Репутационный риск: почему концерт Бейонсе в Дубае за $24 млн вызвал скандал
Почему Бейонсе не исполнила треки из альбома Renaissance
21 января на открытии Atlantis the Royal Бейонсе исполнила 19 треков. Главным событием концерта стал дуэт певицы с ее дочерью — 11-летней Блю Айви. Вместе они представили композицию Brown Skin Girl, которую впервые исполнили вживую на публике. Эта песня была частью саундтрека фильма «Король Лев» в 2019 году. Также Бейонсе выступила вместе с ливанской исполнительницей Mayyas Dazzle, которая очень популярна в регионе Персидского залива. В прошлом году она выиграла в 17-м сезоне America’s Got Talent. За живую музыку на сцене отвечал дубайский оркестр Firdaus, в составе которого находятся только девушки. Многие журналисты в ОАЭ отмечали во время открытия, что им крайне приятно видеть, как Бейонсе уделяет внимание локальной поп-культуре и выстраивает свое шоу с вниманием к местным трендам.
Как и всегда, во время выступления певицы на сцене вздымались до потолка столпы дыма, воды и огня. Увидеть это феерическое шоу должны были только гости открытия Atlantis the Royal. Insider сообщает, что при входе на концерт всех посетителей просили убрать телефон в специальный чехол и не снимать выступление на видео. Разумеется, некоторые гости нарушили запрет, поэтому фанатам певицы удалось узнать, какие композиции она исполнила во время концерта.
Радиоведущий Крис Фейд, рассказывая о выступлении в эфире радиостанции Virgin, сообщил, что Бейонсе отказалась от исполнения многих хитов из альбома Renaissance. Она исполнила всеми любимые Single Ladies, Halo, Drunk in Love (ее муж Jay-Z во время трека на сцену так и не вышел — весь концерт он спокойно потягивал коктейль в дальнем углу), Countdown и Break My Soul, но обошла стороной композиции, связанные с поддержкой ЛГБТ-комьюнити, движения Black Lives Matter и борьбой с дискриминацией и объективацией в целом. И это весьма огорчило фанатов Бейонсе.
Альбом Renaissance задумывался как ода пионерам квир-музыки и как гимн представителей ЛГБТ-сообщества и темнокожего населения. Эта пластинка обозначила, что Бейонсе затрагивает вопросы дискриминации не ради хайпа и одобрения. Она сообщила миру, что готова посвятить все свое творчество поддержке людей, которые страдают из-за ограничения прав и свободы. Тем не менее для арабского рынка, где не принято говорить о толерантности и запрещены гомосексуальные связи (в ОАЭ до сих пор действует закон, по которому они караются смертной казнью, хотя на практике он давно не применялся), певица сделала исключение — за $24 млн она отказалась исполнять провокационные треки, которые, скорее всего, вызвали бы скандал.
Лиза Флейшер, контрибьютор The Bloomberg, отметила, что и сами гости открытия Atlantis the Royal не были так уж впечатлены выступлением Бейонсе. Большинство наблюдали за концертом так, словно на сцене был симфонической оркестр, а не королева хип-хопа и R’n’B. Гости практически не танцевали и не подпевали, они спокойно наблюдали за выступлением, потягивая шампанское. Флейшер считает, что хиты из альбома Renaissance певица не исполняла потому, что локальные селебрити и блогеры могут просто не знать эти композиции — из-за провокационного содержания эти треки не крутят по радио и редко включают на вечеринках.
Би-би-си рассказывает, что многие фанаты разочарованы и даже оскорблены выступлением Бейонсе в ОАЭ. Для своего первого за четыре года концерта она выбрала страну, где жестко ограничивают права гомосексуальных людей. С аналогичной критикой осенью 2022 года столкнулся Дэвид Бекхэм, который подписал в рамках чемпионата мира по футболу рекламный контракт с Катаром, где ЛГБТ-повестка также запрещена.
Как певица поддержала местных и украинских дизайнеров на сцене
Важнейший элемент любого шоу Бейонсе — сценические образы. Во время концерта в Дубае певица трижды меняла наряды. Первый образ — ярко-желтое платье в пол, расшитое акриловыми осколками, с желтыми крыльями — создала дизайнер Раян Аль Сулеймани из Омана, которой принадлежит дубайское ателье Zuhara. Аль Сулеймани рассказала, что работать над нарядом она начала в середине ноября. Бейонсе любит поддерживать локальных дизайнеров во время своих выступлений, поэтому неудивительно, что при подготовке к концерту она предпочла местных кутюрье.
Украшения для этого образа создала ювелир и дизайнер Лоррен Шварц, которая давно работает с Бейонсе. Певица вышла на сцену в серьгах, главным элементом которых стал изумруд в треугольной огранке, дополненный бриллиантами общим весом в 60 карат. Также Шварц создала кольцо с желтыми бриллиантом весом 30 карат для этого наряда.
Второй образ — огненно-красный костюм с корсетом, украшенный золотым бра, и шлейфом — создал Николя Жебран родом из Ливана. Он уже работал с певицей в прошлом, разрабатывая наряды для MTV Music Awards в 2014 году и церемонии Grammy в 2018-м. Жебран рассказал, что этот образ — оммаж женской моде в Эмиратах, где любят монохромные наряды и золотые украшения. Для этого наряда Лоррен Шварц создала массивные золотые серьги с бриллиантами (центральные в огранке
«груша» — 50 карат, поддерживающие драгоценные камни — еще 30 карат).
Третий образ Бейонсе — розовое мини-платье, расшитое кристаллами и украшенное гальваническим золотом, и леггинсы в тон — создал украинский дизайнер Иван Фролов. Он рассказал американскому Vogue, что работал над нарядом в своей студии в Киеве. Процесс создания образа был осложнен тем, что из-за «спецоперации»* в столице Украины постоянно отключали свет и звучала тревога, которая вынуждала покидать ателье и бежать в бомбоубежище. Тем не менее Фролов продолжит жить и работать в Киеве, чтобы поддерживать украинскую модную индустрию. Образ от Фролова дополнили серьги в форме пирамиды с бриллиантами в огранке «багет» (общий вес 60 карат) от Лоррен Шварц.
На красной ковровой дорожке перед выступлением Бейонсе появилась в золотом платье и сандалиях Dolce & Gabbana и серьгах Messika, которые создала основатель бренда и ювелир Валери Мессика специально для певицы. Центральным элементом украшения стали бриллианты в огранке «груша» весом в 17 карат каждый. Общий вес драгоценных камней в серьгах Messika составил 57 карат.
Зачем вкладывать миллионы долларов в открытие отеля
Отель Atlantis The Royal — второй проект группы Kerzner International на насыпном острове в Дубае под названием «Пальма». Открытие первого — Atlantis The Palm — состоялось в 2008 году и поразило весь мир размахом. Бюджет мероприятия составил тогда 15 млн фунтов стерлингов. На открытии выступала Кайли Миноуг, которая получила баснословные для того времени 2 млн фунтов (около $4,5 млн по курсу 2008 года). Владелец отеля, основатель группы Kerzner International Сол Керзнер пригласил около 2000 селебрити, в числе которых были Роберт Де Ниро, Майкл Джордан, Шарлиз Терон, Линдси Лохан, Джанет Джексон и Джерард Батлер. Более 500 поваров готовили 4000 лобстеров и 4000 устриц для гостей, а около 1000 официантов разливали шампанское по бокалам на протяжении трех дней (всего ушло 5000 бутылок Veuve Clicquot).
Весь мир тогда задавался вопросом, как можно устроить настолько масштабное открытие отеля в тяжелейшем для мировой экономики 2008 году. Во многих интервью Керзнер рассказывал, что мероприятие спланировали за год до фактического проведения. «Мы построили настолько экстраординарный объект, что просто обязаны рассказать миру о нем», — объяснял Сол Керзнер, которому на тот момент было уже 73 года.
Отель Atlantis, The Palm на протяжении многих лет был самым масштабным и величественным проектом Керзнера, пока он не решил построить новый Atlantis. Если первая гостиница напоминала сказочный восточный замок из мультфильма «Аладдин», то вторая должна была стать символом современных, авангардных и технологичных ОАЭ, которые живут будущим, а не прошлым. Новый Atlantis the Royal, спроектированный нью-йоркским архитектурным бюро Kohn Pedersen Fox Associates, напоминает фантастический корабль, вдохновленный Ле Корбюзье.
Тогда, 14 лет назад, Керзнер заявил, что Дубай станет туристическим направлением номер один в мире, поэтому он готов инвестировать такие баснословные деньги в раскручивание своего отеля «Пальма». И оказалось, что он не просто верил в свой бизнес, а предвидел будущее. В 2023 году платформа Tripadvisor объявила, что Дубай действительно является самым востребованным направлением для путешествий — город обошел по популярности и Рим, и Париж, и Бали.
Сол Керзнер умер в 2020 году от рака. И в память об основателе компания Kerzner International открыла Atlantis the Royal в январе 2022-го с таким размахом, что мероприятие 2008 года кажется скромным праздником. Бейонсе за свое выступление длительностью 73 минуты получила $24 млн — это значит, что каждая минута ее шоу стоила $328 767. Помимо этого, певице предоставили самый дорогой сьют в отеле под названием Royal Mansion стоимостью около $100 000 за ночь. Назвать этот вариант размещения номером язык не поворачивается — в рамках объекта гость получает доступ к 18 комнатам, приватному бассейну, кухне и бару.
Насколько рационально и логично платить $24 млн за концерт Бейонсе на открытии отеля? Вероятно, любой маркетолог или бренд-менеджер, который сядет просчитывать возврат вложенных денег, скажет, что это мероприятие никогда не окупится. Но цель таких масштабных открытий вовсе не быстрая прибыль. Это мощный пиар-ход, благодаря которому люди по всему миру уже пятый день подряд обсуждают гонорар Бейонсе, ее наряды, коллаборации на сцене, меню от шеф-поваров, количество выпитых бутылок шампанского и баснословную стоимость номеров, каждый раз упоминая Atlantis the Royal. Компания Керзнера вновь провернула успешную пиар-кампанию, пригласив в качестве гостей Кайли Дженнер, Оливию Калпо, Эшли Парк, Swedish House Mafia, Tiesto и всю семью Бейонсе.
Вместо того чтобы в течение ближайших лет вкладывать миллионы долларов в маркетинг и таргетинг, Atlantis the Royal закатил вечеринку. Так строить бизнес раньше любили только в России, где торжественные жесты ценились больше выверенных инвестиций. Сейчас настоящие короли роскоши — арабские страны, где готовы заплатить любой гонорар, чтобы заявить о своем величии.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.