Музыкальная волна феминизма: какие исполнительницы поют о правах женщин
В 1963 году, во время второй волны феминизма, Лесли Гор в песне You Don 'T Own Me заявила, обращаясь к любовнику: «Ты мной не владеешь, я не одна из твоих игрушек». В 1966 году Нина Симон в Four Women рассказала о несправедливом отношении к афроамериканкам: «Жизнь была ко мне слишком сурова, я ужасно озлоблена. Потому что мои родители были рабами». Спустя год, в 1967-м, вышла еще одна культовая песня о женской независимости — тогда Арета Франклин исполнила Respect: «Все, чего я прошу — просто немного уважения, когда ты приходишь домой. Совсем немного, мистер, совсем немного». Позже в 1970-х, 1980-х и 1990-х десятки других певиц в своих текстах говорили о том, что они имеют право на самовыражение, в том числе сексуальное, поднимали тему насилия, пели о равноправии. Начавшаяся в 2010-х четвертая волна феминизма привлекла внимание к проблемам сексизма, бодишейминга, домогательств и неуважительному отношению к женщинам в различных профессиональных сферах. Новые идеи нашли отражение в музыке.
Быть сильной
«Если мы посмотрим на определение феминизма, то это движение за равные права. То есть мы говорим о том, что права женщин и мужчин абсолютно одинаковы, но ни в коем случае не принижаем мужчину. Соответственно, феминистская музыка — это любая музыка о том, что женщина является автономным членом общества, имеющим те же самые права: она может выбирать партнеров, работу, защищать свое здоровье и так далее», — считает автор песен и преподаватель сонграйтинга Гая Марина Гарбарук.
В 2013 году Бейонсе выпустила трек ***Flawless, в котором использовала отрывок из речи нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи: «Мы учим девушек преуменьшать свою значимость. Ты можешь быть успешной, но не слишком, иначе ты затмишь мужчину». Бейонсе продолжает обращаться к женщинам и в своем последнем альбоме 2022 года Renaissance, напоминая, что важно не забывать о своих свободе и комфорте — и быть сильной. «Сам альбом в целом танцевальный, и даже если кому-то кажется недостаточным, что исполнительница не поднимает темы домашнего насилия, буллинга, сексизма, то это все равно феминистская музыка», — считает Гарбарук.
Трек Woman американской певицы Doja Cat из последнего альбома Planet Her СМИ назвали гимном феминизма в 2022 году. «Вы никогда не узнали бы бога без богини, — поет она и добавляет: — Я могла бы быть кем угодно: лидером, главой государства, CEO». Также в своем творчестве Doja Cat критикует то, что общество считает главным в женщине ее возможность родить ребенка. «Doja Cat из тех артисток, которые декларируют, что они сами зарабатывают деньги, сами их тратят, сами выбирают, с кем быть и как жить», — отмечает Гарбарук.
К списку исполнительниц, поющих о независимости, музыкальный журналист Николай Редькин предлагает добавить испанскую певицу Розалию, которая о своем последнем альбоме Motomami сказала: «Я буду рада, если эта запись станет противовесом мизогинии в музыке». Испанские певицы почти не давали в своих песнях отпор мужчинам, которые добились успеха за счет образа мачо и женоненавистнических текстов, поэтому Розалия решила это исправить. «Розалия — большая испанская звезда, которая начинала с фламенко, а потом стала экспериментировать с R&B, получила необычный звук, перекликающийся с реггетоном, и сейчас подмешивает в треки свои идеи о женственности и сексуальности», — рассказывает Редькин.
«Во всем мире всегда были исполнительницы, которые говорили о том, что женщины могут быть такими же сильными или даже сильнее мужчин, — со времен Билли Холидей (еще в 1935 году спевшей You Let Me Down: «Ты поставил меня на пьедестал, а потом позволил лестнице упасть») и Нины Симон. В последнее время феминистское движение стало более популярным, и это заметно в музыке, потому что в ней отражается то, что происходит в мире», — считает журналист.
Внешность и тело
Творчество Билли Айлиш критики относят к мягкому феминизму. Айлиш опубликовала в 2021 году трехминутное видео, в котором она раздевается в темноте под собственный закадровый голос: «Тело, с которым я родилась, вас не устраивает? Если я ношу удобную одежду, я не женщина». В этом случае музыка становится средством распространения определенных ценностей, так как артист транслирует свои идеи. «Кстати, у Билли Айлиш в последнем альбоме есть песня Your Power — она про груминг, про мужчин, которые злоупотребляют доверием юных девушек», — добавляет Гарбарук. «Возможно, ты не захочешь потерять свою власть, но странно, что она вообще есть», — поет Билли.
К артистам, которые поют о новой женственности, можно отнести Princess Nokia. Один из самых известных ее треков Tomboy — о девушках, которых воспитывали фразой: «Ну ты же девочка». В нем певица заявляет, что, несмотря на несовершенное тело и неженственное поведение, она может очаровать любого: «У меня маленькая грудь, но я чертовски красива!»
Okay Kaya поет о том, что немногие обсудили бы даже с самыми близкими людьми. «Я знаю, секс со мной посредственный, но тебе может быть со мной хорошо и без него», — откровенно рассказывает Okay Kaya в треке Asexual Wellbeing, а в песне на норвежском языке (у артистки американо-норвежское происхождение) Helsevesen делится переживаниями о том, с какими трудностями сталкиваются женщины из-за менструации.
Дева больше не в беде
У женской музыкальной сцены в России есть особенность, считает Гарбарук: «Патриархат подразумевает, что женщина неполноценна без мужчины и должна хотеть выйти замуж, поэтому из-за его влияния у исполнительниц в нашей стране много песен о несчастной любви. Однако все больше россиянок транслируют идеи феминизма в своих треках».
«Пусть принцессы умирают в замке от тоски, я — не Шаганэ, я — хулиган есенинский», — отвечает Монеточка в своем треке «Шаганэ» тем, кто от нее требует быть покорной, ждать «принца» и быть «нежно-сладкой». Певица называет себя феминисткой и не раз отмечала, что для нее важно говорить о важности борьбы за права женщин.
Песню-манифест Russian Woman в 2021 году записала Манижа. А в октябре 2022-го она представила клип на песню Now or never, в котором реальная команда хоккеисток из села в Киргизии отправляется на матч с командой мальчиков (других женских команд в стране просто нет). Девочки проигрывают, возвращаются домой и, вырастая, перестают играть в хоккей, потому что им надо учиться и зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать семью.
Фемидеи проявились в российском панк-роке, который по определению является музыкой протеста. Трек «Молчи», посвященный домашнему насилию, выпустила в 2019 году группа «Кис-Кис» из Петербурга. «Молчи, когда бухой сосед на свою телку кричит, когда в подъезде снова кто-то мрачно торчит», — рисуют «Кис-Кис» пугающую картину. Песня появилась на волне большого общественного возмущения из-за отсутствия в России закона о профилактике домашнего насилия. В альбоме группы, выпущенном в 2022 году, под названием «Как перестать беспокоиться и начать жить» собраны истории о взрослении без отца, депрессии, абьюзе. Еще одна петербургская группа, «Лоно», посвятила трек «Милая моя» гендерной дискриминации. Он написан от лица музыканта, который указывает женщине, что ей не достичь его уровня. У «Лоно» есть песни, посвященные женской дружбе: «И не грустно быть обиженной, и не страшно быть простуженной: подружки соберут из жижи, поставят на ноги, запишут на ногти».
Музыка позволяет женщине поделиться своими переживаниями и взглядами, проявить себя и рассказать о том, что для нее важно. «Чем больше песен, в которых говорится о самодостаточности женщины, тем больше женщин, услышав их, задумаются о том, что они тоже хотят зарабатывать свои деньги, выбирать, выходить ли замуж, заводить детей или нет, и о том, что никто не имеет права им ничего навязывать», — считает Гарбарук.