До равенства 300 лет: как конфликты и кризисы влияли на женскую повестку в 2022 году
Отдаленные перспективы
«Несмотря на достигнутый прогресс, разрыв между ожидаемым заработком в течение жизни мужчин и женщин во всем мире составляет $172 трлн, что почти в два раза превышает мировой годовой ВВП», — заявила в марте уходящего года Мари Пангесту, управляющий директор Всемирного банка по вопросам политики развития и партнерства.
Для ликвидации гендерного разрыва в экономических возможностях потребуется 151 год, в политических — 155 лет. Прогресс в достижении гендерного паритета по здоровью и вовсе застопорился. Такие прогнозы делают эксперты Всемирного экономического форума.
В ООН же считают, что для достижения полного гендерного равенства потребуется не менее 300 лет. Глобальные проблемы (пандемия COVID-19 и ее последствия, вооруженные конфликты, изменение климата) и незащищенность женщин от насилия усугубляют уже существующее гендерное неравенство. По оценкам организации «ООН-женщины», 40 лет потребуется для достижения равного представительства мужчин и женщин в парламентах, 140 лет — чтобы женщины наравне с мужчинами были представлены на руководящих должностях и более 280 лет — чтобы закрыть пробелы в правовой защите и отменить дискриминационные законы по всему миру. Впрочем, как отмечают авторы доклада Всемирного банка, для достижения гендерного равенства одних законов недостаточно, важную роль играют социальные, культурные и религиозные нормы.
При этом доклады, анализирующие уровень гендерного неравенства в масштабе всего мира, как правило, долго готовятся и публикуются через несколько месяцев после окончания сбора данных. Самые свежие отчеты, вышедшие в 2022 году, основаны на данных, собранных в 2021-м. Они, например, говорят о долговременных последствиях пандемии COVID-19 (влияние которой все еще ощущается), но часто не учитывают события, потрясшие мир в уходящем году.
Вооруженные конфликты и их последствия
24 февраля 2022 года Россия начала «специальную военную операцию»* на территории Украины. По последним данным ООН, в связи с этим в Европе сейчас насчитывается более 7,8 млн беженцев, в основном это женщины и дети. По всему миру идут и другие конфликты: обострение между Арменией и Азербайджаном, Киргизией и Таджикистаном, военная операция Турции в Ираке гражданская война в Эфиопии (правозащитники отмечают ее как пример крайней жестокости по отношению именно к женщинам и девочкам) и другие. Впервые в истории число беженцев во всем мире достигло 100 млн человек. Насильственно перемещенных женщин и девочек больше, чем когда-либо прежде: по последним данным ЮНИСЕФ, в 2021 году их было уже около 44 млн.
Каждая пятая женщина из числа беженцев или перемещенных лиц сталкивалась с сексуализированным насилием, подсчитали в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев. От насилия, эксплуатации и траффикинга страдают и женщины, находящиеся непосредственно в зонах боевых действий.
В результате вооруженных конфликтов нарушаются логистические цепочки, связанные с поставками зерна, удобрений и топлива, что, в свою очередь, ведет к инфляции и росту бедности. Во всем мире эта проблема имеет ярко выраженный аспект, говорится в докладе организации «ООН-женщины» и Программы развития ООН: среди женщин уровень бедности выше. Сейчас около 383 млн женщин и девочек живут в условиях крайней нищеты (имея доход менее $1,90 в день на душу населения) по сравнению с 368 млн мужчин и мальчиков. Хуже всего дела обстоят в странах Африки к югу от Сахары, Центральной и Южной Азии — на эти регионы приходится 83,7% женщин и девочек, живущих в крайней нищете.
Голод приводит к всплескам гендерного насилия, вынуждает женщин заниматься «транзакционным» сексом в обмен на еду и безопасность. Еще одно последствие голода и нищеты — рост числа ранних браков. Эта тенденция зафиксирована, например, в Афганистане, где семьи, не способные прокормить дочерей, принудительно выдают их замуж в обмен на махр (принятый в исламе подарок жениха невесте). По данным ЮНИСЕФ, родители договариваются о браках для девочек уже вскоре после рождения последних.
Наступление на права женщин
После того как в 2021 году Афганистан был захвачен движением «Талибан» (признано террористической организацией и запрещено в России), его представители обещали соблюдать права женщин, а все вводимые ограничения объясняли требованиями безопасности. Среди них — запрет передвигаться на расстояние более 72 км без сопровождения родственника-мужчины, ограничение доступа к большинству профессий и даже раздельное посещение парков. В течение 2022-го для афганок последовательно закрывались возможности получения образования. К началу года были закрыты классы для девочек во многих школах; к концу был введен запрет на обучение в университетах.
Наступление на права женщин усиливается и в Туркменистане, где в 2022 году был принят ряд запретов относительно внешнего вида женщин. Сотрудниц государственных учреждений обязали ходить на работу в национальной одежде, салонам красоты запретили предлагать клиенткам косметологические инъекции, на улицах женщин штрафуют за наращенные ресницы и татуаж губ.
В Иране подобное вмешательство консервативного правительства в частную жизнь населения привело к социальному взрыву, который продолжается уже несколько месяцев. Поводом для него стала гибель 22-летней Махсы Амини, которая скончалась в полицейском участке после задержания полицией нравов. Чем закончится противостояние властей и протестующих, прогнозировать сложно: появившиеся в СМИ сообщения об упразднении полиции нравов не получили официального подтверждения, зато стало известно о казнях участников протестов, которые были обвинены в «борьбе с Богом».
В последние годы заметно повсеместное наступление на репродуктивную свободу. Еще в 2021-м аборты были серьезно ограничены в Польше. А летом 2022-го Верховный суд США отменил действие решения по делу «Роу против Уэйда» и лишил право на аборт конституционной защиты, из-за чего эта медицинская процедура теперь является уголовным преступлением в 13 штатах. По данным американского Центра репродуктивных прав, сейчас аборты полностью запрещены в 24 странах мира. В них проживают около 90 млн (6%) женщин репродуктивного возраста. Еще 358 млн женщин могут рассчитывать на аборт только в случае, если это будет необходимо для спасения их жизни. И лишь 36% женщин в мире могут прервать беременность по собственному желанию.
Повседневное насилие
Нападки на телесную автономию женщин и девочек ООН характеризует как форму гендерно-обусловленного насилия. У него много проявлений — от фемицида (убийства женщин и девочек по признаку пола, которое до сих пор остается некриминализированным в некоторых странах) до агрессии в цифровом пространстве. В последнем случае мишенью часто становятся правозащитницы, юристки, женщины-политики и журналистки, а также представительницы меньшинств (например, для женщин с небелым цветом кожи риск получить оскорбительные твиты в свой адрес на 84% выше, чем для других).
Самым же распространенным видом насилия остается семейно-бытовое. По последним оценкам ООН, во всем мире 736 млн женщин — почти каждая третья — хотя бы раз в жизни подвергались физическому и/или сексуальному насилию со стороны интимного партнера, сексуальному насилию со стороны непартнера или тому и другому (все это — без учета харассмента). Эксперты связывают с последствиями пандемии рост поисковых запросов вроде «прикрыть синяки на лице». В конце этого года организация «ООН-женщины» опубликовала результаты большого исследования, которое показало: каждый час во всем мире пять женщин погибают от рук кого-то из членов-семьи.
Данные свидетельствуют, что за последнее десятилетие общее число убийств женщин практически не изменилось. Причем цифры могут не отражать реальных масштабов проблемы, признают авторы исследования, из-за того, что огромное число таких убийств остаются неучтенными.
Тем временем сами женщины все чаще говорят о насилии в публичном пространстве. Постепенно формируется и связанная с этой проблемой судебная практика. Пока что она противоречива. С одной стороны, весной 2022 года внимание всего мира привлекло разбирательство между актерами и бывшими супругами Джонни Деппом и Эмбер Херд — последняя заявила о том, что пострадала от партнерского насилия. Тогда суд признал Херд виновной в клевете и обязал выплатить Деппу $15 млн. С другой — суды разных стран признают право пострадавших рассказать о пережитом опыте и добиваться справедливости, используя любые доступные механизмы.
Деньги и власть
Согласно докладу Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон —2022», около 2,4 млрд женщин трудоспособного возраста не имеют равных с мужчинами экономических возможностей. В 86 странах женщины сталкиваются с тем или иным ограничением занятости, а в 95 странах не гарантируется равная оплата за равный труд. В глобальном масштабе женщины обладают лишь ¾ прав, которые есть у мужчин.
По состоянию на 19 сентября 2022 года только в 28 странах 30 женщин являются главами государств и/или правительств. Женщины занимают 21% министерских постов в мире, причем, как правило, их работа связана с вопросами семьи, детей, молодежи, пожилых людей, людей с инвалидностью, окружающей среды, природных ресурсов, энергетики, занятости и собственно гендерного равенства. В парламентах женщины составляют 26%. В 1995 году этот показатель составлял 11%, и если темпы прироста сохранятся, женщины получат равное с мужчинами представительство только к 2070 году.
Поскольку политика остается «мужским клубом», многие женщины в ней играют скорее по патриархатным правилам. Например, Марин Ле Пен, которая в уходящем году прошла во второй тур президентских выборов во Франции, сочетает обращение к повестке гендерного равенства (в марте она опубликовала в Le Figaro письмо к женщинам, в котором рассуждала о домашнем насилии, о доступной гинекологической и акушерской помощи, о поддержке для матерей-одиночек) с подчеркнуто грубым имиджем и ориентацией на «традиционные ценности». В чем-то похожа на нее Джорджа Мелони, ставшая первой женщиной на посту премьер-министра Италии: свою победу на выборах она называет разрушением стеклянного потолка, но при этом выступает против абортов и полового просвещения, а защиту женщин, пострадавших от сексуализированного насилия, использует как инструмент борьбы с мигрантами.
Впрочем, женщины строят политические карьеры не только на популизме. В этом году первое место в рейтинге самых влиятельных женщин мира по версии Forbes USA заняла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен — в ближайшие месяцы ей предстоит работа над «глубокой и всеобъемлющей» реформой европейского рынка электроэнергии; ранее она показала себя успешным координатором мер по борьбе с пандемией COVID-19. В списке также значатся председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард, главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева, министр финансов Индонезии Сри Мульяни Индравати, председатель Совета по ценным бумагам и биржам Индии и другие женщины, чье политическое влияние связано в первую очередь с профессиональной деятельностью.
Голоса женщин все громче
Главным проводником идей гендерного равенства остаются шоу-бизнес и культура. Например, на Венецианской биеннале современного искусства женщины-художницы впервые в истории составляли большинство. Нобелевскую премию по литературе в этом году присудили Анни Эрно, пионеру женского автофикшена, которая писала о социальном неравенстве, травме поколений и коллективной памяти, переплетая эти темы с чисто женским опытом — телесным, сексуальным, даже опытом нелегального аборта.
В произведениях массовой культуры женские персонажи становятся разнообразнее (от воительниц, открывающих зрителю малоизвестные страницы истории Африканского континента, до супергероини-адвоката, которая, даже обретя сверхспособности, сталкивается с обесцениванием и объективацией, но не теряет чувства юмора), а их истории — сложнее.
Растет и аудитория женского спорта и смотрение женских соревнований. И хотя словосочетание «чемпионат мира по футболу» (главное спортивное событие 2022-го) по умолчанию подразумевает мужской турнир, женщины добиваются права работать на нем арбитрами — пусть пока в меньшинстве, но на равных.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.