не только ромкомы и мелодрамы, как зачастую принято считать. Forbes Woman рассказывает о пяти фильмах, на которые стоит обратить внимание (названия фильмов приведены на английском, так как в данный момент еще нет официальных переводов этих премьер на другие языки).
Scrapper («Похитительница велосипедов»), режиссер Шарлотта Риган
История 12-летней Джорджи, которая осталась без матери и теперь живет одна. Социальным службам Джорджи врет, что ее опекает дядя по имени Уинстон Черчилль, но на самом деле из друзей у нее только Али (Алин Узун), с которым они на пару крадут велики. Однажды в жизни не по годам самостоятельной Джорджи появляется еще один значимый взрослый — отец (Харрис Дикинсон), который ушел из семьи так давно, что девочка не помнит, как он выглядит, и он заявляет, что теперь будет жить с ней.
Scrapper — полнометражный дебют британки Шарлотты Риган, которая до этого снимала короткометражки про патрульных и задержания, а также музыкальные видео для рэперов. Несмотря на неблагополучный социальный фон в Scrapper, это не кино про бедных и угнетенных, а трогательная драма про то, как строить отношения между самыми близкими людьми. Фильм интересен еще и тем, что главную роль в нем играет дебютантка Лола Кэмпбелл.
Cat Person («Парень с кошками»), режиссер Сюзанна Фогель
Один из главных фильмов этого фестиваля, который имеет все шансы на большой зрительский успех. 20-летняя Марго (Эмилия Джонс из «Coda. Ребенок глухих родителей») после занятий в университете подрабатывает в кинотеатре, где продает попкорн и газировку любителям классики. Однажды она знакомится с Робертом (Николас Браун из сериала «Наследники»), постоянным посетителем кинотеатра. Они начинают переписываться, и постепенно Марго в него влюбляется. Но развитию их отношений мешают два фактора: во-первых, при личных встречах Роберт ведет себя странновато. Во-вторых, Марго не может отделаться от мысли, что он серийный убийца.
Фильм Cat Person (буквально «Парень с кошками» — про них в фильме есть отдельная шутка) снят по одноименному рассказу Кристен Рупениан, который после публикации в журнале New Yorker стал хитом. Его экранизировала и значительно расширила Сюзанна Фогель (сериал «Бортпроводница», сценарий фильма «Образование»). Заявку на популярность фильму обеспечивает то, что это кино на вечнозеленую тему отношений между влюбленными. Оказывается, к ней можно что-то добавить.
The Pod Generation («Поколение из пробирки»), режиссер Софи Бартез
В недалеком будущем женщины могут избавиться от обременительной обязанности вынашивать детей. Ее берет на себя специальный «Центр утробы», в котором дети вызревают в специальных капсулах (собственно, их и называют словом pod) — через девять месяцев после заключения контракта пары могут забрать из центра готового младенца. Этой услугой после некоторых размышлений решают воспользоваться успешная карьеристка Рейчел (Эмилия Кларк) и ботаник Алви (Чиветель Эджиофор). Но их отношения с младенцем в капсуле развиваются не так, как они ожидали.
Pod Generation — это многообещающая премьера фестиваля, новый фильм француженки Софи Бартез (сняла «Мадам Бовари» с Мией Васиковски) со звездным кастом, который поднимает такие вопросы, как: «Где проходит граница между естественным и искусственным?», «Можем ли мы полагаться на новые технологии?», «Они облегчают нашу жизнь или обкрадывают нас, лишая принципиально важного опыта?». Впрочем, зрители вряд ли узнают что-то новое. Кажется, Бартез и сама до конца не определилась, что хочет сказать зрителям — кроме не слишком оригинальной идеи о том, что попытки вмешаться в природные процессы ничем хорошим не заканчиваются.
You hurt my feelings («Ты задеваешь мои чувства»), режиссер Николь Холофсенер
Еще одна большая премьера — интеллектуальная нью-йоркская комедия (жанр традиционно мужской, самые известные его мастера — Вуди Аллен и Ноа Баумбах), снятая Николь Холофсенер (работала над сериалом «Парки и зоны отдыха», а также над сценарием «Последней дуэли» Ридли Скотта).
Бет (Джулия Луи-Дрейфус) — успешная писательница, которая только закончила новую рукопись. По заверениям ее любящего мужа Дона (Тобайас Мензис), эта книга станет бестселлером. Но однажды Бет случайно слышит, как ее муж рассказывает приятелю, что не в восторге от ее новой книги, да и прошлая была не очень. Привычная жизнь Бет начинает рушиться. Бет — только одна из четырех главных героев фильма. Кроме нее, зрителем расскажут про ее мужа Дона, психоаналитика, который настолько скучает на сессиях с пациентами, что сразу забывает о том, что они ему рассказали. Про сестру Бет Сару (Микейла Уоткинс), оформителя интерьеров, которая сомневается в том, что она разбирается дизайне. И про мужа сестры Марка (Ариан Моайед), актера, пиком карьеры которого была роль в фильме про тыквы.
Все они сомневаются, успешны ли в том, что делают, и сталкиваются со сложным вопросом: если близкий человек обманывает, говоря, что ему нравится то, чем вы занимаетесь, — это поддержка или лицемерие? You hurt my feelings сценариста и режиссера Николь Холофсенер — это комедия о том, куда на самом деле ведет дорога, вымощенная благими намерениями.
Theater Camp («Театральный лагерь»), режиссеры Молли Гордон, Ник Либерман
Джоан (Эми Седарис) — основательница и бессменная руководительница театрального лагеря для детей, который каждое лето открывается в штате Нью-Йорк. Но прямо перед началом новой смены Джоан впадает в кому. Управление лагерем переходит к ее непутевому сыну Трою (Джимми Татро), который театром никогда не интересовался и едва отличает мюзиклы от обычных постановок. Трой узнает, что лагерь задолжал большую сумму банку и ему грозит неминуемое разорение. Теперь вместе с эксцентричными преподавателями и артистичными учениками он должен понять, как спасти дело жизни его матери и поставить ежегодный спектакль.
Комедия Theater Camp — это режиссерский дебют актрисы Молли Гордон («Образование»), которая сыграла в нем преподавателя музыки по имени Ребекка-Диана. У кинокартины сильный актерский состав — не только взрослые артисты, но и одаренные дети (это отметило и жюри, которое вручило комедии специальный приз за лучший актерский ансамбль).