Как Констанс Ллойд реформировала женский костюм и защищала Оскара Уайльда
Констанс Ллойд родилась 2 января 1859 года в зажиточной ирландской семье. Ее отец был успешным адвокатом, поэтому детство она провела в достатке и ни в чем не нуждалась. Свободное время посвящала игре на фортепьяно и живописи. Она читала Данте в оригинале и в совершенстве владела французским, а после школы поступила на литературные курсы при Лондонском университете, где исследовала творчество поэта Шелли.
Все шло своим чередом, пока не умер отец Ллойд. Тяжелее всех пришлось его жене Аде: быть вдовой в викторианской Англии означало постоянно носить траур, следуя примеру королевы. Кроме того, овдовевшая женщина не имела возможности обеспечивать себя самостоятельно — можно было надеяться разве что на чье-то покровительство. Из-за страха перед будущим Ада впала в нервное расстройство. А еще стала завидовать своей юной дочери — доходило даже до физического насилия. Как вспоминал Отто Ллойд, родной брат Констанс, насилие с ее стороны включало «угрозы брандспойтом (металлическим наконечником от пожарного насоса. — Forbes Woman) или удары головой о стену». Из-за постоянных нападок матери у Констанс начались проблемы со здоровьем, от которых она будет страдать потом всю свою жизнь.
Миссис Оскар
С будущим мужем Оскаром Уайльдом Констанс познакомилась на одном из семейных ужинов, устроенных ее бабушкой в 1881 году. Молодые интеллектуалы разделяли взгляды друг друга на поэзию и искусство, оба были ирландского происхождения, их семьи дружили и пользовались почетом в Дублине и Лондоне. Очень скоро девушка влюбилась в подающего большие надежды Уайльда. «О. У. пришел вчера около 5:30 вечера (к тому времени я вся продрогла от страха!) и остался на полтора часа, клянясь мне в том, что скоро снова приедет к своей матери, — писала влюбленная Ллойд своему брату Отто. — он не может не нравиться: общается со мной наедине естественно, без притворства».
Уже тогда молодой и остроумный ирландец был популярен в литературных кругах Англии — прежде всего в Оксфорде, где учился и публиковался как поэт и критик. После окончания Оксфордского университета 24-летний Уайльд, уже хорошо известный в Лондоне, окончательно перебрался в столицу и начал гастролировать по Англии с лекциями. В перерывах между командировками он сделал предложение теперь уже по уши влюбленной в него Констанс.
«…Я женюсь на юной красавице по имени Констанс Ллойд, этакой серьезной, изящной, маленькой Артемиде с глазами-фиалками, копною вьющихся каштановых волос, под тяжестью которой ее головка клонится, как цветок, и чудесными, словно точеными из слоновой кости, пальчиками, которые извлекают из рояля музыку столь нежную, что, заслушавшись, смолкают птицы. Мы поженимся в апреле», — делился Уайльд в письмах. Об их помолвке писала местная пресса, а свадебное платье Ллойд «насыщенного кремового цвета» в древнегреческом стиле стало одним из главных предметов обсуждений на страницах женских журналов — причем еще до того, как состоялась церемония. С этого времени Констанс Ллойд превратилась в настоящую знаменитость, в прессе ее прозвали «Миссис Оскар». Впрочем, громкое имя мужа не заглушило ее собственный голос.
Реформатор одежды и писательница
Выйти замуж для Констанс не было пределом мечтаний. «Я подумываю о том, чтобы стать корреспонденткой какой-нибудь газеты или выйти на сцену… Я хочу зарабатывать деньги. Может, лучше даже написать роман», — писала новоиспеченная Уайльд брату Отто. Ее первая публикация вышла в мае 1885-го на страницах британской газеты Pall Mall Gazette, за несколько месяцев до рождения ее первого ребенка. Уайльд писала о преимуществах свободной женской одежды, не сковывающей движения.
Еще во время учебы Констанс Ллойд увлеклась «братством прерафаэлитов». Его последователи выступали против академичности в британском изобразительном искусстве и поэзии, боролись за освобождение от викторианских предрассудков и верили в свободу творчества и самовыражения. В 1870-х идеи прерафаэлитов вылились в эстетизм — новое направление, которое пользовалось популярностью у представителей английской интеллектуальной элиты. Женщин-эстеток можно было распознать по характерной одежде: они отказывались от корсетов и кринолинов, отдавая предпочтение воздушным платьям из летящих тканей.
В 1881 году заядлая велосипедистка Флоренс Уоллес Помрой основала организацию «Общество рационального платья». Вместе со своими соратницами Помрой выступала за упрощение женского костюма. Примкнув к движению, Констанс позже стала его центральной фигурой (а также редактором одноименного журнала). В 1888-м она прочитала лекцию о преимуществах «юбки, разделенной на две штанины», похожей на широкие шаровары. Такой силуэт как раз напоминал платья, в которых ходили участницы «эстетического» движения (и Констанс в их числе). Позже «рациональные юбки» вошли в широкий обиход: такая одежда позволяла работать, вести активный образ жизни и заниматься спортом, не испытывая дискомфорта.
Помимо материалов о «рациональной моде», Констанс писала рецензии на спектакли для женского еженедельника Lady’s Pictorial. Правда, анонимно. Ее публичный дебют состоялся в 1887 году, когда в детском литературном сборнике The Bairn’s Annual вышел ее короткий рассказ. Не прошло и года после его публикации, как Констанс предложили стать автором целой книги. Уже в 1888-м был опубликован сборник сказок и легенд There Was Once («Это было однажды»), написанных по мотивам популярных детских колыбельных.
Возможно, в этот период она написала куда больше литературных текстов. Исследователи творчества Оскара Уайльда утверждают, что рукописи к его сказке «Великан-эгоист» из сборника «Счастливый принц» и другие сказки» были написаны рукой Констанс с пометками Уайльда. Она вполне могла быть соавтором мужа.
Вышедшие из шкафа
Сказки Констанс пользовались популярностью у читателей, пресса окрестила супругов «литературной парой». Со стороны казалось, что их брак идеален, но это было не совсем так. Отношения изменились после рождения второго ребенка. «Когда я женился, моя жена была прекрасной девушкой — белоснежной и тонкой, как лилия, с сияющим взглядом и веселым струящимся смехом, словно музыка. За год или около того вся грация исчезла», — писал Оскар Уайльд. Все чаще он стал ночевать вне дома, предпочитая общество юношей, которые разделяли его любовь к античной поэзии и искусству. Констанс поначалу поддерживала мужа в его увлечениях и даже подружилась с одним из его новых приятелей. Им был 17-летний канадец Роберт Росс, который, как утверждают биографы, стал первым гомосексуальным партнером Оскара Уайльда.
Сама Констанс увлеклась политикой. В 1888-м она примкнула к суфражистскому движению Либеральная федерация женщин (Women's Liberal Federation), участвовала в политических кампаниях и выступала на публике — например, во время одной из своих речей заявила о необходимости антивоенной агитации с раннего возраста. «…Неудивительно, если через несколько лет миссис Уайльд станет самым популярным оратором», — говорили критики. Ей прочили большое политическое будущее, однако все изменил громкий скандал с участием мужа.
В 1891-м Оскар Уайльд познакомился с Альфредом «Бози» Дугласом — молодым аристократом и начинающим литератором. Бози был большим поклонником «Портрета Дориана Грея» — недавно вышедшего романа Уайльда, публикация которого вызвала шумиху в Лондоне из-за аморального (по меркам викторианской Англии) содержания. Очень скоро между Бози и Уайльдом завязался роман.
Констанс об этом не знала — все чаще она проводила время вне Лондона в компании свекрови. Здоровье Констанс стремительно ухудшалось, она страдала от болей в суставах и спине. Тем временем влиятельный отец Бози начал шантажировать Уайльда. Однополые отношения в викторианской Англии считались уголовным преступлением, поэтому в 1895 году писателя обвинили по статье о «мужеложестве» и заключили в тюрьму на два года.
За несколько лет, проведенных с Бози, Уайльд влез в огромные долги. После его заключения под стражу кредиторы добрались и до Констанс. Громкую фамилию ей пришлось изменить и перебраться за границу: Констанс теперь уже Холланд и обосновалась в Италии.
И все же, несмотря на все горести, обрушившиеся на нее после публичного обвинения мужа в «непристойном поведении», Констанс продолжала беспокоиться о нем. Она же обеспечила полностью обанкротившегося Уайльда деньгами на «первое время» после выхода из Редингской тюрьмы в 1897-м.
К этому времени ее состояние стало еще хуже — появился тремор, из-за чего стало тяжело пользоваться печатной машинкой, усталость и головные боли. Проанализировав историю болезни, ученые пришли к выводу, что она могла страдать от рассеянного склероза. Констанс Холланд умерла в 1898 году в итальянской Генуе.