Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже
Снежевиночка
Снегурочка (она же Снегурка, Снежевиночка, Снегурушка) — девочка, которую пожилые крестьяне слепили из снега, чтобы скрасить свое одиночество. Она не единственная вылепленная вручную героиня русского фольклора: филолог Варвара Добровольская отмечает, что «в русских народных сказках образ ребенка, созданного из чего-либо, был достаточно популярен: если мальчик — то слеплен из глины, если девочка — из снега». Обряд лепки восходит к мифологическим представлениям о том, что человека можно «создать» буквально.
Первые записи сказки о Снегурочке появились в XIX веке: в 1860 году Григорий Данилевский переложил ее в стихотворную форму, в те же годы исследователь Александр Афанасьев проанализировал разные версии сказки в своих научных трудах. В составленном им сборнике «Народные русские сказки», выпускавшемся с 1855-го по 1863 год, опубликована история «Снегурушка и лиса». В ней мы узнаем о двух стариках и их внучке Снегурушке, заблудившейся в лесу во время прогулки с подругами. В финале этой сказки главная героиня была найдена лисой, которая привела девушку домой целой и невредимой.
В 1865 году Афанасьев закрепляет еще одну сюжетную версию сказки про Снегурочку во втором томе своего труда «Поэтические воззрения славян на природу». В этом варианте повествуется о «Снегурке», слепленной из снега пожилыми бездетными крестьянами Иваном и Марьей: «Вышли они из хаты и принялись лепить куклу, сделали туловище и с ручками, и с ножками, приставили головку. «Ах, Иван! вскрикнула Марья от радости, да ведь это Господь нам дитя дает!». В финале этой сказки Снегурочка тает, прыгая через костер.
Таяние героини в фольклоре Афанасьев соотносил с «метеорологическим мифом»: люди верили в гибель природных духов при смене времен года. Во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу» Афанасьев пишет, что смерть Снегурочки — не мрачный, а грациозный поэтический образ, «народная фантазия», которая обыгрывает процесс испарения снежного и ледяного покрова в период оттепели. В приобретенном парообразном состоянии героиня проводит время на небе с другими сказочными созданиями, которых ученый называет «легкокрылыми нимфами».
Работа Афанасьева стала основой для превращения Снегурочки из фольклорного образа в литературный персонаж. Она вдохновила драматурга и писателя Александра Островского на создание пьесы «Весенняя сказка», которая вышла в свет в 1873 году. В ней холодная Снегурочка, взрослая дочь Мороза и Весны–Красны, жаждет любви. Несмотря на то, что душевная теплота губительна для нее, Снегурочка все же просит мать наградить ее этим чувством. В финале девушка влюбляется в персонажа по имени Мизгирь и тает с первыми лучами солнца.
Публике того времени не понравилось сочетание фантастических и бытовых образов в «Весенней сказке»: пьесу критиковали, а Островского упрекали в том, что он отступил от типичной для других его пьес социальной проблематики. Даже композитор Николай Римский-Корсаков, который взялся за создание оперы по «Весенней сказке», не сразу оценил ее «удивительную поэтическую красоту». Художественное осмысление пьесы Римским-Корсаковым воплотилось в созданной им в 1881 году опере «Снегурочка». С согласия Островского композитор сам написал к ней либретто, местами изменяя текст. Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Оперная постановка была воспринята публикой лучше, чем ранее пьеса, хотя не без критики: зрители продолжали говорить о нехватки драматизма в произведении. Только спустя десятилетие, к концу 1890-х годов оперу стали с успехом исполнять в разных театрах.
Именно благодаря опере «Снегурочка» Римского-Корсакова «Весенняя сказка» Островского получила признание, а героиня фольклора «начала свою жизнь и в литературе и искусстве, усваиваясь, развиваясь и трансформируясь», — подытоживает культуролог Елена Душечкина.
Помимо театральных постановок на популяризацию образа Снегурочки в XIX веке повлияло и изобразительное искусство. Художник Виктор Васнецов, вдохновленный пьесой Островского, воплотил собственные представления о снежной девушке в живописи. Историк Михаил Осокин, исследовавший биографию Васнецова, писал, что идея создать картину возникла у художника после ночной прогулки по зимнему саду. В 1899 году Васнецов создал работу, ставшую знаменитой иллюстрацией ко всем книжным и журнальным публикациям о Снегурочке. «Художник написал поэтичную, словно залитую лунным сиянием картину «Снегурочка — дитя Мороза и Весны». В белой княжеской шубке идет Снегурочка в стране берендеев, оставляя на снегу неглубокие следы своих легких ножек», — пишет историк.
Внучка Деда Мороза
Неотъемлемый в наши дни символ праздника — новогодняя елка — впервые появился в немецкой городской традиции в XVII веке. Интерес царской семьи к западной культуре был закономерен: русские цари женились на принцессах немецкого происхождения начиная с 1711 года. В XIX веке по инициативе императрицы Александры Федоровны на частном семейном празднике во дворце появилась украшенная елка. К началу XX века она стала устойчивым элементом городской культуры в России.
Кроме рождественской елки на Западе были и свои «дарители подарков» — в том числе Святой Николай, Санта-Клаус. Этот образ тоже со временем появился в нашей культуре: в начале XX века детский утренник дополнился гостем в виде Деда Мороза. Традиционно считается, что Дед Мороз — повелитель зимы, происходит из славянской мифологии. И если Дед Мороз (или Царь Мороз) в начале прошлого века уже является главным героем Новогодней сказки, то Снегурочка еще персонаж эпизодический.
В монографии «Русская елка: история, мифология, литература» филолог Елена Душечкина пишет, что в 1910 году Снегурочка появлялась наряду со Снеговиками: «Снегурок несколько, они называются «девами снежными» и характеризуются как «снежнокудрые и снежнокрылые подруги». «Если образ Деда Мороза успел войти в сценарий детских елок еще до революции, то со Снегурочкой этого не случилось. Возможно, потому, что у него оказались западноевропейские двойники: дарители елки и подарков, в то время как Снегурочка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре», — отмечает Душечкина.
Но уже в 1912 году в книжке Сергея Дурылина «Снегуркин дом» Дед Мороз и Снегурка окончательно соединяются в одном мифе и превращается в двойной образ, уже вполне знакомый нам по новогодним елкам.
С приходом к власти большевиков в 1917 году Рождество, елка, Дед Мороз и Снегурочка оказались в одном смысловом ряду и против них начали «антирелигиозную кампанию». В Декрете от 1929 года большевики объявили об отмене новогодних праздничных дней, а символы Нового года признали «продуктами антинародной деятельности капиталистов»
«Продуктами антинародной деятельности» Дед Мороз со Снегурочкой считались почти 10 лет — реабилитировали персонажей лишь в конце 1930-х. Тогда в методичке для воспитателей детских садов появился популярный и в наши дни сюжет детской елки, где обязательные ведущие — Дед Мороз и Снегурочка. Внучка в педагогике становится обязательной помощницей, а самое главное — ласковой посредницей между грозным Морозом и детьми. В 1937 году дуэт впервые провел новогодний праздник для детей в Кремле. «В новогодней традиции Снегурочка становится внучкой Деда Мороза, помогающей ему развлекать детей. Этот персонаж ближе к персонажу Островского, чем к фольклорному образу», — рассказывает фольклорист Варвара Добровольская.
Снегурочка была не единственным кандидатом на роль помощника Деда Мороза, добавляет Добровольская: «Были также и Мальчик Новый Год, и Снеговик. Эти персонажи появились уже после 1930-ых годов и были героями новогодних представлений, мультфильмов и открыток. Но в массовом сознании прижилась именно Снегурочка: советским людям была близка идея союза «рабочего и колхозницы», которая воплотилась в симбиозе Деда Мороза и Снегурочки, мудрости и молодости, связке практической сметки и комсомольского задора».
Снежная Королева
Еще один образ, который часто фигурирует на российских новогодних елках — Снежная королева.
В 1844 году была издана сказка Ганса Христиана Андерсена, подарившая миру эту популярную зимнюю героиню. Главные черты Снежной Королевы — совершенная красота, холодный рассудок и бесчувственность. Известна она и под именами классических персонажей фольклора северных народов — Снежной Ведьмы и Ледяной Девы (образ последней был также использован Андерсеном в одноименной сказке в 1861 году). Происхождение Снежной Королевы ученые связывают с родом инеистых великанов из германо-скандинавской мифологии, живших до появления богов. Прообразом Снежной Королевы считается великанша Скади, олицетворяющая зиму и лед.
В сказке нашли отражение не только мифологические образы, но и события из жизни писателя. По мнению историков, в основе произведения лежит история неразделенной любви Андресена к известной шведской певице Ленни Линд, для которой он был всего лишь «милым братом»: «Из этой изнуряющей несчастной любви родилась сказка, ставшая символом самой большой преданности, верности и любви в жизни — сказка о маленькой девочке, вступившей ради любимого в схватку с самой хозяйкой Вечности — Снежной королевой», — объясняет искусствовед Елена Коровина.
Свирепая Снежная Королева есть не только в фольклоре скандинавских народов. Аналог этой героини у славян — дух в женском обличии по имени Морана (Морена). Морфологически ее имя связано с понятиями «морок (мрак)», «замореки» — начальные морозы. В японских преданиях Юки-Онна — призрак из царства снега и льдов — дожидается странствующих путников, а при встрече убивает их своим ледяным дыханием или заставляет блуждать в пурге до самой смерти. В Шотландии знают о снежной ведьме Карьях Варе, дочери зимнего солнца и повелительнице вьюги и непогоды.
В России образ Снежной королевы стал особенно широко известен благодаря выходу одноименного мультфильма, созданного режиссером Львом Атамановым и художником Леонидом Шварцманом в 1957 году. Их «Снежная Королева» стала самой популярной экранизацией сказочной истории Андерсена среди советских граждан. Мультфильм завоевал любовь зрителей не только в СССР, но и за рубежом: в 1958 картина получила призы на фестивале анимационных фильмов в Венеции и Международном кинофестивале в Каннах.
Бабушка Мороз или миссис Санта-Клаус
В различных культурах есть свои женские персонажи, ассоциирующиеся с Новым годом и Рождеством. Фрау Холле, она же бабушка или госпожа Метелица, — известный женский образ из немецкого фольклора. В итальянской новогодней традиции функцию Деда Мороза выполняет Ла Бефана — добрая ведьма, награждающая детей подарками.
В XIX веке в европейской и североамериканской культуре появляется Миссис Клаус — жена Санта Клауса. Впервые ее упомянул писатель Джеймс Рис в рассказе «Рождественская легенда» в 1848 году. Позднее литераторы стали развивать этот образ, дополняя им историю про Санта Клауса. В наши дни Миссис Клаус обычно предстает пожилой дамой, помогающей мужу собирать подарки для детей. Варвара Добровольская обращает внимание на то, что «именно благодаря Миссис Клаус Санта предстает в массовой культуре как примерный семьянин, которому помогает жена. В русской же культуре Дед Мороз все делает сам, а Снегурочка лишь помогает ему развлекать детей».