К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вроде не против: как вынужденное согласие становится опорой для порно-индустрии

Кадр из фильма «Удовольствие»
Кадр из фильма «Удовольствие»
Сексуальное раскрепощение 1960-х стало важной вехой в борьбе женщин за равноправие. Однако затем эмансипация превратилась в эксплуатацию, а свобода — в принуждение. О том, как это произошло, феминистка Луиза Перри рассказывает в книге «Темная сторона сексуальной революции». С разрешения издательства «АСТ» публикуем отрывок

Луиза Перри — писательница, обозреватель New Statesman и активистка кампании против сексуального насилия со стороны мужчин. Соучредитель организации The Other Half — феминистского аналитического центра, защищающего права женщин. В книге «Темная сторона сексуальной революции. Переосмысление эпохи эротической свободы» она демонстрирует, как современная культура поддерживает сексуальную эксплуатацию женщин.

Люди — особенно молодые девушки — иногда претендуют на право давать свое согласие на совершенно невообразимые, травмирующие вещи. Не являются исключением и дети, ставшие жертвами груминга. Конечно, некоторые отчаянно — и, к сожалению, безрезультатно — ищут помощи. Но многие дети, к сожалению, пытаются помешать любым попыткам вмешаться извне и остановить насилие. И это намного более распространено у девочек. Да, иногда их запугивают и заставляют молчать, но очень часто происходит кое-что более страшное — они действительно начинают верить, что издевающийся над ними взрослый мужчина на самом деле является любящим парнем, с которым они состоят в отношениях.

Именно в этом заключается груминг. Это то же самое состояние, которое раньше описывали как «промывку мозгов» или «стокгольмский синдром». Полная потеря психологической независимости. Вспомните о женах, которых жестоко избивают мужья и которые потом грудью закрывают их от полицейских. Жертвы домашнего насилия постоянно так делают. Вспомните стеклянные глаза последовательниц Чарльза Мэнсона. Они убивали по его приказу, а потом, счастливые, пришли на суд, шагая в унисон, с вырезанной на лбу буквой «Х» — знаком «девочек Мэнсона». То или иное клеймо часто всплывает в историях о таком всепожирающем насилии. Одна из жертв оксфордской банды, занимавшейся грумингом, была помечена буквой «М» — первой буквой имени ее сутенера. А в 1994 году мужчина по имени Алан Уилсон выжег раскаленным ножом буквы «А» и «У» на ягодицах своей жены. Он был привлечен к суду, а затем оправдан в ходе дела «Р. против Уилсона», которое стало важным прецедентом английской судебной практики. Уилсон заявил, что его жена испытывала сексуальное возбуждение от клеймения на манер коровы. Жена отказалась выступать на суде, и суд поверил мужу.

 

Некоторые исследователи показывают, что на самом деле такая реакция на груминг адаптивна и является абсолютно рациональным ответом на угрозу насилия. Например, антрополог Мишель Скализ Сугияма полагает, что захват женщин в ходе боевых действий был настолько распространенной практикой в истории человеческой эволюции, что он оказал серьезное влияние на нашу психологию. Те женщины, которым удавалось включиться в новое сообщество, имели большие шансы на выживание, поэтому предрасположенность к эмоциональной связи с захватчиком стала с точки зрения естественного отбора преимуществом над остальными женщинами.

Разумеется, мужчины тоже подвержены грумингу. Среди заложников в шведском банке, захват которого дал название стокгольмскому синдрому, было несколько мужчин, и они тоже сформировали сильную привязанность. Однако у женщин это наблюдается намного чаще — может быть, как раз в силу эволюционных процессов, о которых говорит Скализ Сугияма. Или же потому, что женщины намного чаще оказываются в ситуациях, провоцирующих такую реакцию, — в интимной близости с жестоким мужчиной.

 

С определенной точки зрения груминг может показаться всего лишь особенно сильной, слепой любовью — эмоциональной привязанностью, которая по сути иррациональна, но при этом значима и важна. Многие женщины, находившиеся в абьюзивных отношениях, потом рассказывают об испытанном ими чувстве безнадежного и безвыходного заточения в эмоциональном поле своего партнера — об ужасе и болезненном несчастье, несмотря на которые они отчаянно отказывались уходить.

В некоторых случаях такое домашнее насилие сливается со съемками в порно. Линда Лавлейс (настоящее имя Линда Борман), звезда хардкорного фильма 1972 года «Глубокая глотка», является, наверное, самым известным примером женщины, которая вошла в порно — как она позже опишет в своей автобиографии «Испытание» — буквально под дулом пистолета. Ее первый муж Чак Трейнор издевался над ней физически и эмоционально, склонил ее к проституции и, позже, к порно. Вся индустрия знала, что за закрытыми дверями Трейнор избивает Борман, но никто не возражал («Кажется, у нее садомазохистские отношения с Чаком», — пожимал плечами режиссер «Глубокой глотки» в одном из интервью). 

На волне международного успеха «Глубокой глотки», собравшей более 600 млн долларов, Борман отправилась в путешествие по Британии, прогулялась по Аскоту в мини-юбке и во время визита в Стоунхендж сделала следующее заявление:

 

Если честно, меня просто выводит из себя, что фильмы с резней и кровопролитием легко показывают детям, а непристойным считается именно секс-кино. Дети должны узнать, что секс — это хорошо, и тогда у нас будет намного меньше невротиков. Ведь мы живем только один раз и нужно наслаждаться!

Казалось, что сексуальное освобождение очень благотворно повлияло на «Линду Лавлейс». И потребовались долгие годы, прежде чем она раскрыла всю правду и стала активным борцом против порноиндустрии. В «Испытании» она описала свой опыт участия в порно:

Ко мне относились как к пластиковой надувной кукле, поднимая и перетаскивая туда-сюда. Раздвигали ноги так и сяк, совали разные штуки мне и в меня, играли в «музыкальные стулья» частями моего тела. Меня никогда раньше так не унижали и не позорили. Мне никогда не было до такой степени страшно. Я ощущала себя отбросом. Я против воли занималась сексом на камеру, ведь я не хотела, чтобы меня убили.

Эта схема повторяется снова и снова. Работая в порно, женщины воспроизводят историю об освобождении — и лишь позже, после ухода из индустрии, они делятся темными сторонами своего опыта. Но к этому времени их образ уже сложился, и его не вернуть назад. Борман написала в 1980 году, что «всякий, кто смотрит «Глубокую глотку», наблюдает за моим изнасилованием». Прошло еще полвека, люди все еще смотрят.

Молодые девушки, вовлеченные сегодня в — еще более громадную — индустрию порно, нередко проходят через все то же самое. Например, Ванесса Бельмонд, которая семь лет снималась в порно, с восемнадцати до двадцати пяти. Она открыто описывает жестокость этой индустрии: расизм по отношению к ней, чернокожей женщине, финансовую эксплуатацию, ЗППП. А также абсолютное пренебрежение границами и благополучием порно-исполнителей, многие из которых получали травмы в результате съемок и оказывались в зависимости от наркотиков и алкоголя, приглушавших физическую и эмоциональную боль. Кроме того, Бельмонд открыто говорит о своей юности: о расстройстве пищевого поведения, о нарко- и порнозависимостях. И о том, как все это повлияло на ее приход в индустрию в надежде стать такой же гламурной, красивой и желанной, как исполнители порно из ее воображения. Ее рассказ дает понять, что вся индустрия построена на эксплуатации — на перемалывании молодых девушек, которые приходят подростками, мечтая о деньгах и славе: 

 

За семь лет в индустрии я снова и снова видела один и тот же сценарий. Девушка приходит в порно и регулярно снимается на протяжении шести — двенадцати месяцев в более-менее обычных сексуальных сценах. Потом работа теряет обороты, и девушка решает попробовать себя в более жестких сценах (анальный секс, несколько мужчин и т. д.). Обороты снова снижаются. Девушка начинает заниматься эскортом и готова сделать почти что угодно на камеру, лишь бы получить работу. В конце уже никто не хочет ее снимать, и работа в порно заходит в тупик. При этом обычно у них нет опыта другой работы и даже школьного образования, поэтому остается, по сути, один выход — эскорт, стриптиз, вебкам и остаточные подработки в порно.

Однако сначала, пока она была частью индустрии, Бельмонд — точно так же, как Линда Борман, — настаивала на том, что всего лишь активно выражает свою сексуальность:

Мои границы нарушались одна за другой. Говорила ли я об этом своим фанатам? Конечно же нет! Для них я начала заниматься анальным сексом просто потому, что «захотела попробовать что-нибудь новенькое». Если вы их спросите, они скажут, что в самых жестких сценах я снималась именно потому, что «порно позволяло мне разыграть все мои фантазии на камеру». 

Я ведь была всего лишь «сексуальной» молодой девочкой, экспериментирующей со своими фантазиями! Я ведь точно не была отчаявшейся молодой женщиной, вынужденной искать любые способы заработка в секс-индустрии. Я не была молодой женщиной с разрушенной до основания самооценкой. Не ощущала себя объектом, товаром. Неееет. Я была «освобожденной» и «сексуально раскрепощенной» «тусовщицей».

 

Немногочисленные успешные порноактрисы тоже прошли этот путь — вхождение в образ «освобожденной» женщины и последующий отказ от него. Например, Дженна Джеймсон, которая до сих пор остается одной из наиболее известных порноактрис и которая была когда-то одним из наиболее ярких сторонников порно. В свое время медиа окрестили ее «Королевой порноиндустрии», а в 2001 Дискуссионное общество Оксфордского университета пригласило ее в Оксфорд поучаствовать в дебатах и поспорить с суждением «палата считает, что порно наносит вред». Ее сторона победила со счетом 204 к 27. Однако сейчас Джеймсон больше не защищает секс-индустрию — она стала одним из наиболее яростных ее критиков. В своей автобиографии «Заниматься любовью как порнозвезда» она описала многие темные грани этого опыта: съемки с исполнителями, которые вызывали у нее отвращение, почти постоянная физическая боль и истощение из-за сурового расписания — и все это в индустрии, кишащей абьюзивными мужчинами, которые пользуются любой возможностью унизить работающую с ними женщину. Джеймсон покинула секс-индустрию в 2008 году и стала непримиримым консерватором и борцом с порно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+