Новая половая мораль и роман с Лениным: правда и мифы о жизни Александры Коллонтай
Александра Коллонтай родилась 31 марта 1872 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной дворянской семье — ее отец Михаил Домонтович был почетным генералом и служил в императорской армии. Во время учебы в школе Александра прониклась народовольческими идеями, а после ее окончания вышла замуж за своего дальнего родственника Владимира Коллонтая. Размеренная жизнь замужней женщины оказалась для нее скучной — в 1898 году Коллонтай поступила в Цюрихский университет и познакомилась с Кларой Цеткин, Розой Люксембург и другими политическими деятелями. «Коллонтай поступила в университет, будучи образованной и свободно говорящей на нескольких европейских языках девушкой», — характеризует ее доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра гендерных исследований в Институте этнологии и антропологии РАН Наталья Пушкарева.
Спустя несколько лет Коллонтай вернулась в Петербург, где впервые встретилась с Владимиром Лениным. Она приветствовала революцию 1905 года, после чего вновь эмигрировала из-за угрозы ареста. В Европе продолжила строить политическую карьеру: с 1907 по 1912 год была делегатом на социалистических конференциях в Штутгарте, Копенгагене и Базеле. После начала Первой мировой войны в 1914 году Коллонтай поддержала позицию большевиков о необходимости гражданской войны, направленной против правительств воюющих держав. Это еще больше сплотило ее с Лениным, и в 1915 году Коллонтай окончательно присоединилась к большевикам.
После их прихода к власти в октябре 1917 года Александра Коллонтай стала наркомом общественного призрения (социального обеспечения) и способствовала принятию прогрессивных законов, которые облегчили жизнь женщин. Например, изменилось их положение в браке: было закреплено равенство между супругами, а также между детьми, рожденными в браке и вне брака. Отныне женщины имели полное право на развод: им занимался суд, а не церковь, причем дела стали рассматривать и в случае просьбы одного из супругов.
Холостая женщина и стакан воды
Революционными были взгляды Коллонтай не только на будущее страны, но и на любовь — их она изложила в 1919 году в своей работе «Новая мораль и рабочий класс», опираясь на размышления австрийского психолога Греты Майзель-Хесс о сексуальном кризисе. Как и Майзель-Хесс, Коллонтай считала представления об отношениях мужчин и женщин устаревшими и лицемерными. Влюбленным было запрещено вступать в интимную связь до брака, но юноши для удовлетворения сексуальных потребностей могли пользоваться услугами проституток, а девушки должны были ждать замужества. «Насколько естественнее и моральнее было бы, если бы два человека, подталкиваемые тем же запросом, искали утоления друг у друга», — пишет Коллонтай.
Воплощением новой морали, по мнению Коллонтай, должна была стать «холостая женщина», обладающая «самоценным внутренним миром, живущая интересами общечеловека, внешне независимая и внутренне самостоятельная». Такая женщина могла искать партнера до тех пор, пока не нашла бы подходящего ей мужчину, и рожать детей вне зависимости от своего семейного статуса. Идеалом отношений Коллонтай считала моногамный брак, но допускала и другие формы любовной связи между мужчиной и женщиной. Например, «эротическую дружбу» или «любовь-игру», когда общение партнеров основывается на симпатии и взаимоуважении, а не на страсти, из-за которой они не могут жить друг без друга. «Вполне возможно, — размышляет Коллонтай в «Новой морали», — что из «игры» вырастет великая чаровница — большая любовь. Вопрос лишь в том, чтобы создать для этого объективную возможность».
Коллонтай приписывают еще одну смелую мысль, связанную с сексом: теорию, согласно которой любви не существует, а вступить в интимную близость должно быть так же просто, как выпить стакан воды. «Однако к этой идее она не имеет никакого отношения», — говорит Пушкарева. Согласно воспоминаниям композитора Ференца Листа, впервые теория «стакана воды» упомянута французской писательницей Жорж Санд. «Коллонтай и теорию стакана воды стали связывать в 1990-е. Это делали те, кто в годы перестройки писал о любовных связях большевичек и находил в биографии Коллонтай свидетельства того, что она придерживалась «свободных отношений», объясняет Пушкарева. «Никакой госполитики на основе новой половой морали было невозможно представить, но элементы концепции Коллонтай можно обнаружить в сформулированных позже подходах к семейной политике, в том числе в идее государственной помощи матерям. Идеи женской личностной свободы, имевшие значимое место в ее концепции, были отвергнуты», — добавляет историк.
Отношения с Лениным
Среди противников большевиков существовал миф об интимной связи Владимира Ленина с Коллонтай, о чем свидетельствуют такие поэтические строки:
Колька Ленин
С Коллонтайкою мадам
Свадьбу новую справляет
Русь продавший немцам хам
Основой для этих сплетен могло послужить то, что Ленин не критиковал революционные взгляды Коллонтай на отношения. Но были ли вождь революции и его соратница больше чем друзья? Пушкарева объясняет: «Никакие иные отношения, кроме дружеских, точнее товарищеских, Владимира Ленина и Александру Коллонтай не связывали. Иное дело — его отношения с Инессой Арманд, которую он любил. Рассуждения Коллонтай о свободных отношениях он принимал, поскольку они не противоречили его идее построения нового общества».
Сама Коллонтай завуалированно делилась подробностями личной жизни Ленина: в ее повести «Большая любовь» проскальзывает намек на любовный треугольник между Крупской, Лениным и Арманд. Это был беллетристический рассказ, в котором Надежда Крупская увидела себя в болезненной, неухоженной, непривлекательной жене главного героя. После этого, как отмечают исследователи, она стала относиться к Коллонтай с «особой неприязнью».
Скандинавская «ссылка»
В 1920 году Коллонтай была назначена заведующей Отдела по работе среди женщин (Женотдела) — это специальный орган ЦК, который занимался ликвидацией безграмотности и созывал специальные делегатские собрания, на которых обучал работниц и крестьянок управленческим навыкам. Тогда же для делегаток стал выходить журнал «Коммунистка», который положил начало женской прессе, позже были запущены журналы «Делегатка», «Работница» и «Крестьянка».
Спустя два года Коллонтай оставила работу в Женотделе: ее назначили советским полпредом и торгпредом в Скандинавии, и она покинула Россию на 22 года. Этот эпизод из жизни революционерки окружен домыслами. По одной версии, Коллонтай лично попросила Сталина отправить ее за границу, когда узнала об изменах своего второго мужа, революционера Павла Дыбенко. Согласно другой, правительство хотело ограничить влияние идей Коллонтай на советское общество, поэтому и отправило ее в Скандинавию (в дневниках она называла свой отъезд «почетной ссылкой»). Наталья Пушкарева комментирует эти версии так: «Никаких специальных репрессий в отношении «новой морали» большевистское правительство не придумывало. Ее смели новые реалии — появление новой семейной политики».
Главным образом на смену семейной политики повлияла демографическая яма. Пришедший в 1922 году к власти Иосиф Сталин хотел повысить рождаемость. Впоследствии постановлением СНК и ЦК СССР от 1936 года правительство запретило аборты и наказание за невыплату алиментов, что должно было мотивировать женщин рожать детей. Сталинская модель семейной политики противоречила идеям «свободной любви» Коллонтай. Сама она оказалась на дипломатической работе в связи с участием в «рабочей оппозиции» (фракции Коммунистической партии, критикующей деятельность ЦК).
На дипломатической работе Коллонтай оставалась до конца Второй мировой войны как посол СССР в Швеции. В 1942 году ее здоровье ухудшилось, в 1945-м она вернулась в Москву, сохранив за собой пост советника МИД СССР. Александра Коллонтай умерла во сне спустя семь лет. Последние годы жизни она посвятила написанию мемуаров.
Коллонтай остается спорной исторической фигурой: одни ученые полагают, что ее идеи не получили общественного признания, другие же отмечают, что «новую мораль» обсуждали и поддерживали самые разные люди, в том числе члены партии. По мнению Натальи Пушкаревой, сочинения Коллонтай составляли важную часть литературного процесса 1920-х, а ее идеи провоцировали важные дискуссии: «Коллонтай хотела помочь тысячам женщин чувствовать себя не рабынями домашнего хозяйства, а свободно выбирающими себе партнеров личностями. И молодежь, и старшее поколение жило тогда обсуждением свободы любви. Взгляды и идеи этой удивительной женщины оказали влияние на то, что эти же идеи вновь оказались в центре дискуссий в начале 1960-х, а потом и в 1990-е».