Без советов для хозяек: как была основана первая феминистская газета Франции
Женщина — тоже журналист
В апреле 1896 года 24-летняя журналистка Маргарита Дюран оказалась на Международном феминистском конгрессе в Париже. «Меня поразила, — писала впоследствии она, — логика рассуждений, обоснованность требований, и мне пришла в голову мысль предложить женщинам оружие — журнал, который должен был бы доказать, на что они способны».
По словам историка Клэр Бланден, на рубеже XIX–XX веков женщина-журналист во Франции не была чем-то совсем исключительным, но к пишущим женщинам нередко относились предвзято. Известную французскую журналистку конца XIX века Северин насмешливо называли «Богоматерь в слезах» за проявление сострадания к героям публикаций и якобы излишнюю чувствительность.
Дюран родилась в Париже в 1864 году и была незаконнорожденной дочерью Анны-Александрины-Каролины Дюран. Отцом Маргариты, вероятно, был полковник Альфред Буше. Маргарита посещала школу при монастыре, однако в 1879 году бросила учебу ради театральной карьеры. Дюран училась актерскому искусству в Парижской консерватории, а в 1882 году была принята в труппу «Комеди Франсез» (этот репертуарный театр, основанный в 1690 году Людовиком XIV). После того как в 1888 году Дюран вышла замуж за адвоката, депутата и издателя газеты La Presse Жоржа Лагерра, она приобрела полезные связи и увлеклась журналистикой.
После расставания с мужем в 1891 году Маргарита пришла работать в журнал Le Figaro — старейшее ежедневное французское издание, основанное еще в 1826 году, — где ей доверили вести еженедельную рубрику вопросов и ответов. Помимо прочего, читатели просили редактора высказывать мнение по тем или иным вопросам. «Задача была трудной, но такая работа была «гимнастикой» для моего мозга, эффект от которой был благотворным», — вспоминала Дюран.
1896 год стал переломным в карьере и личной жизни Маргариты. Она родила сына от одного из сотрудников Le Figaro Антонена Перивье, и отец попытался отнять у Маргариты ребенка. Чтобы защитить свои права и иметь возможность воспитывать сына, женщина была вынуждена обратиться к влиятельному политику и будущему премьер-министру Франции Жоржу Клемансо.
В том же году Маргариту отправили освещать Международный феминистский конгресс и попросили написать ироничную и хлесткую статью об этом мероприятии — и это событие стало поворотным в ее жизни. Конгресс оказался для Дюран настоящим откровением. Женщины говорили о равенстве полов, о том, что они должны получить право работать и учиться наравне с мужчинами. Вернувшись в редакцию, Маргарита объявила, что не сможет выполнить задание.
Параллельно с этим Дюран поняла, чем на самом деле хочет заниматься: 9 декабря 1897 года во Франции вышел первый номер основанной ею феминистской газеты La Fronde.
Французская фронда
Это было не просто женское издание — им управляли, в нем публиковались исключительно женщины. Для Дюран это был вопрос принципа: La Fronde демонстрировала, что женщины могли преуспеть в журналистике без помощи мужчин, которые доминировали в профессии. По словам историка Анн-Клод Амбруаз-Рендю, издание намеревалось «день за днем демонстрировать интеллектуальную ценность женщин-журналисток и их профессиональные навыки». Газета публиковала авторские колонки, политические, литературные, спортивные и финансовые новости — и делала это в нарочито серьезном и строгом ключе. В итоге La Fronde критиковали за чересчур «мужской стиль», но редакция не собиралась менять концепцию.
«Женщины представляют во Франции большинство населения, — писали в газете. — Женщины платят налоги, но не голосуют, они вносят свой вклад в интеллектуальный и физический труд и претендуют на право официально высказывать свое мнение по всем вопросам, интересующим общество, на равных с мужчинами».
Однажды Маргарите задали вопрос о названии газеты. Оно казалось провокационным: «фрондой» во Франции до этого называли движение сопротивления дворян и буржуазии против абсолютной королевской власти. Когда у Дюран уточнили, будет ли La Fronde «бросать камни», чтобы оправдать название, она ответила: «Не беспокойтесь, будет. В тех, кто нас эксплуатирует и угнетает. В тех, кто поддерживает эту нелепость, эту монструозность, согласно которой только половина человечества, мужская половина, достойна развиваться интеллектуально и социально, а другая должна оставаться в состоянии умственной неполноценности и рабстве».
Далеко не все восприняли появление новой газеты благосклонно. Некоторые саркастично начали называть издание «вестником Сен-Лазара», намекая на одноименную тюрьму, куда отправляли парижских работниц секс-индустрии. В Les Annales politiques et littéraires вышла статья, где репортеры La Fronde ядовито описывались как эмоциональные и чересчур болтливые женщины, которые были бы полезнее на кухне, чем в редакции. В L'Echo de la montagne писали: «Нужно признать: женщины, сплоченные в обществе, лучше работают только в областях по существу женских. Везде, особенно в журналистике, женщина преуспевает только в том случае, если работает рядом с мужчиной. La Fronde тому доказательство. Для этих дам феминизм состоит в маскулинизации себя. Зачем это делать, зачем нужны «мужественные» идеи? Нужно, чтобы женщина, даже выполняя мужскую работу, оставалась женщиной, очень простой, очень нежной женщиной».
Из-за гендерной дискриминации у сотрудниц La Fronde возникали проблемы со входом в мэрию Парижа, на фондовую биржу и в другие учреждения, куда их коллег-мужчин свободно пропускали.
Закрытие газеты
Редакция La Fronde продолжала работать, несмотря на критику и оскорбления. Газета стала рупором французского женского движения той поры. Журналисты подчеркивали, что важно дать представление «о важности труда женщин в нашей дорогой родной стране, где мы говорим исключительно о женском изяществе, шарме, обольстительности и прочем». Газета намеренно делала акцент, как сказали бы сегодня, на женской оптике и, например, стала одним из немногих изданий, которое писало о судьбе Люси Дрейфус — жены офицера Альфреда Дрейфуса, обвиненного в шпионаже в пользу Германской империи (его дело вызвало широкий общественный резонанс).
На страницах La Fronde публиковались выдающиеся женщины Франции, например журналистка Северин, президент Французской лиги прав женщин, суфражистка Мария Верона, писательница и ученая Клеманс Руайе. Издание просуществовало в формате ежедневной газеты шесть лет, однако в 1903 году из-за финансовых трудностей редакция решила перейти на выпуск одного номера в месяц. Два года газета выходила в качестве приложения к L'Action. Но проблемы с финансированием решить не удалось, и в 1905-м издание было решено закрыть. Маргарита Дюран несколько раз пыталась перезапустить La Fronde, в том числе в 1914 году, прямо перед Первой мировой войной, в самый последний раз — в 1926-м.
Маргарите Дюран удалось сохранить выпуски газеты, и в 1932 году она передала свои архивы Парижу. Это особенно ценно, учитывая, что La Fronde — не просто часть истории феминизма и журналистки, но и своего рода летопись борьбы за женские права конца XIX — начала XX века, которая задокументировала в режиме реального времени все основные события и важные вехи. На основе пожертвованных Маргаритой архивов была создана библиотека, которая носит сегодня ее имя. В библиотеке содержится почти 70 000 документов, связанных с историей женского движения.
Маргарита Дюран умерла в Париже в 1936 году.