К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже

В. М. Васнецов. «Снегурочка» (Фрагмент)
В. М. Васнецов. «Снегурочка» (Фрагмент)
Празднование Нового года редко обходится без Снегурочки, но так было не всегда. Как литературный персонаж она появилась только в XIX веке, а уже в начале XX-го была объявлена «продуктом антинародной деятельности» и вернулась на елки только через 10 лет благодаря своему комсомольскому задору. Forbes Woman рассказывает о ней и о других женских зимних персонажах

Снежевиночка

Снегурочка (она же Снегурка, Снежевиночка, Снегурушка) — девочка, которую пожилые крестьяне слепили из снега, чтобы скрасить свое одиночество. Она не единственная вылепленная вручную героиня русского фольклора: филолог Варвара Добровольская отмечает, что «в русских народных сказках образ ребенка, созданного из чего-либо, был достаточно популярен: если мальчик — то слеплен из глины, если девочка — из снега». Обряд лепки восходит к мифологическим представлениям о том, что человека можно «создать» буквально. 

Первые записи сказки о Снегурочке появились в XIX веке: в 1860 году Григорий Данилевский переложил ее в стихотворную форму, в те же годы исследователь Александр Афанасьев проанализировал разные версии сказки в своих научных трудах. В составленном им сборнике «Народные русские сказки», выпускавшемся с 1855-го по 1863 год, опубликована история «Снегурушка и лиса». В ней мы узнаем о двух стариках и их внучке Снегурушке, заблудившейся в лесу во время прогулки с подругами. В финале этой сказки главная героиня была найдена лисой, которая привела девушку домой целой и невредимой. 

В 1865 году Афанасьев закрепляет еще одну сюжетную версию сказки про Снегурочку во втором томе своего труда «Поэтические воззрения славян на природу». В этом варианте повествуется о «Снегурке», слепленной из снега пожилыми бездетными крестьянами Иваном и Марьей: «Вышли они из хаты и принялись лепить куклу, сделали туловище и с ручками, и с ножками, приставили головку. «Ах, Иван! вскрикнула Марья от радости, да ведь это Господь нам дитя дает!». В финале этой сказки Снегурочка тает, прыгая через костер. 

 

Таяние героини в фольклоре Афанасьев соотносил с «метеорологическим мифом»: люди верили в гибель природных духов при смене времен года. Во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу» Афанасьев пишет, что смерть Снегурочки — не мрачный, а грациозный поэтический образ, «народная фантазия», которая обыгрывает процесс испарения снежного и ледяного покрова в период оттепели. В приобретенном парообразном состоянии героиня проводит время на небе с другими сказочными созданиями, которых ученый называет «легкокрылыми нимфами». 

Работа Афанасьева стала основой для превращения Снегурочки из фольклорного образа в литературный персонаж. Она вдохновила драматурга и писателя Александра Островского на создание пьесы «Весенняя сказка», которая вышла в свет в 1873 году. В ней холодная Снегурочка, взрослая дочь Мороза и Весны–Красны, жаждет любви. Несмотря на то, что душевная теплота губительна для нее, Снегурочка все же просит мать наградить ее этим чувством. В финале девушка влюбляется в персонажа по имени Мизгирь и тает с первыми лучами солнца. 

 
Зворыкин Б. В. «Снегурочка»

Публике того времени не понравилось сочетание фантастических и бытовых образов в «Весенней сказке»: пьесу критиковали, а Островского упрекали в том, что он отступил от типичной для других его пьес социальной проблематики. Даже композитор Николай Римский-Корсаков, который взялся за создание оперы по «Весенней сказке», не сразу оценил ее «удивительную поэтическую красоту». Художественное осмысление пьесы Римским-Корсаковым воплотилось в созданной им в 1881 году опере «Снегурочка». С согласия Островского композитор сам написал к ней либретто, местами изменяя текст. Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Оперная постановка была воспринята публикой лучше, чем ранее пьеса, хотя не без критики: зрители продолжали говорить о нехватки драматизма в произведении. Только спустя десятилетие, к концу 1890-х годов оперу стали с успехом исполнять в разных театрах.

Именно благодаря опере «Снегурочка» Римского-Корсакова «Весенняя сказка» Островского получила признание, а героиня фольклора «начала свою жизнь и в литературе и искусстве, усваиваясь, развиваясь и трансформируясь», — подытоживает культуролог Елена Душечкина. 

Помимо театральных постановок на популяризацию образа Снегурочки в XIX веке повлияло и изобразительное искусство. Художник Виктор Васнецов, вдохновленный пьесой Островского, воплотил собственные представления о снежной девушке в живописи. Историк Михаил Осокин, исследовавший биографию Васнецова, писал, что идея создать картину возникла у художника после ночной прогулки по зимнему саду. В 1899 году Васнецов создал работу, ставшую знаменитой иллюстрацией ко всем книжным и журнальным публикациям о Снегурочке. «Художник написал поэтичную, словно залитую лунным сиянием картину «Снегурочка — дитя Мороза и Весны». В белой княжеской шубке идет Снегурочка в стране берендеев, оставляя на снегу неглубокие следы своих легких ножек», — пишет историк. 

 

Внучка Деда Мороза 

Неотъемлемый в наши дни символ праздника — новогодняя елка — впервые появился в немецкой городской традиции в XVII веке. Интерес царской семьи к западной культуре был закономерен: русские цари женились на принцессах немецкого происхождения начиная с 1711 года. В XIX веке по инициативе императрицы Александры Федоровны на частном семейном празднике во дворце появилась украшенная елка. К началу XX века она стала устойчивым элементом городской культуры в России. 

Кроме рождественской елки на Западе были и свои «дарители подарков» — в том числе Святой Николай, Санта-Клаус. Этот образ тоже со временем появился в нашей культуре: в начале XX века детский утренник дополнился гостем в виде Деда Мороза. Традиционно считается, что Дед Мороз — повелитель зимы, происходит из славянской мифологии. И если Дед Мороз (или Царь Мороз) в начале прошлого века уже является главным героем Новогодней сказки, то Снегурочка еще персонаж эпизодический.

В монографии «Русская елка: история, мифология, литература» филолог Елена Душечкина пишет, что в 1910 году Снегурочка появлялась наряду со Снеговиками: «Снегурок несколько, они называются «девами снежными» и характеризуются как «снежнокудрые и снежнокрылые подруги». «Если образ Деда Мороза успел войти в сценарий детских елок еще до революции, то со Снегурочкой этого не случилось. Возможно, потому, что у него оказались западноевропейские двойники: дарители елки и подарков, в то время как Снегурочка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре», — отмечает Душечкина. 

Но уже в 1912 году в книжке Сергея Дурылина «Снегуркин дом» Дед Мороз и Снегурка окончательно соединяются в одном мифе и превращается в двойной образ, уже вполне знакомый нам по новогодним елкам.

С приходом к власти большевиков в 1917 году Рождество, елка, Дед Мороз и Снегурочка оказались в одном смысловом ряду и против них начали «антирелигиозную кампанию». В Декрете от 1929 года большевики объявили об отмене новогодних праздничных дней, а символы Нового года признали «продуктами антинародной деятельности капиталистов» 

 

«Продуктами антинародной деятельности» Дед Мороз со Снегурочкой считались почти 10 лет — реабилитировали персонажей лишь в конце 1930-х. Тогда в методичке для воспитателей детских садов появился популярный и в наши дни сюжет детской елки, где обязательные ведущие — Дед Мороз и Снегурочка. Внучка в педагогике становится обязательной помощницей, а самое главное — ласковой посредницей между грозным Морозом и детьми. В 1937 году дуэт впервые провел новогодний праздник для детей в Кремле. «В новогодней традиции Снегурочка становится внучкой Деда Мороза, помогающей ему развлекать детей. Этот персонаж ближе к персонажу Островского, чем к фольклорному образу», — рассказывает фольклорист Варвара Добровольская. 

Снегурочка была не единственным кандидатом на роль помощника Деда Мороза, добавляет Добровольская: «Были также и Мальчик Новый Год, и Снеговик. Эти персонажи появились уже после 1930-ых годов и были героями новогодних представлений, мультфильмов и открыток. Но в массовом сознании прижилась именно Снегурочка: советским людям была близка идея союза «рабочего и колхозницы», которая воплотилась в симбиозе Деда Мороза и Снегурочки, мудрости и молодости, связке практической сметки и комсомольского задора». 

Снежная Королева 

Еще один образ, который часто фигурирует на российских новогодних елках — Снежная королева.

В 1844 году была издана сказка Ганса Христиана Андерсена, подарившая миру эту популярную зимнюю героиню. Главные черты Снежной Королевы — совершенная красота, холодный рассудок и бесчувственность. Известна она и под именами классических персонажей фольклора северных народов — Снежной Ведьмы и Ледяной Девы (образ последней был также использован Андерсеном в одноименной сказке в 1861 году). Происхождение Снежной Королевы ученые связывают с родом инеистых великанов из германо-скандинавской мифологии, живших до появления богов. Прообразом Снежной Королевы считается великанша Скади, олицетворяющая зиму и лед. 

 

В сказке нашли отражение не только мифологические образы, но и события из жизни писателя. По мнению историков, в основе произведения лежит история неразделенной любви Андресена к известной шведской певице Ленни Линд, для которой он был всего лишь «милым братом»: «Из этой изнуряющей несчастной любви родилась сказка, ставшая символом самой большой преданности, верности и любви в жизни — сказка о маленькой девочке, вступившей ради любимого в схватку с самой хозяйкой Вечности — Снежной королевой», — объясняет искусствовед Елена Коровина.

Кадр из мультфильма «Снежная королева»

Свирепая Снежная Королева есть не только в фольклоре скандинавских народов. Аналог этой героини у славян — дух в женском обличии по имени Морана (Морена). Морфологически ее имя связано с понятиями «морок (мрак)», «замореки» — начальные морозы. В японских преданиях Юки-Онна — призрак из царства снега и льдов — дожидается странствующих путников, а при встрече убивает их своим ледяным дыханием или заставляет блуждать в пурге до самой смерти. В Шотландии знают о снежной ведьме Карьях Варе, дочери зимнего солнца и повелительнице вьюги и непогоды. 

В России образ Снежной королевы стал особенно широко известен благодаря выходу одноименного мультфильма, созданного режиссером Львом Атамановым и художником Леонидом Шварцманом в 1957 году. Их «Снежная Королева» стала самой популярной экранизацией сказочной истории Андерсена среди советских граждан. Мультфильм завоевал любовь зрителей не только в СССР, но и за рубежом: в 1958 картина получила призы на фестивале анимационных фильмов в Венеции и Международном кинофестивале в Каннах. 

Бабушка Мороз или миссис Санта-Клаус

В различных культурах есть свои женские персонажи, ассоциирующиеся с Новым годом и Рождеством. Фрау Холле, она же бабушка или госпожа Метелица, — известный женский образ из немецкого фольклора. В итальянской новогодней традиции функцию Деда Мороза выполняет Ла Бефана — добрая ведьма, награждающая детей подарками.

 

В XIX веке в европейской и североамериканской культуре появляется Миссис Клаус — жена Санта Клауса. Впервые ее упомянул писатель Джеймс Рис в рассказе «Рождественская легенда» в 1848 году. Позднее литераторы стали развивать этот образ, дополняя им историю про Санта Клауса. В наши дни Миссис Клаус обычно предстает пожилой дамой, помогающей мужу собирать подарки для детей. Варвара Добровольская обращает внимание на то, что «именно благодаря Миссис Клаус Санта предстает в массовой культуре как примерный семьянин, которому помогает жена. В русской же культуре Дед Мороз все делает сам, а Снегурочка лишь помогает ему развлекать детей». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+