К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Все как у приматов: отрывок из книги о гендерных различиях у людей и обезьян

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит книга известного нидерландского ученого Франса де Вааля «Разные: Мужское и женское глазами приматолога». На этот раз Де Вааль, автор нескольких бестселлеров, разбирает популярные гендерные стереотипы — о том, что мужчины от природы агрессивны, или о склонности женщин к целомудрию, — сопоставляя эти клише с поведением обезьян. Forbes Woman публикует отрывок, в котором автор анализирует отношения к гендеру в разных культурах

Мне повезло встретить молодую феминистку из страны Симоны де Бовуар. Впрочем, на тот момент меня едва ли интересовала идеологическая сторона нашего знакомства. Катрин был всего двадцать один год, а мне двадцать два, когда мы полюбили друг друга. То, что мы до сих пор вместе, показывает, как прекрасно мы подходим друг другу, несмотря на то что оба упрямы и властны.

Пожалуй, самое большое различие между нами — культурное. Голландцы гордятся своим здравомыслием и прагматичностью, в то время как французы страстны и открыто говорят о любви, еде, политике, семье и практически обо всем на свете. Различие в национальном темпераменте — это примерно как сравнивать фильм Ингмара Бергмана с фильмом Федерико Феллини. Пока я привыкал к пылкой спонтанности Катрин и силе ее чувств, некоторых из моих голландских друзей это пугало, и они беспокоились о моем благополучии. Тем не менее мне никогда не приходило в голову отнести наши различия на счет гендера, например вспомнить об общепринятом мнении, что женщины эмоциональнее мужчин. Как я полагаю, мною движут эмоции и интуиция — поэтому мне трудно видеть в этом исключительно гендерную черту и уж тем более какую-то проблему.

У нас есть эмоции в силу важных эволюционных причин. Эти чувства направляют поведение нашего организма к тому, чтобы выжить, поэтому они присутствуют у всех животных. Каждому животному необходимы страх, гнев, отвращение, влечение и привязанность. Эмоции — это не роскошь. Их значимость высока для любого гендера. Эмоции достаточно рациональны в том смысле, что они часто подают более четкий сигнал о том, что нам нужно, чем наша хваленая способность к логическому мышлению. Тем не менее на Западе мы превозносим второе и презираем первое. Мы рассматриваем эмоции как аспект, слишком близкий к телу, которое тянет нас вниз («плоть слаба»). Вера в то, что мужчины более интеллектуальны и менее подвержены эмоциям, пронизывает поп-культуру, книги по саморазвитию и комедийные телесериалы. В попытке смягчить удар женщинам могут приписывать большую «эмоциональную чуткость». Но это выглядит сомнительным комплиментом, так как настойчиво подразумевает отличие женщин от мужчин, которым не нужны все эти сантименты. Не случайно слово «истеричный», означающее нездоровый уровень эмоций, происходит от греческого названия матки.

 

Однако нет никаких научных доказательств того, что представители разных гендеров отличаются по степени подверженности эмоциям. Достаточно посмотреть на мужчин во время решающих матчей, чтобы обнаружить их высокоэмоциональную природу. Даже стоическим голландцам сносит крышу, как только они видят человека в оранжевой футболке, бегущего по зеленой траве! По большей части гендерные различия касаются триггеров и интенсивности определенных эмоций и культурных правил их проявления, которые определяют, когда уместно рассмеяться, заплакать, улыбнуться и так далее. Правила выражения эмоций позволяют женщинам выказывать более нежные чувства, такие как печаль или сострадание, а мужчинам — более сильные, такие как злость. Когда мужчина повышает голос — например, как сделал Бретт Кавано, кандидат на пост судьи Верховного суда США, перед юридическим комитетом Сената в 2018 году, — его эмоциональная вспышка может быть истолкована как праведный гнев. В отличие от мужчин, женщины часто стараются придержать язык, поскольку знают: злость им не к лицу. В реальном эксперименте по изучению этого различия членов импровизированного суда присяжных попросили вынести вердикт. Присяжные совещались в текстовом формате в чате, и иногда там разгорались жаркие споры. Если человек с мужским именем начинал злиться во время перепалки, это укрепляло его точку зрения. Но если такие же слова исходили от женщины, это подрывало доверие к ней.

Предубеждение против эмоциональности небезынтересно, поскольку на данный момент общепризнано, что человеческое мышление, включая мышление мужчин, в большей степени интуитивно и подсознательно. Мы не можем даже принимать решения, если у нас нет эмоциональной вовлеченности. Выражаясь словами ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, «чувства заставляют человека думать, но мысли вовсе не заставляют его чувствовать». Но, несмотря на то что все начинается с эмоций, западный миф о рациональном человеке остается в силе.

 

После того как я познакомился с Катрин и ее французской семьей и мы вместе эмигрировали в Соединенные Штаты как супруги, я проникся тремя культурами. Каждая из них по-разному подходила к гендерным вопросам и развивалась в своем темпе в отношении рынка труда, сексуальной морали и образования. С точки зрения прогресса у каждой из этих культур были свои плюсы и минусы.

Взять, к примеру, французов. В одном из фундаментальных трактатов на тему современного феминизма «Второй пол» (Le Deuxième Sexe, 1949) де Бовуар отметила, что «женщиной не рождаются, ею становятся». Это часто цитируемое выражение трактуют так, что женственность стоит выше биологических потребностей и функций. Но она не отрицает этих потребностей и функций. На родине автора к ним относились настолько серьезно, что предоставили работающим женщинам доступный уход за детьми и длительные декретные отпуска. Франция была в числе первых стран с субсидируемыми яслями и детскими садами (crèches), программами дошкольного образования и надомным уходом за младенцами и малышами детсадовского возраста. Сама де Бовуар придавала настолько большое значение особым женским потребностям, что присоединилась к движению за права на противозачаточные средства и аборты.

Нидерланды всегда отличались свободными нравами в области секса, несмотря на наличие консервативных религиозных меньшинств. Они были первой страной, легализовавшей однополые браки. Также в моей родной стране один из самых низких уровней подростковой беременности и абортов в мире благодаря сексуальному просвещению, которое дети начинают получать с четырех лет. Вместо того чтобы пугать детей и поощрять воздержание, голландское сексуальное просвещение стремится воспитывать взаимное уважение и подчеркивать в сексе его приятную и полную любви сторону.

 

Впрочем, несмотря на эгалитарную гендерную этику, голландцы не во всем лидируют. По части финансовой независимости женщин и их доступа к высокооплачиваемым должностям наша страна плетется в хвосте. Меня, например, всегда поражает, как мало я встречаю в голландских университетах профессоров женского пола. Две из каждых трех трудоустроенных женщин работают с частичной занятостью (это самый высокий процент в индустриальных странах), и одной из причин такого положения вещей является давление на женщин, вынуждающее их заботиться о своих семьях. Типичный источник чувства вины происходит из неспособности быть хорошей матерью и в то же время работать на условиях полной занятости.

В 1980-х, когда мы переехали в США, мы столкнулись там с необычным сочетанием прогресса и консерватизма. Сексуальная этика словно бы застряла в 1950-х, и все же по части образования и карьеры женщины были значительно свободнее. Чтобы попасть на территорию Соединенных Штатов, мне пришлось заполнить форму, согласно которой я не был ни коммунистом, ни гомосексуалом — требование, которое было упразднено только в 1990 году. Это тут же заставило нас почувствовать консервативную атмосферу, в которую нам предстояло погрузиться. Например, мы узнали о традиции под названием «делать предложение», которая предшествует бракосочетанию. Американские женщины ждут, иногда годами, когда же мужчина упадет перед ними на одно колено с дорогим кольцом в руках. После этого счастливая женщина показывает сверкающий камень своим охающим и ахающим подругам. Предложения руки и сердца были распространены в Европе во времена моих дедушки и бабушки, но они были скорее направлены на родителей будущей невесты, чем на саму невесту. Я понимаю, что американцы считают этот ритуал вполне нормальным и даже прекрасным, но его откровенная гендерная асимметрия ошеломила нас.

Кроме того, мы так и не смогли привыкнуть к ханжеству нашей второй родины и ее одержимости женскими сосками. Страх перед сосками привел к возникновению такого чисто американского изобретения, как «комната для кормления грудью», где женщины за закрытыми дверями кормят младенцев или сцеживают грудное молоко. Оплачиваемый отпуск по беременности и после родов ликвидировал бы всякую потребность в таких комнатах. Терпимость к публичному грудному вскармливанию, которое воспринимают почти как половой акт, также решило бы эту проблему. Изображение сосков осуждается, бюстгальтеры обязательны, и однажды в стране разразился настоящий скандал по поводу мелькнувшего на полсекунды оголенного соска на видео. После того, как Джанет Джексон продемонстрировала обнаженную грудь в 2004 году, комментаторы сокрушались о падении нравов. Видео с «гардеробной неисправностью», как это назвали, избегая упоминать ее тело, стало самым просматриваемым в истории. Говорят, именно оно вдохновило разработчиков на создание YouTube.

Такая зацикленность на сосках удивила нас, поскольку в Европе им не придают большого значения. Их можно увидеть по телевизору в прайм-тайм, в популярных журналах, в рекламе на городских автобусах и вживую на пляже. Бюстгальтеры в основном предназначены для поддержания груди, а не для того, чтобы что-то скрыть, и достаточно много женщин вообще их не носят. Если младенец проголодался на родительском собрании, на вечеринке или в парке, грудь будет обнажена, чтобы служить своему биологическому предназначению, хотя за пределами семьи матери обычно прежде всего спросят, не будет ли кто-нибудь против.

В Париже в 1990-е отсутствие стигматизации сосков вызвало культурное столкновение, когда компания Disney ввела строгий дресс-код для своих сотрудников. Настойчивость менеджмента фирмы по части «подобающего нижнего белья» привела к уличным протестам. С типично французской манерой преувеличивать газеты назвали такое положение вещей «покушением на человеческое достоинство».

 

Невзирая на сексуальный консерватизм, США значительно опередили другие западные страны в отношении образования для женщин, их доли в рабочей силе и защиты от сексуальных домогательств. В этой стране возможность высшего образования для женщин появилась раньше, и многие женщины построили научную карьеру. В некоторых научных дисциплинах достигнуто равное соотношение мужчин и женщин, а значит, комитеты по подбору персонала больше не обращают особого внимания на гендер потенциальных сотрудников. Правила, имеющие отношение к домогательствам, также разительно изменились. Они касаются не только нежелательной сексуальной навязчивости, но и романов по обоюдному согласию между людьми из одной и той же организации, особенно если те находятся на разных уровнях служебной иерархии. Правила изменились так быстро, что застали врасплох нескольких видных европейских политиков, прибывших в США.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+