«Королева змей»: как Екатерина Медичи прокладывала путь к королевскому трону
Средние века — темное время, когда миром правили мужчины, в Европе царили междоусобные войны, а конфликты между феодалами решались огнем и мечом либо вмешательством папы римского. В начале XVI века именно в такой атмосфере на свет появилась Екатерина Медичи (взрослую королеву в сериале играет звезда «Ходячих мертвецов» Саманта Мортон), наследница одной из богатейших семей Италии.
В сериале мы видим ее уже опытной в управлении и интригах королевой-регентом — события разворачиваются в 1560 году, когда Францией управлял ее 10-летний сын, Карл IX. Екатерина подыскивает себе новую служанку. Одной из претенденток становится Рахима (Сенниа Нануа) — скромная и молчаливая девушка проходит нетривиальное испытание. Королева отмечает: «Я вижу в тебе себя, когда я только появилась при дворе». С этого момента начинается флешбэк — а дальше по ходу действия сюжетные линии будут развиваться в разных временных отрезках.
Довольно быстро Екатерина стала сиротой, оказалась в приюте при монастыре, а позже стала предметом политических интриг. Начиная рассказ о юных годах Екатерины, авторы путем нарезки событий дают понять о будущей королеве главное: она никогда не сворачивает с пути. Но события сериала касаются не только биографии Екатерины и истории закалки ее характера, в нем есть место и международным интригам, и детско-родительским разборкам.
Проект Джастина Хэйса («Красный воробей», «Лекарство от здоровья») наглядно показывает место женщины в феодальной Европе XVI века. Во-первых, у нее никто ничего не спрашивает: дядя Екатерины, папа Климент VII (Чарльз Дэнс, известный по роли Тайвина Ланнистера в «Игре престолов»), обманным путем сватает ее за второго сына короля Франции. При этом он не договаривает, что обещанного солидного приданого у Екатерины на самом деле нет, чем делает ее положение при дворе шатким и подталкивает к принятию рискованных решений.
Во-вторых, устами французских монархов (короля и двух его сыновей) Хэйс уточняет, что женщина, несмотря на ее положение, красивые наряды и толпу прислуги — всего лишь функция, если угодно, «контейнер» для вынашивания наследников. Положение Екатерины и вся ее дальнейшая судьба зависит буквально от того, получится ли у будущей «черной королевы» забеременеть и родить наследника. Причем сложности, связанные с этим процессом, связаны не с Екатериной, а с тем, что ее муж, герцог Орлеанский (Алекс Хит), в большей степени увлечен Дианой де Пуатье (Людивин Санье).
Какой была реальная Екатерина
Екатерина родилась в семье Лоренцо де Медичи, семья которого в тот момент правила Флоренцией. Однако ее родители вскоре умерли (заботы о девочке взяли на себя ее бабушка и тетка), а когда Екатерине было восемь лет, Медичи были свергнуты. Еще через два года Флоренцию осадили войска французского короля Карла V (тогда в городе заговорили о том, чтобы отправить Екатерину в бордель или повесить). Однако в возрасте 14 лет она стала невесткой французского монарха.
Известие о том, что приданое Екатерины не будет выплачено (и это после роскошной свадьбы, которую отмечали больше месяца), добавило ей проблем при французском дворе. Там и так считали ее слишком грубой и необразованной, смеялись над ее манерами и акцентом. Когда в 1536 году умер наследник престола, среди придворных поползли слухи о том, что его отравила эта подозрительная итальянка, — чтобы сделать своего мужа королем.
Екатерина долго не могла забеременеть и была вынуждена лечиться от бесплодия. Средневековая медицина предлагала средства, которые в лучшем случае не действовали, а в худшем доставляли мучения и унижения (вроде питья ослиной мочи). Как бы там ни было, она смогла родить десятерых детей. Две последние дочери-близняшки не выжили: одна умерла в утробе, другая — вскоре после появления на свет. После этого врачи запретили Екатерине беременеть, и с тех пор король проводил ночи в покоях фаворитки Дианы де Пуатье.
В 1559 году он погиб от удара копья во время рыцарского турнира. Екатерина стала регентом при 15-летнем старшем сыне Франциске II, но он не дожил до 17-летия. Второй сын, Карл IX, умер в 24 года. Екатерина также пережила сыновей Людовика и Эркюля, дочерей Елизавету и Клод. Четвертый сын, король Генрих III, пережил мать всего на несколько месяцев. При нем Екатерина выполняла дипломатические поручения, например в 1578 году в возрасте 59 лет предприняла длительную поездку по стране, охваченной гражданской войной.
В популярной культуре сложился мрачный образ Екатерины Медичи —
«черной королевы», искушенной в оккультных науках, чей путь к власти усеян трупами. С ее именем связаны события Варфоломеевской ночи — резни, начавшейся с ее ведома в день свадьбы ее дочери Маргариты. Что касается оккультизма, Екатерина, вероятно, занималась астрологией, но в XVI веке эта сфера считалась наукой. Всевозможные предсказатели и мистики окружили ее еще в то время, когда она только пыталась забеременеть. А черный цвет стал постоянным спутником после смерти мужа, когда Екатерина облачилась в траур. При этом она была покровительницей искусств — заказывала портреты, строила дворцы (например, Тюильри в Париже), собрала обширную библиотеку, поддержала создание Академии поэзии и музыки.
Стальная магнолия
И Саманта Мортон, и Лив Хилл, играющая королеву в юности, — отличное попадание в образ. Благодаря разительному контрасту (Хилл — скромная, робкая, делающая лишь первые шаги к власти, тогда как Мортон — статная, грозная и холодная) зритель может наблюдать, как годы закалили характер Екатерины Медичи. Вереница побед, поражений, предательств, потерь и завоеваний при дворе выковала настоящую «стальную магнолию».
Интересно работает в сериале слом четвертой стены. Не то чтобы этим сегодня можно кого-то удивить, однако здесь этот прием помогает проследить эволюцию главной героини. В отличие от других костюмных драм о месте женщины в патриархальном обществе «Королева змей» четко расставляет акценты и прямо указывает на события, влияющие на главную героиню: Лив Хилл, глядя прямо в камеру, озвучивает мысли Екатерины Медичи.
Не стоит ждать от «Королевы змей» исторической достоверности. Как и другие костюмные сериалы — от «Бриджертонов» и «Короны» до «Борджиа» и «Анны Болейн», — это художественное произведение, лишь вдохновленное реальными событиями. Чего только стоит свита, которую набирает Медичи, собираясь во Францию к своему жениху: будущая королева Франции берет с собой женщину с карликовостью (в качестве горничной), дочь парфюмера (чтобы та помогала готовить яды для недоброжелателей) и харизматичного итальянца-предсказателя, обещающего Медичи величие и успех.
Несмотря на классический сеттинг позднего Средневековья и ожидаемую атмосферу придворных интриг, «Королева змей» выглядит интригующим и нетривиальным проектом. Екатерина Медичи здесь — олицетворение загадочности и постоянного слома зрительских ожиданий: можно угадать, куда двинется история, но поведение главной героини спрогнозировать затруднительно. Свои планы, как показывают первые серии, она продумывает на несколько ходов вперед, а если что-то идет не так, быстро ретируется и находит выход из сложных ситуаций. Сочетание внешней элегантности, ума и крутого нрава у ее современников вызывало отторжение, но по эту сторону экрана кажется привлекательным.