К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кто-то зовет в снежной степи: чем привлекает бурятское современное искусство

Фрагмент картины Аллы Цыбиковой «Кто-то зовет в снежной степи» (Фото DR)
Фрагмент картины Аллы Цыбиковой «Кто-то зовет в снежной степи» (Фото DR)
Мифические существа, нежные натюрморты и сцены повседневности: Forbes Woman рассказывает о художнице из Бурятии Алле Цыбиковой (1951–1998), чья выставка прошла в Музее Востока

Альбина Цыбикова предпочитала, чтобы ее называли Аллой. Будущая художница родилась в 1951 году на территории военной части, расположенной в маленьком селе Агинское в Читинской области. Позже ее семья переехала в Улан-Удэ. В городе девочка стала ходить в художественный кружок при местном доме пионеров. В конце 1960-х она поступила в Иркутское училище искусств, а окончив его, отправилась учиться в Москву. 

Алла Цыбикова (Фото DR)

Цыбикова попала в мастерскую театральной живописи прославленного Михаила Курилко-Рюмина в институте им. Сурикова. После учебы Цыбикова не осталась в Москве — в 1976 году она вернулась в родной Улан-Удэ. В Бурятии она прожила всю жизнь.  

В своем творчестве художница сочетала приемы европейской живописной техники с национальными бурятскими, буддийскими мотивами. 

 

Ее первая персональная выставка состоялась в 1989 году в Иркутском областном художественном музее им. Сукачева. В середине 1990-х две выставки Цыбиковой прошли в США, в это же время случилась и первая выставка художницы в Улан-Удэ. В 1998 году, в возрасте 47 лет, Алла Цыбикова умерла, а в 1999 году, уже посмертно, ей было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации.

В Москве первая выставка художницы прошла лишь в конце 2022 года, на ней было показано более сотни работ. Forbes Woman отобрал восемь произведений Аллы Цыбиковой, о которых стоит знать.

 
«Тетушки из Барун-Хасурты», 1972 год
DR

«Тетушки из Барун-Хасурты», 1972 год

«Тетушки» — одна из ранних работ, выполненная по принципу «картины в картине». Художница изобразила простую бытовую сцену: внутренний двор типичного бурятского дома с летней кухней.

«Тетушки», как и многие другие картины Цыбиковой, отличаются многослойностью. Зритель, вроде бы наблюдающий за женщиной, сосредоточенно чистящей картошку, в то же время заглядывает в открытую дверь небольшой постройки и видит, как прямо на него смотрят сидящие на кухне «тетушки». Разницу состояний своих персонажей Цыбикова подчеркивает отношениями теплого и холодного. Такая игра открытого и закрытого создает немой диалог изображенных женщин.

 «Мальчик с рыбкой», 1990 год
DR

«Мальчик с рыбкой», 1990 год

Одна из нескольких картин Цыбиковой, где главным героем становится ее сын. На полотне изображен мальчик. Он бережно держит большой аквариум с плавающей в золотой воде красной рыбкой.

Любопытной деталью на полотне становится ваза, своей росписью напоминающая знаменитые лица Пабло Пикассо. Этот знакомый образ уводит зрителя в «мир искусства», в мир апроприаций и цитирования. Помимо Пикассо в картине можно найти отсылки и к другим любимым художникам Цыбиковой. Аквариум с рыбкой отправляет нас к Матиссу, шляпа — к Модильяни, а искривленный угол стола — к Ван Гогу.

«Дарима», 1992 год
DR

«Дарима», 1992 год

На этой картине изображена беременная молодая женщина с лампадой в руке — в Бурятии их называют «зула» и зажигают ради благополучия и долголетия.

Левая часть картины имеет более четкие очертания, а правая, наоборот, размытые. Над головой женщины прочерчена линия, создающая метафорическую границу. Женщина стоит между двумя мирами, но при этом не испытывает никакого беспокойства. Перед ней все ясно и определенно. Впереди жизнь, позади — небытие.

«Гаруда», 1992 год
DR

«Гаруда», 1992 год

В буддийской мифологии Гаруда — существо, борющееся со змеями. Традиционно оно изображается в виде птицы с человеческим торсом, держащими змею в клюве.

«Гаруда» Цыбиковой интересна тем, что во время ее написания в Бурятии уже не проводились ритуалы с символическим участием Гаруды, и художница не могла стать их свидетелем. Однако ей удалось прочувствовать энергетику обряда и передать то напряжение, которое неизбежно сопровождает ежегодную буддийскую церемонию Цам.

 «Кто-то зовет в снежной степи», 1996 год
DR

«Кто-то зовет в снежной степи», 1996 год

Птицы с человеческим лицом — это самый узнаваемый образ в творчестве Аллы Цыбиковой — они присутствуют во многих ее работах и это, действительно, личное. Однажды, ночуя в деревенском доме, художница увидела то ли сон, то ли видение (но ей казалось, что все происходит наяву): открылась дверь и в комнату зашла птица с женским лицом. С тех пор крылатые существа стали неизменным спутником Цыбиковой и ее «вторым я».

На картине «Кто-то зовет в снежной степи» изображена птица с человеческим лицом, идущая навстречу ветру. По характерным пятнам на крыльях можно предположить, что перед зрителем сойка.

«Катарсис», 1996 год
DR

«Катарсис», 1996 год

Картина  «Катарсис» изображает «бардо» — промежуточное состояние (буквальный перевод — «между двумя»), под которым в тибетском буддизме обычно имеется в виду интервал между одной жизнью и следующей

«Шепот времени», 1997 год
DR

«Шепот времени», 1997 год

«Шепот времени» — картина, задавшая тон первой московской выставке художницы. На полотне мать и дитя уютно устроились, обернувшись шалью. Лицо сына немного наклонено, а лицо матери развернуто. Эти легкие движения отделяют фигуры от декоративной плоскости.

Сквозь пеструю шаль летят облака, а рисунок на одежде ребенка превращается в цветущие луга. Приглядевшись к рельефу складок шали справа, можно заметить трех всадников на конях трех мастей.

 Миниатюры на дереве
DR

Миниатюры на дереве

Излюбленным развлечением Цыбиковой была роспись акварелью небольших «дощечек». Художнице нравилось, как краска подчеркивает фактуру дерева. В каждой такой миниатюре Цыбикова будто бы рассказывала сказку.  В одной спрятала ночное небо, в другой — волшебника-мудреца, а в третьей — принцессу или мифическую птицу. Свои деревянные миниатюры она, как правило, дарила друзьям и знакомым.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+