К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Слишком мечтательная феминистка: как Незихе Мухиддин боролась за равноправие в Турции

 Незихе Мухиддин (Фото Public Domain)
Незихе Мухиддин (Фото Public Domain)
Турецкая феминистка Незихе Мухиддин начинала деятельность еще в Османской империи. Она добивалась избирательного права для женщин, когда в возможность этого не верили даже ее соратницы. В конце концов гражданки Турции получили право избирать и быть избранными, но сама Незихе к тому времени оказалась вычеркнута из активизма. Forbes Woman вспоминает ее историю

Последние годы империи

В 1912 году началась Балканская война, в которой Османская империя потеряла часть своих территорий в Европе. В том же году 23-летняя дочь стамбульского судьи Незихе Мухиддин, недавно опубликовавшая свой первый роман, сдала экзамен и была принята в школу на должность учительницы естествознания. Империя вступала в одну войну за другой (две Балканские, затем мировая) и медленно шла к своему распаду. Незихе Мухиддин преподавала, занималась социальной работой и публиковала статьи, в которых требовала права на образование для всех девочек и женщин.

Отношение к женскому образованию в Османской империи начало меняться еще в первой половине XIX века, когда был провозглашен эдикт, позволивший среди прочего открывать средние школы для девочек. Поскольку мужчины преподавать в них не могли (родители учениц не доверяли даже педагогам с безупречной репутацией), появились колледжи для  подготовки учительниц. Открывались иностранные учебные заведения. Появлялись даже школы, где — шок для консерваторов — юноши и девушки обучались совместно. Но учебных заведений и преподавателей все равно не хватало, так что состоятельные семьи давали своим дочерям домашнее образование. Так в свое время училась и Незихе.

В начале XX века в империи произошла революция младотурков, которые, придя к власти, пытались проводить либеральные реформы. Был открыт женский университет «Инас Дарульфунун» — он предлагал курсы математики, естественных наук и литературы, позднее добавились медицинский, фармацевтический, химический факультеты. Помимо этого, существовала школа акушерства для женщин. 

Выпускницы этих учебных заведений — образованные горожанки, говорившие на нескольких языках, читавшие западную прессу и увлекавшиеся феминистскими идеями, — становились активистками и журналистками. Они требовали избирательного права и права на развод, возможности работать и строить карьеру.

Такой была и молодая учительница Незихе Мухиддин. Она регулярно публиковала статьи, в которых призывала реформировать систему образования и обратить особое внимание на подготовку учителей. Ее заметили в Министерстве образования, и Мухиддин сначала стала министерским инспектором, а затем директором школы для девочек, где последних обучали с прицелом на дальнейшую работу — правда, речь шла об изготовлении снаряжения для армии.

Тогда же Незихе основала благотворительную «Ассоциацию защиты турецких женщин», которая помогала сиротам и вдовам, давала им образование (некоторым из воспитанниц удалось продолжить свое обучение на Западе). Ассоциация добивалась открытия женских гимназий по всей стране, запрета многоженства, права на развод для женщины.  Незихе играла важную роль и в других организациях — например, в Османском обществе защиты прав женщин. Благодаря его работе в 1913 году более 300 абитуриенток подали документы в женский педагогический колледж, чтобы стать учительницами.

Первая партия Турции

15 июня 1923 года в конгресс-холле Стамбульского университета Незихе Мухиддин и ее соратницы провозгласили создание Народной женской партии. Она стала первой партией, появившейся после упразднения султаната и еще до провозглашения Турецкой Республики. Даже основанная Ататюрком Республиканская народная партия, ныне являющаяся самой старой в стране, появилась лишь спустя несколько месяцев. 

Женщины, которые во время Первой мировой работали в тылу и участвовали в сражениях, а после наравне с мужчинами несли тяготы, связанные с поражением в войне, считали, что имели право на равное политическое представительство — хотя бы на муниципальном уровне. «Мы, турецкие женщины, должны занять достойное место в социальной и политической жизни, — заявила Незихе на одном из собраний. — Прежде всего мы должны повышать осведомленность и обучать турецких женщин».

Новости о создании женской партии оказались на первых полосах. Газета Vakit опубликовала заявление основательниц: «Даже если нам не дадут прав, мы их возьмем. Несомненно, право основывается на решимости, делах и заслугах». Но ходатайство о регистрации партии было через несколько месяцев отклонено — на основании того, что «политическое представительство женщин невозможно в соответствии с законом о выборах 1909 года». 

К тому времени в республике уже шла работа над новой конституцией. Статьи 10 и 11 предусматривали право каждого гражданина по достижении 18-летнего возраста быть избранным в законодательный орган, а после 30 — в Великое национальное собрание (парламент). Однако, когда женщины выразили желание участвовать в выборах, конституционная комиссия заменила «каждого гражданина» на «каждого гражданина мужского пола».

Изгнание

После отказа в регистрации Народная женская партия преобразовалась в Союз турецких женщин. Он собирал одежду, обувь и продукты для сирот и вдов. Трудоустраивал женщин — они работали на фабриках (чаще в легкой промышленности), фермах, телефонных станциях; образованные женщины преподавали, работали в государственных организациях. Проводил бесплатные медицинские осмотры. Филиалы союза открылись по всей стране.

В феврале 1925 года Союз турецких женщин, к тому времени насчитывающий 400 человек, выдвинул на выборы две кандидатуры — Халиде Адывар и Незихе Мухиддин. Реального права участвовать в выборах у них не было — этим жестом они пытались привлечь внимание к неравенству. С той же целью Незихе Мухиддин на собственные деньги начала издавать журнал Türk Kadın Yolu («Путь турецкой женщины»). 

О Незихе писали и другие издания, но чаще — пренебрежительно, высмеивая ее инициативы. Когда она рассуждала о службе женщин в армии или обращалась в Управление по делам религии с просьбой организовать женские конференции в мечетях, газеты публиковали карикатуры, на которых из-за деятельности Незихе армия и мечети превращались в филиалы дамского будуара, где сплетничали о моде.

Но дело не ограничивалось насмешками. В 1927 году полицейскому налету подвергся летний лагерь союза, его снесли на том основании, что установка палаток не была санкционирована. Был отменен запланированный организацией круиз. А вскоре Незихе предъявили обвинения в коррупции, деятельность союза приостановили, документы конфисковали. 

После этого соратницы собрали 51 подпись под предложением исключить Незихе из союза и подали против иск о мошенничестве — обвинив ее в том, что она использовала штаб-квартиру для собственного проживания и потратила из бюджета организации на личные нужды 500 лир (примерно $256 по курсу 1927 года, что, в свою очередь, эквивалентно $4366 в 2023 году). 

Исключена из борьбы

Предательство ближайшего круга сильно ударило по Незихе. Ей удалось избежать тюремного заключения благодаря объявленной в 1929 году амнистии, но из союза ее исключили. Латифе Бекир, которая возглавила организацию, на вопрос журналиста «Будете ли вы интересоваться политикой?» ответила: «Нет. Мы не собираемся гоняться за мечтами, как госпожа Незихе».

Незихе Мухиддин попробовала вернуться в школу, преподавала физику и биологию. Но не могла справиться с горем от потери дела всей своей жизни и оставила работу.

Между тем повестку гендерного равноправия подхватили официальные голоса. В 1930 году приемная дочь Ататюрка Афет Инан (она и ее сестра-летчица играли в молодой Турецкой Республике роли образцовых новых женщин) на конференции официально неправительственного, но близкого к Ататюрку просветительского общества «Турецкий очаг» заявила: «Перед урной для голосования равны самый невежественный человек и величайший государственный деятель. Почему женщины должны быть исключены из этого равенства?» В том же году гражданки республики получили право участвовать в муниципальных выборах. По этому поводу Союз турецких женщин провел праздничный митинг, но Незихе Мухиддин на него не пригласили.

В 1934 году избирательное неравенство было ликвидировано окончательно, и уже в 1935-м женщины избрались в парламент. Большинство из них были участницами союза. Незихе участвовала в выборах как независимый кандидат, но результата не добилась. В том же году Союз турецких женщин объявил, что достиг заявленных целей, и самораспустился.

Незихе после этого оказалась словно вычеркнута из общественной жизни. Зарабатывала на жизнь преподаванием и литературной деятельностью — до 1944 года публиковала романы, рассказы и политические очерки. И в первую пятницу каждого месяца организовывала женские чаепития. Однако забвение и одиночество повлияли на ее здоровье. 10 февраля 1958 года она умерла в психиатрической больнице. После смерти Незихе пропал и ее сын Малик.

Латифе Бекир, которая когда-то отказалась «гоняться за мечтами», воссоздала Союз турецких женщин в 1949 году. Он существует до сих пор — например, в конце 1990-х принимал активное участие в подготовке Закона №4320 о защите семьи, который борется с насилием в отношении женщин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости