К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Королева панка умерла: как Вивьен Вествуд нарушала табу и изменила моду

Вивьен Вествуд (Фото Derek Hudson / Getty Images)
Вивьен Вествуд (Фото Derek Hudson / Getty Images)
В ночь с 29 декабря на 30 декабря в возрасте 81 года умерла Вивьен Вествуд, британский модный дизайнер, дама-командор Ордена Британской империи, политическая и экоактивистка, крестная мать группы Sex Pistols, главная бунтарка от мира моды. Редактор моды Forbes Woman Юлия Савельева рассказывает, как королева панка изменила мир моды — и мир вообще

Официальный некролог, опубликованный ее брендом во всех запрещенных в России социальных сетях, гласит, что дизайнер мирно скончалась в своем доме в Клэпхеме на юге Лондона в окружении семьи и близких. И до последнего момента занималась тем, что всегда любила, — дизайном, искусством и написанием книги. Заканчивается он словами: «Миру нужны такие люди, как Вивьен, чтобы менять его к лучшему». Так в чем же заслуги Вествуд перед миром?

В иерархии моды на протяжении шести десятилетий за Вествуд был закреплен титул «королева панка». Он напрямую связан с хорошо известным фактом ее биографии: в 1971 году вместе со своим тогдашним гражданским мужем и единомышленником Малькольмом Маклареном, музыкальным продюсером начинающих панк-групп, она открыла магазинчик на Кингз-Роуд, где продавала одежду — разрезанную, разорванную, вывернутую наизнанку, препарированную всеми возможными способами и щедро украшенную цепями, заклепками и английскими булавками. Рваными джинсами и футболками нынешний мир потребления, конечно же, обязан именно Вествуд. 

К середине 1960-х Вивьен Изабель Суайер, девушка из рабочей семьи с окраин Лондона, успела бросить учебу в школе искусств Harrow School of Art, выйти замуж, родить первого сына, получить от мужа фамилию Вествуд и развестись с ним, стать учительницей младших классов и начать продавать созданные своими руками украшения на Портобелло-Роуд. Но встреча с бунтарем Маклареном раз и навсегда высвободила дремавшую в Вивьен энергию, а панк-культура стала идеальной площадкой для ее самовыражения. 

 

Как говорится, остальное — уже история, но всегда — отвязная, провокационная и неизменно успешная финансово. Макларен получил в подопечные самую скандальную панк-группу Sex Pistols, магазинчик был переименован в Sex и в 1970-е стал Меккой для тех, кто желал подрывать общественные устои как минимум своим внешним видом. Вествуд и Макларен сами не раз бывали арестованы за нарушение общественного порядка и участие в мелких протестных акциях, но при этом всегда были в состоянии заплатить залог — бизнес обоих шел вполне успешно. 

В 1977 году Вествуд совершила, возможно, свой самый громкий модный акт — специально к выходу сингла God Save the Queen группы Sex Pistols сделала футболку с принтом официального портрета Елизаветы II, на котором проткнула Ее Величеству губу английской булавкой (оригинал этой футболки теперь экспонат Costume Institute при Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке). Так Макларен и Вествуд отметили 25-летие своего монарха, скандально прославились уже в широких кругах и  «въехали» на волне этой славы в Париж, на проводимую там Неделю моды.

 
Менеджер Sex Pistols Малкольм Макларен и Вивьен Вествуд в 1977 году (Фото Daily Mirror·Bill Kennedy·Mirrorpix via Getty Images)

Представив на парижской неделе несколько совместных коллекций, в 1984 году Вествуд рассталась с Маклареном и начала строить собственный модный бизнес в индустрии, где творческие и руководящие посты тогда занимали преимущественно мужчины. С тех пор она невероятно преуспела — в 2020 году выручка бренда составила 42 млн фунтов стерлингов, а собственное состояние Вествуд в 2021 году оценивалось в $50 млн.

Ее авторский почерк не только панковские разрезы и булавки, детали в БДСМ-стиле из кожи и металла, но и элементы викторианской моды с ее корсажами, турнюрами, нижними кружевными юбками, цилиндрами от цирковых костюмов (Вествуд и сама не боялась выглядеть как гламурная клоунесса) и мундирами с лосинами времен битвы при Ватерлоо.

Вествуд никогда не переставала нарушать табу, хотя и в этом была противоречива: ратовала то за комфорт, то за вопиющую сексуальность. В начале 1980-х первой вывела на подиум моделей в кроссовках, но одновременно могла поставить их на платформы такой немыслимой высоты, что с них падала на подиуме даже такой профессионал, как Наоми Кэмпбелл. 

 

Противоречия были способом общения Вествуд с миром — так она демонстрировала, что женщина вольна выглядеть так, как она сама хочет, и презирать консервативные устои. Еще одним громким вызовом обществу стало появление на подиуме в 1994 году модели Карлы Бруни в роскошной шубе из шиншиллы на голое тело, распахнутой так, чтобы на причинном месте был хорошо виден лишь треугольник из того же меха, этакий парик. Как написала Вествуд в своей автобиографической книге в 2016 году: «Правда любит быть голой» и «Единственная причина, по которой я занимаюсь модой, это разрушение принятого в мире конформизма».

К слову, сама Вивьен никогда напрямую не причисляла себя к последовательным феминисткам, поскольку, по ее собственным словам, всегда терпеть не могла любой пуризм. Несмотря на это, модные критики настаивали — именно она дала женщинам свободу выбора в любом возрасте. 

Она и сама жила как хотела — не обращала внимания на модные тенденции и всегда претворяла в реальность только собственное видение. Во времена всеобщей погони за молодостью презирала пластические операции и наносила на свои великолепные морщины смелый эпатажный макияж; выезжала на подиум на загривке у крепкого мужчины-модели даже в свои 76 лет и была замужем за своим креативным директором Андреасом Кронталером на 11 лет моложе ее. 

Даже на приеме у королевы Елизаветы II по случаю получения Ордена Британской империи Вествуд не сделала положенный книксен, а, выйдя после церемонии к фотографам, задрала перед ними юбку своего серого фланелевого костюма, показав, откуда начинаются ее ноги. 

Но ей всегда прощали все. Вествуд была достоянием монархии, идеальным воплощением известной на весь мир британской эксцентричности, явлением английской поп-культуры, трижды обладательницей звания «британский дизайнер года», удостоившейся персональной ретроспективы в Музее Виктории и Альберта еще в 2004-м.

 
Вивьен Вествуд и модели во время показа Vivienne Westwood Осень/Зима 2011/2012 в рамках Недели моды в Париже (Фото Pascal Le Segretain·Getty Images)

При этом она всегда стремилась привлечь внимание к социальным проблемам и никогда не боялась откровенно высказываться на этот счет. В 2005 году выпустила линию футболок и даже ползунков для детей с окровавленным сердцем и надписью I’m not Terrorist Don’t Arrest Me («Я не террорист, не арестовывайте меня») в знак протеста против государственной миграционной политики. В 2015-м вывела на подиум моделей с лозунгами Fracking is a Crime («Фрекинг — это преступление») — о способе добычи нефти и сланцевого газа методом гидравлического подрыва пласта, осуждаемого экологами из Greenpeace из-за потенциального загрязнения грунтовых вод. В сотрудничестве с этой же некоммерческой организацией провела выставку-кампанию против добычи нефти в Арктике (тогда ее футболку Save the Arctic из экологически чистого хлопка надели многие британские и мировые знаменитости). В 2018-м представила видеоролик своей новой коллекции, в финале которого модель зажимала между ног флаг Евросоюза — более чем красноречивое высказывание об отношении «королевы панка» к Брекзиту. В 2021-м Вествуд вышла на пикет против экстрадиции в США основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа (симпатию к деятельности которого выражала уже давно) прямо перед зданием уголовного суда в Лондоне. 

Возможно, Вествуд стала последним дизайнером в истории, чьи высказывания на социальные и политические темы не отменяли ее модной деятельности. Несмотря на годы бунтарства, бренд Vivienne Westwood только рос и расширялся. Вслед за женской одеждой появилась и мужская, а также демократичные линии Anglomania и Red Label, аксессуары и парфюмерия. Все это сделало бунтарку Вествуд одной из богатейших женщин Великобритании. Коммерческое чутье никогда ее не подводило. В 1990-х она зарабатывала на стиле гранж, в 2000-х открыла бутик в Москве (теперь уже несуществующий), в 2008-м как дизайнер приняла участие в съемках сериала «Секс в большом городе» — в свадебном платье от Vivienne Westwood так и не вышла замуж Кэрри Брэдшоу. 

В конце концов, эмблемой бренда Vivienne Westwood был скипетр — а это не только провокация, но и заявка на серьезные и небезосновательные амбиции. Однако с ее уходом из жизни, увы, невозможно произнести: «Королева умерла, да здравствует королева панков!» — нет другой такой фигуры в современном мире моды. Этот трон пуст, и уже никем не будет занят. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+