«Доброе утро, монстр!»: истории об абьюзе и предательстве из кабинета психотерапевта
В детстве отец бросил Лору, и она научилась выживать с младшими братьями и сестрами в одиночку. Она привыкла никогда не жаловаться и считала способность сносить любые беды и обиды своей суперсилой. Парень ей изменяет и заражает герпесом, начальник не ценит, а она все терпит. Но в процессе психотерапии Лора понимает, что сила — это очистить свою жизнь от всех, кто ее не уважает.
Вскоре после рождественских праздников Лора пришла на сеанс и рассказала, что Эд подарил ей черные сатиновые простыни в качестве подарка. Когда я спросила про психологическое значение подарка, она ответила:
— Знаете, вы слишком строги к старому доброму Эду, — и добавила, что он хороший сексуальный партнер.
— Вечером, когда я прихожу домой с работы, он обставляет комнату свечами, покупает мне красивое нижнее белье, и мы начинаем свой танец. Он действительно заботится о том, чтобы мне было хорошо.
— Это очень интересный подарок, особенно если он имеет сексуальный подтекст, — возразила я. — Как раз-таки через секс Эд «подарил» вам герпес, предав ваше доверие.
— А вы всегда держитесь за прошлое? Вы когда-нибудь слышали фразу: «Что было, то прошло. Нет смысла рыдать у разбитого корыта». Я сделала выбор и дала ему поблажку. Он ужасно чувствовал себя после всей этой истории.
Когда Эд потерял работу в автоцентре Jaguar, Лора защищала партнера, говоря, что его подставили и уволили из-за другого торгового агента. Потом, чтобы остаться жить в шикарной квартире, он решил начать торговать кокаином, пока не найдет другую работу.
Мы много говорили про психологические границы — ограничения, которые люди создают для определения безопасных и обоснованных способов общения с другими людьми. Чем сильнее психологические границы человека, тем он здоровее; каждый способен подавать сигналы о том, что приемлемо для нас, а что нет. Очевидно, Эд нарушал личные границы Лоры. Она не принимала всерьез злоупотребление алкоголем, продажу наркотиков или отсутствие работы. Женщина не могла просто взять и сказать: «Эд пересек все границы. Герпес, наркотики, отсутствие работы... Мы расстаемся». Он был причиной ее постоянной психологической боли, но она не знала, что имеет право требовать изменений. Прошла пара месяцев, а Эд так и не нашел новую работу. Я не упоминала про это, надеясь, что постоянные разговоры про психологические границы помогут Лоре сделать выводы самой.
В ее жизни было три неадекватных мужчины, которым она была бесконечно предана. Я решила, что самым слабым звеном в тройке является начальник — Клейтон. Если бы она смогла отстоять свои права и расстаться с ролью спасительницы хотя бы в одном случае, то Клейтон — лучший вариант. Лора не могла изменить его, но могла изменить собственное поведение по отношению к нему. Она начала концентрироваться только на своей работе и перестала покрывать Клейтона. Тот оказывал давление и продолжал бы так делать, если бы Лора не научилась устанавливать психологические границы. Его манипуляция заставляла женщину чувствовать беспокойство и вину. Она неосознанно верила, что должна выполнять работу Клейтона. Лора не знала основных правил социализации. Нормальное поведение, которое подразумевает компромисс и взаимообмен между людьми, казалось ей неестественным, наигранным и приторно-сладким.
Когда я спросила, почему она не определит сама для себя правила психологических границ, Лора была в замешательстве:
— Зачем мне психологические границы, если каждый собирается нарушать их, не оставляя за собой ничего, кроме развалин? Никто не собирается делать то, что я хочу. Почему они должны это делать? — Этими словами Лора как нельзя точно выразила собственное бесправие, а в отношениях оно является одной из главных причин тревожности и стресса.
Психологические изменения тоже вызывают стресс. Очень сложно избавляться от привычки, особенно когда речь идет про адаптацию под определенный шаблон поведения, который помог тебе выжить. Неосознанность — очень сильная вещь, всячески пытающаяся вернуть тебя к старому привычному поведению.
Лора разрушила привычный шаблон поведения, отказавшись выполнять работу Клейтона. В дальнейшем это привело к тому, что начальника уволили как переоцененного и ленивого менеджера. А Лору поставили вместо него на высокооплачиваемую должность.
— Вы бы видели, как его отчитывали! — поделилась она, ликуя.
Это был хороший опыт, который дал ей почувствовать собственную силу.
Примерно в то же время Лору пригласили на свадьбу, где она пообщалась с одной из подружек невесты.
— Я заметила, что ты пришла с Эдом, — сказала девушка. — Тебя он тоже герпесом заразил?
После того как Лора рассказала мне это, я посмотрела на нее, подняв одну бровь. Она понимала, о чем я думаю.
— Я знаю, вы хотели, чтобы я бросила его, но кто захочет быть со мной? Какой-нибудь милый парень не пожелает встречаться с девушкой, у которой герпес.
В этом был определенный смысл, но ведь нет худа без добра.
— Вы очень красивая женщина, которая наслаждается сексом, но вы боитесь близости, — деликатно указала я. — Сейчас вам необходимо научиться развивать близкие и интимные отношения и лишь потом ждать секса. Мужчина, который примет все ваши изъяны до секса, будет особенным человеком для вас.
— Доктор Гилдинер, вы вообще в реальном мире живете?
Месяц спустя Лора пришла и заявила:
— Я сделала это. Я знала, что Эд имел интрижки на стороне, но и подумать не могла, что он наградил герпесом половину города. Я сказала ему, что мы расстаемся.
Я спросила про реакцию Эда — Лора ответила, что он плакал.
— Он раскаивался, извинялся, потом вообще сообщил, что собирался жениться на мне. Я сказала: «Эд, зачем мне муж, который постоянно врет, изменяет, заразил меня герпесом и продает наркотики? Мне не нужен такой парень». Получается, я провела генеральную уборку? Я постепенно сбрасываю с себя ношу в виде придурков, которые портят мне жизнь.
Она гордилась собой, а я гордилась ей.
Единственным «придурком» из тройки лидеров был отец. Решить эту проблему было намного сложнее. К нему женщина испытывала невероятную привязанность, и в отличие от Клейтона и Эда он навсегда останется важным для нее человеком.
Именно сны Лоры проливали свет на то, как менялись их взаимоотношения. Фрейд говорил, что наше бессознательное или инстинкты, такие как секс и агрессия, блокируются сознанием, цивилизованный мир скрывает от нас наше же бессознательное. Кроме того, эти инстинкты находятся под защитой репрессии, отрицания и сублимации.
Сны — это один из путей, по которому бессознательное проникает в наше сознание и маскируется в виде символов.
Но Фрейд был не согласен с тем, что интерпретация этих символов сможет помочь разобраться в бессознательном. Если сон слишком хорошо замаскирован, значение может потеряться, а если не слишком хорошо, сновидение превратится в кошмар. И Фрейд был прав, сказав, что «сны — это самый легкий путь к бессознательному». Если так, они являются незаменимой частью терапии.
Мы с Лорой делали большой прогресс, интерпретируя сны. Один раз она пришла на сеанс, крепко держа дневник снов у груди, и сказала:
— Пусть Фрейд и был мудаком, он действительно прав насчет снов. Мне приснился настолько яркий сон, что после пробуждения сердце сильно колотилось, будто вот-вот выпрыгнет из груди.
Все происходило на сцене перед сотнями людей в зале. Я была в рваной одежде и не накрашена, меня это очень смущало. На сцене стоял огромный черный кот, сделанный из папье-маше. Группа Poison играла новую песню Look What the Cat Dragged In (название можно перевести как «Вы только посмотрите, кто пришел», — Forbes Woman), а я во время выступления пинала кота по морде, пока он не развалился. Некоторые зрители хлопали, но я чувствовала себя не очень хорошо и не понимала, зачем это делаю. Просто не могла остановиться. Анализируя свой сон, Лора сказала, что появление песни было нетрудно распознать, поскольку она недавно слышала ее у сестры. Я спросила про возможное скрытое значение названия песни. Лицо Лоры помрачнело.
— Мой отец сказал эту фразу, когда я пришла в тюрьму навестить его.
Я удивилась новости, что мужчина сидел в тюрьме. Увидев мою реакцию, Лора тут же объяснила, что не знает, по какой причине отец оказался там.
— Тюрьма находилась в тринадцати часах езды на автобусе. Мне было четырнадцать, и я копила деньги, чтобы добраться туда. Когда зашла, какой-то заключенный свистнул мне вслед, а отец рассмеялся и сказал: «Вы только посмотрите-ка, явилась — не запылилась».
— Словно ваше появление было проблемой?
— Он просто продолжал смеяться. Мне очень хотелось разозлиться, но в этом не было никакого смысла. Он уже опустился ниже некуда. Поэтому я спрятала гордость и попыталась наладить отношения. Кроме того, обратный автобус шел только на следующий день. Я сказала, что придется ночевать на автовокзале, а он язвительно ответил: «Ну что ж, ты как раз подходяще выглядишь для этого». Я была одета в серые джинсы, которые тогда были в моде. Они ему не понравились. Это был мой последний визит.
— Мне кажется, вы очень злились. Во сне вы были просто в бешенстве, поэтому и распинали ту поделку в виде кота.
— Мне хотелось сказать отцу: «Я покажу тебе, кто тут явился — не запылился». — Лицо Лоры опять помрачнело. — Какой эгоистичный болван. Другие заключенные похотливо смотрели на меня и поглядывали с ухмылкой, а он даже не сказал что-то вроде: «Эй, та, на которую вы пялитесь, — моя дочь, поэтому отвалите». Он вел себя как позер, в привычном ему дешевом стиле, выпендривался перед дружками-неудачниками. Пали даже сильные мира сего.
— Для вас он казался сильным человеком, и вам, должно быть, было сложно видеть его таким ущербным в тот момент.
Лора кивнула:
— Думаю он никогда и не был сильным, лишь думал, что таковым является.
Это был первый раз, когда Лора показала свою настоящую злобу и разочарование в отношении отца, и очень важный момент нашей терапии. Собралась самая большая часть пазла.
— Итак, вы поехали повидаться с отцом в тюрьму, накопив денег на билеты, поехали на автобусе одна в 14-летнем возрасте, а он оскорблял и смеялся над вами, не защитил от других заключенных. Вы чувствовали себя некомфортно, когда другие заключенные похотливо смотрели на вас. Во сне зрители обозначали тех самых заключенных, которые смотрели на вас, беззащитную. Злость и разрушение кота из папье-маше обозначает вашего отца, вдобавок ко всему вы испытывали стыд. Кто-то из зрителей хлопал, а кто-то нет. Что это обозначает?
— Когда я разозлилась, мне стало стыдно. Но вы хотели, чтобы я злилась на него. В его защиту могу сказать, тогда в тюрьме был первый и единственный раз, когда он критиковал меня.
Я не хотела, чтобы Лора злилась на отца, я хотела, чтобы она реалистично посмотрела на него. За счет этого она смогла бы развивать с ним отношения, приносящие удовлетворение обоим. Они танце- вали бессознательное танго, где отец — абсолютно безответственный человек, а она сама — сверхответственный.