Непростой подросток: как сериал «Уэнсдей» стал одним из самых популярных шоу Netflix
Сериал Тима Бертона «Уэнсдей» о представительнице семейки Аддамс бьет рекорды просмотров. Только за первую неделю его посмотрели в 50 млн домохозяйств, суммарные просмотры составили 341,2 млн часов. А через две недели после премьеры шоу вошло в тройку самых популярных англоязычных сериалов Netflix и теперь приближается к корейской «Игре в кальмара» (этот сериал об игре на выживание набрал 571,76 млн часов просмотров к концу третьей недели после премьеры).
15-летняя Уэнсдей Аддамс (ее играет Дженна Ортега), в очередной раз исключенная из школы, оказывается в закрытом учебном учреждении, где когда-то познакомились ее родители. Больше всего ей хочется сбежать, но вместо этого предстоит заняться расследованием чудовищных убийств, потрясших местный городок, раскрыть семейную тайну, исполнить древнее пророчество и как-то выжить среди сверстников.
И сирена, и вервольф
Сериальная и киноиндустрия с начала 2010-х ушла в ностальгию по концу прошлого века, раз за разом переосмысляя классические франшизы. Возвращение к «Семейке Аддамс» было лишь вопросом времени (хотя коллаборацию мастера мрачных сказок Бертона и «Семейки Аддамс» ждали добрый десяток лет). Фанатскую базу сериала составляют как миллениалы, выросшие на фильмах, снятых в начале 1990-х Барри Зонненфельдом, так и современные ровесники Уэнсдей Аддамс (или приближающиеся к ее возрасту). Причем вторые вполне могут оказаться детьми первых, так что «Уэнсдей» — сериал, идеально подходящий для семейного просмотра.
В шоу найдутся крючки, способные зацепить аудиторию не только разных возрастов, но и разных предпочтений. Это и подростковая драма об отношениях с родителями и одноклассниками, и семейная сага о травме поколений, и детектив, начинающийся с обнаружения обезображенных тел в лесополосе, и хоррор с реками крови, и диалоговая комедия. Здесь есть сонный американский городок, как в «Очень странных делах», совершенное давным-давно преступление и старое проклятие, как в «Сонной лощине». Темы ведовства и суперспособностей явно позаимствованы из «Зачарованных», а в поисках коварного монстра-убийцы скрывается референс на «Скуби-Ду».
Набор этих референсов не случаен. Данные об успешности «Уэнсдей» Netflix раскрыл вместе со статистикой просмотров других своих релизов. Среди самых популярных англоязычных тайтлов за всю историю платформы есть и уже упомянутые «Очень страшные дела», и «Монстр: История Джеффри Дамера» о серийном убийце, и «Люцифер» об эксцентричном повелителе Ада, которому больше нравится расследовать преступления, чем выполнять свои сатанинские обязанности. А также наполненный магией «Ведьмак» и костюмные «Бриджертоны». «Уэнсдей» буквально обречен на успех — некоторые даже опасаются, что такой подход к сериальному производству перекроет дорогу оригинальным идеям и персонажам без собственной фанбазы.
Кроме того, за последние несколько лет Netflix зарекомендовал себя как стриминг, успешно адаптирующийся к запросам подростковой аудитории. На платформе выходили и остросоциальные драмы («13 причин почему»), и постмодернистские истории («Ривердэйл»). Центральные темы «Уэнсдей», завязанные на таких классических тропах, как противостояние старшим, первая влюбленность и поиски себя, уже неоднократно доказывали свою «работоспособность» в контексте фильмов и сериалов.
Закрытая школа «Невермор», в которой учатся наделенные магическими способностями изгои (им противопоставлены обыватели-нормисы), напоминает Хогвартс из книг и фильмов о Гарри Поттере. Среди учеников школы можно встретить узнаваемые типажи и классы, сконструированные по образцу подростковых субкультур: бледные вампиры даже на уроках носят стильные солнцезащитные очки, шумные вервольфы похожи на спортивных фанатов. Интернет уже полнится тестами «Кто ты в «Неверморе», а на маркетплейсах можно купить худи с гербом волшебной школы — и все это затягивает в орбиту сериала все новых и новых зрителей.
Хочется пошерить
Отдельного упоминания заслуживает работа гримеров и костюмеров, которые разбавили знакомый готический стиль Аддамсов целой галереей ярких персонажей. Директриса школы «Невермор» — хичкоковская блондинка в окружении сюрреалистических предметов (будь то брошь от Эльзы Скиапарелли или камин в директорском кабинете в виде разинутой пасти). Соседка Уэнсдей, вервольф Инид — любительница разноцветного маникюра, розового меха и вязания. Школьная queen bee Бьянка — сирена, которая для особых случаев выбирает напоминающие чешую пайетки и мерцающие тени. Все это не просто продуманные образы, но потенциальные тренды и челленджи для соцсетей, где уже набирают просмотры видео, посвященные «мейкапу как у Бьянки», «окрашиванию как у Инид» и т.д.
Трендом в TikTok стал танец, который Уэнсдей танцует на школьном балу под песню 1981 года Goo Goo Muck группы The Cramps. Хореография напоминает эпизод из сериала о семейке Аддамс 1964 года — там маленькая Уэнсдей учила дворецкого Ларча танцевать твист. Видео, на которых пользователи соцсетей воспроизводят ломаные движения Дженны Ортеги, набирают миллионы просмотров, а прослушивания песни Goo Goo Muck выросли на 9500% — летом подобное произошло с песней Кейт Буш Running Up That Hill, которая звучала в сериале «Очень странные дела». Интересно, что одной из первых видео с танцем в стиле Уэнсдей записала певица Леди Гага — только уже под свой собственный трек Bloody Mary. Этот вариант также стал вирусным, благодаря чему прослушивания песни Леди Гаги выросли на 1800%.
Персонаж
В фильмах Барри Зонненфельда Уэнсдей, роль которой исполнила Кристина Риччи, выступала в качестве самого психопатичного члена семейства. Больше всех от нее доставалась младшему брату — пухлощекому Пагсли. Любое соприкосновение с внешним миром, существующим вне особняка Аддамсов, как правило, вызывало у героини глубокое внутреннее отторжение. Но в фильмах Зонненфельда болезненный нонконформизм и садистские наклонности Уэнсдей выглядели скорее как сатира на растиражированный поп-культурой образ проблемного подростка. В сериале Тима Бертона характер Уэнсдей получает более глубокое осмысление — в первую очередь за счет формата, который позволяет поэтапно раскрывать личность главной героини.
На первый взгляд, героиня, сыгранная Дженной Ортегой, — интеллектуалка, которая видит людей насквозь, владеет приемами кунг-фу и пресекает попытки менсплейнинга. Вокруг Уэнсдей то и дело возникают мужские фигуры, пытающиеся ее спасти — от конфликта с одноклассниками, от падающего с крыши кирпича (точнее, каменной горгульи) и даже от самой себя, однако мысль о том, чтобы хоть раз стать «девой в беде», для героини принципиально не приемлема.
Однако довольно быстро становится понятно, что ее демонстративная эмансипированность и независимость — форма защиты и способ убежать от детских страхов. А у недоверия к окружающему миру (и к самой себе) обнаруживается причина, скрытая в семейной истории. Самым сложным испытанием для Уэнсдей оказывается не борьба с чудовищем, оставляющим обезображенные трупы в местном лесу, а выход из собственной скорлупы и взаимодействие с другими учениками школы «Невермор», пусть там и собрались такие же, как она, изгои.
Весь этот проблемный бэкграунд создает возможность в будущих сезонах шоу развивать характер героини. Официально о продолжении шоу еще не объявлено, но в интервью Variety шоураннеры Альфред Гоу и Майлс Миллар намекнули, что всех своих персонажей создают с прицелом на несколько сезонов.