От Наоми Осаки до Меган Рапино: самые высокооплачиваемые спортсменки мира 2022 года
Уильямс — рекордсменка «Большого шлема» в одиночном разряде и обладательница 23 титулов, а ее призовые составляют $94,8 млн. Это почти в два раза больше, чем у лучших спортсменок турнира Женской теннисной ассоциации (WTA), и в четыре раза — чем у звездных участниц чемпионатов LPGA (Ladies Professional Golf Association — американская организация женщин-гольфисток). Всего за свою карьеру Серена Уильямс заработала больше $450 млн, включая рекламные и бизнес-проекты. Сегодня Уильямс не просто богатейшая теннисистка — по уровню доходов она опережает всех остальных спортсменок, образно выражаясь, на несколько световых лет.
Уильямс проложила дорогу в мир высокооплачиваемого спорта другим спортсменкам, и теперь таких, как она, будет становиться все больше. Как, например, теннисистка Наоми Осака, которая присоединилась к Уильямс в списке «50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира» и, начиная с 2020 года, фактически превзошла ее по годовому доходу.
Восемь участниц из «Рейтинга самых высокооплачиваемых спортсменок 2022 года» заработали больше $10 млн — это вдвое больше, чем в 2021 году. А планка в $10 млн достигнута впервые с 2008 года, когда Forbes только представил этот рейтинг. Также в этом году появились новые имена: лыжница-фристайлер Эйлин Гу, теннисистки Эмма Радукану, Ига Свентек и Кори Гауфф.
25 самых высокооплачиваемых спортсменок, вошедших в рейтинг, суммарно заработали в 2022 году $285 млн (до вычета налогов и агентских сборов). При этом на десятку лучших спортсменок приходится $194 млн из этой суммы, что на 17% больше, чем в 2021 году. С доходом в $51,1 млн Осака третий год подряд занимает первое место, за ней следует Уильямс с $41,3 млн. «Я думаю, все видят огромный скачок в развитии женского спорта и его спонсорства, — говорит главный специалист по работе с клиентами в Elevate Sports Ventures Кэмерон Вагнер. — Еще многое предстоит сделать, но уже сегодня многие бренды начинают видеть в женском спорте потенциал для рекламы своего бизнеса».
Тэйер Лавиэль, исполнительный вице-президент The Collective, женского подразделения спортивного агентства Wasserman, говорит, что смена тренда случилась в 2019 году. Тогда женская сборная США по футболу подала иск о дискриминации — и тем самым привлекла к себе внимание. Кризис, начавшийся из-за COVID-19, привел к сокращению доходов от продажи билетов и нанес ущерб спонсорам. Но именно женские спортивные лиги первыми вернулись к игре, тем самым увеличив зрительскую аудиторию — во время пандемии спортивные фанаты все время проводили у экранов.
Посещаемость Женской Суперлиги в Англии в 2022 году выросла на 200% по сравнению с прошлым сезоном, а посещаемость матчей немецкой Женской футбольной Бундеслиги превысила общую посещаемость прошлого сезона всего за семь недель. На прошлой неделе ФИФА объявила, что запускает женский клубный чемпионат мира — вскоре после публикации отчета, в котором говорилось, у 77% женских футбольных лиг в 2022 году был титульный спонсор. Для сравнения: в 2021 году он был только у 66% команд.
У Женской национальной баскетбольной ассоциации (WNBA) лучшие зрительские показатели в регулярном сезоне за последние 14 лет: рост составил 16% по сравнению с 2021 годом. Финал Национальной женской футбольной лиги собрал на канале CBS аудиторию в 915 000 зрителей, что на 71% больше, чем в прошлом году, а матчи женского чемпионата американской Национальной атлетической ассоциации колледжей (NCAA) по баскетболу в среднем собирали 4,85 млн зрителей, что является наивысшим показателем среди всех студенческих баскетбольных матчей на ESPN с 2008 года.
Недавний отчет Национальной исследовательской группы (NRG) оценил стоимость всех прав на трансляцию спортивных состязаний среди женщин в США в $47,7 млн. Это серьезный шаг по сравнению с 2021 годом, когда стоимость оценивалась $36,9 млн.
Однако все эти цифры — все еще копейки по сравнению с $2,66 млрд, которые НБА получает в среднем за свои сделки по правам с ESPN и Turner Sports. А заработная плата игроков WNBA (в женской профессиональной баскетбольной лиге в США) составляет около $230 000, в то время как минимальная зарплата в NBA в превышает $900 000.
Разрыв в оплате труда в таких видах спорта, как теннис и гольф, не такой значительный. Но, несмотря на то, что LPGA Tour увеличит свой призовой фонд до рекордных $101,4 млн в 2023 году (до этого он составлял $93,5 млн), это все равно будет лишь 25% от $428,6 млн призового фонда мужского PGA Tour.
Даже в теннисе, где традиционно самый небольшой разрыв в оплате труда мужчин и женщин, из-за чего именно на теннис приходится 12 из 25 самых высокооплачиваемых спортсменок этого года, женщины зачастую зарабатывают меньше на соревнованиях за пределами турниров Большого шлема.
Ограниченные возможности «на поле» означают, что женщинам приходится чаще, чем мужчинам, полагаться на спонсоров и публичные выступления. Тем не менее, «у нас есть достаточно аргументов для того, чтобы суммы контрактов с медиа были намного, намного выше при следующих запусках трансляций этих лиг», — говорит Вагнер. Несколько крупных женских лиг скоро смогут проверить эту теорию. Например, Национальная женская футбольная лига (NWSL), чьи контракты с Fox и ESPN истекли в конце этого сезона. Американская Национальная женская хоккейная лига (PHF) недавно продемонстрировала, какое влияние может оказать новое соглашение со СМИ на заработную плату игроков: менее чем через четыре месяца после объявления о продлении трансляции с ESPN лига удвоила лимит заработной платы до $1,5 млн.
Таким образом, учитывая оптимизм в отношении всех трех основных источников доходов в спорте — посещаемости, трансляций, и спонсорских контрактов, — а также вероятное появление новых инвесторов, можно ожидать, что зарплата спортсменов будет только расти.
«Я постоянно говорю об этом дистрибьюторам и брендам, — говорит Элизабет Линдси, президент компании Wasserman по вопросам развития бренда. — Не бойтесь рисков, потому что будущее за женщинами, и те, кто включится в этот процесс, будут одновременно пожинать и плоды добрых дел, и доходы».
«Рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок 2022 года» Forbes отражает доходы за прошедший календарный год. Данные о доходах «на поле» включают базовый оклад, бонусы, пособия и призовые деньги, которые округляются до ближайших $100 000. Оценки прибыли «вне игры», округленные до ближайших $500 000, определяются в ходе бесед с инсайдерами индустрии и отражают годовой денежный доход от спонсорских контрактов, лицензирования, публичных выступлений, а также денежный доход от любого бизнеса, в котором спортсмен имеет значительную долю. Forbes не включает доходы от инвестиций, такие как процентные платежи или дивиденды, но учитывает выплаты от проданных спортсменами пакетов акций. Forbes не вычитает налоги и агентские сборы.
Перевод Ксении Лычагиной