К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Коворкинг для мам и помощь юриста: как поддержать сотрудниц в трудные времена

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Конфликты и кризисы по-разному отражаются на мужчинах и женщинах. Для последних стресс, финансовые риски, а иногда и необходимость представлять интересы подлежащих частичной мобилизации мужей добавляются к и без того двойной нагрузке (на работе и в быту). Марина Ментусова, Ольга Бурневская и Екатерина Горлова из компании Gender Equality Management рассказывают, как компании могут поддержать своих сотрудниц

Политика ESG предполагает не только отказ от дискриминации непосредственно на рабочем месте, но и поддержку сотрудников, находящихся в уязвимом положении или несущих дополнительную нагрузку. В России «двойная смена» традиционно лежит на женщинах, а с началом «спецоперации»* к ней прибавились финансовая нестабильность, юридические риски и стресс. Если женщине некуда обратиться за помощью, поддержку ей может оказать работодатель.

Для начала необходимо проанализировать представленность женщин в компании. Сколько в ней сотрудниц? Какие они: соло-матери, многодетные, женщины с инвалидностью, с опытом переезда, с мобилизованными родственниками? Какого они возраста, какие позиции занимают? Получают ли равную с мужчинами плату за равноценный труд? Ответив на эти вопросы, руководство получит не сухие цифры в табели, а портрет — или даже множество портретов — реальных сотрудниц.

Далее стоит провести анализ существующих инструментов поддержки женщин (особенно из уязвимых групп — матерей, мигранток и т. д.). Наверняка какие-то меры уже были приняты — во время пандемии или при внедрении политики ESG. Скажем, поддержка сотрудниц в период беременности и ухода за ребенком тоже считается.

 

Важно обратить внимание, есть ли в компании антидискриминационные практики и работают ли они. Оценить их эффективность поможет как полноценный аудит (первичный займет от трех до шести месяцев), так и отдельные исследования. Количественные позволят рассчитать востребованность программ, качественные (например, глубинные интервью) — узнать об удовлетворенности ими.

Какие-то из мер поддержки могут не работать только потому, что команда просто слабо проинформирована об их наличии. Другие окажутся не нужны сотрудницам именно этой компании — тогда финансирование стоит перевести на другие практики заботы. Определить, что требуется сотрудницам в первую очередь, помогут опросы. Немаловажным фактором является инклюзивная культура, создающая условия для ненасильственного и открытого общения, принимающая разные точки зрения, мнения и взгляды. Ниже — примеры вариантов поддержки.

 

Информирование

Осведомленность (не только о том, какие меры поддержки доступны в компании и о том, что в ней происходит, но и о том, как на мужчин и женщин влияют внешние кризисы) помогает снизить уровень тревожности.

  • Своевременное информирование команды об изменениях. Обсуждение новостей (внешних и внутрикорпоративных), влияющих на рабочие процессы. Хорошо, если у сотрудниц на всех уровнях есть возможность влиять на некоторые решения, принимаемые в компании. Так у женщин появляется область, в которой они могут на что-то повлиять, что в ситуации глобальной неопределенности бесценно. 
  • Консультации от корпоративных юристов. Женщины часто не знают, какие выплаты и пособия им положены и как этого добиться. 
  • Разъяснение законодательных новелл. Корпоративные юристы могут не знать всех тонкостей, связанных с частичной мобилизацией или ответственностью за дискредитацию ВС РФ, — в этом случае просветительскую лекцию можно организовать, обратившись в правозащитный центр.
  • Просветительские лекции и семинары для команд. Очень важно, чтобы инициатива исходила от сотрудников, которые сами должны договориться о содержании этих встреч. Задача руководства — обозначить возможности.

SOS-помощь

Когда компания встает на защиту своих сотрудников и сотрудниц, это всегда вызывает восхищение и у текущей команды, и у тех, кто будет устраиваться в нее в будущем.

  • Разовые выплаты женщинам в кризисных ситуациях, в том числе женам и матерям военнослужащих из числа сотрудниц. Сумма может быть фиксированной или зависеть от потребностей конкретной получательницы. Важно, чтобы критерии получения были максимально прозрачными, а комитет, принимающий решения по каждому заявлению, состоял из нескольких человек, был гендерно сбалансированным и не иерархичным.
  • Оплата работы юриста/адвоката в случае нарушения прав женщины или ее близких родственников. 
  • Корпоративные кредиты (кредит от банка-партнера под поручительство компании или беспроцентная ссуда). Даже просто наличие такой возможности хотя бы отчасти снимет тревожность у человека, оказавшегося в трудной ситуации.

Помощь семье

Часто женщины не следуют правилу «маску сначала на себя» и всю заботу направляют на детей и близких, игнорируя свои потребности. Понимая это, компании могут помочь женщинам, снизив нагрузку их «второй смены».

 
  • Предоставление удобного формата работы — например, возможность для матерей проводить дома один дополнительный день в неделю или удаленка. 
  • Помощь с поиском доступного и качественного ухода за детьми. Это может быть корпоративный детский сад или частный сад-партнер, а для небольших компаний подойдет формат коворкинга, в котором сотрудницы могут находиться вместе с детьми. Это не самый распространенный в России формат поддержки работающих матерей, но он зарекомендовал себя как очень эффективный, ведь женщины часто вынуждены подстраивать свою жизнь под работу дошкольных учреждений.
  • Если компания может позволить себе релокацию сотрудников, обязательно нужно сообщить об этом команде: возможно, кто-то уже готовится увольняться, потому что не видит других вариантов. Если сотрудник переезжает на свой страх и риск, его можно поддержать финансово — это может быть, например, единовременная выплата или беспроцентный кредит, который будет возвращаться в формате небольших удержаний из заработной платы.  

Здоровье

Хорошее самочувствие сотрудников уже давно стало частью HR-стратегии для многих компаний, ведь оно буквально влияет производительность. Так называемый healthcare management может включать не только медицинское страхование.

  • Расширение ДМС — например, возможность сделать медицинский чек-ап или включить в страховку детей и ближайших членов семьи. 
  • Путевка в санаторий поможет эмоционально выгоревшим сотрудницам. Даже небольшой перерыв со сменой обстановки и фокусом на здоровье способствует восстановлению ресурсов.
  • Well-being-практики — от фруктов на офисной кухне до танцевальных групп. Важно отметить, что это скорее дополнительная мера, не способная заменить, скажем, помощь работающим матерям. 

Поддержка в построении карьеры

Многие находят спасение и успокоение в профессии. К тому же фокусирование на том, чтό человек может контролировать, в условиях неопределенности снижает стресс.

  • Переквалификация или повышение квалификации сотрудниц за счет компании. Лояльность к работодателям, которые вкладываются в обучение работников, очень высока.
  • Работа с профессиональным коучем и построение персонального карьерного плана.
  • Менторская поддержка для сотрудниц, которые стремятся получить повышение. Женщины отлично справляются с кризисами, но часто не имеют для этого власти и полномочий. Кроме того, в обществе, где до сих пор многие негативно воспринимают слово «психолог» и недоверчиво относятся к коучам, именно поддержка женщин-руководительниц внутри компании может стать лучшей психологической помощью.

Моральная поддержка

Сложно переоценить влияние психологического состояния персонала на эффективность их работы, особенно когда личные переживания и стресс словно меркнут на фоне глобальных кризисов. В такие моменты важно поддержать команду имеющимися ресурсами компании или предоставить новые инструменты моральной поддержки.

  • Доступ к корпоративному психологу или предоставление сертификата на психологические сессии в одном из множества онлайн-сервисов по подбору психотерапевта.
  • Женские круги поддержки из числа сотрудниц компании. Этот инструмент успешно зарекомендовал себя в мире. Группы могут собираться онлайн и офлайн, по профессиональным и личным темам, по увлечениям или схожим жизненным обстоятельствам (например, группа поддержки женщин, чьи родственники сейчас мобилизованы). Такие круги могут быть просто местом, где можно выговориться, посмеяться или поплакать вместе, — а могут стать площадкой для мозгового штурма по решению какой-то проблемы. Услышать, что ты не одна, и увидеть, что вокруг поддерживающая среда, — недооцененный ресурс, который есть в любой компании. 
  • Организация сбора материальной помощи для других нуждающихся женщин. Подобные мероприятия очень объединяют и служат поддержкой для команды.
  • Организация неформальных встреч и поддерживающих корпоративных мероприятий. Эта мера работает только как дополнение к другим — в отсутствие инструментов реальной помощи женщинам в сложные времена организация тимбилдингов и вечеринок будет выглядеть скорее неуместной тратой бюджета HR-отдела.

Некоторые из приведенных рекомендаций могут показаться понятными и приемлемыми, другие — ненужной тратой денег компании. Так или иначе, обсуждать внедрение тех или иных мер необходимо вместе с командой — в соответствии с принципом «ничего для нас без нас». 

Хотя нынешний кризис ударил и по бизнесу, и по людям, он также дал руководителям возможность подумать о том, как лучше заботиться о сотрудниках. Необходимость решать непредвиденные проблемы всех проверяет на прочность, но также может сделать лидеров сильнее, а команды — устойчивее. 

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+