Что известно о Джордже Мелони, которая может стать следующим премьер-министром Италии
В воскресенье, 25 сентября, Джорджа Мелони записала видео для TikTok. Держа перед собой две дыни («дыни» — так переводится ее фамилия, на итальянском сленге этим словом обозначают женскую грудь), она шепчет: «25 сентября — я все сказала». В этот день в Италии прошли парламентские выборы (а значит, была запрещена и любая агитация), на которых правоцентристский блок, если верить экзитполам, получил от 36,5% до 46,5% голосов (их главный соперник левоцентристская Демократическая партия — 19%). Этот результат даст правоцентристам подавляющее большинство в парламенте, а 45-летней Мелони, которая возглавляет самую успешную партию коалиции, — возможность занять пост премьер-министра.
Другие видео, появившиеся в TikTok в этот же день, объясняют, почему этот результат потряс Европу. Герой одного из них пытается взять книгу с полки, кидает мусор в урну, потягивается в постели, но смущенно замирает каждый раз, когда понимает, что его вытянутая правая рука подозрительно напоминает любимый жест Бенито Муссолини. Все потому, что партию «Братья Италии» (Fratelli d'Italia, FdI), которую возглавляет будущая глава итальянского парламента, называют откровенно фашистской.
Сестра «Братьев»
Четыре года назад FdI набрала чуть более 4% голосов. Теперь Мелони предстоит собрать кабинет из людей, большая часть которых имеет опыт в местной политике. Сама она большую часть своей политической карьеры была депутатом парламента (впервые избрана в 2006 году от «Национального альянса» — Alleanza Nazionale, AN) и партийным чиновником. Впрочем, с 2008 по 2011 год Меллони занимала пост министра по делам молодежи в правительстве Сильвио Берлускони (получив это кресло в 31 год, она стала самым молодым министром в истории Итальянской Республики). В 2016 году Меллони баллотировалась в мэры Рима, но не прошла во второй тур.
«Это [FdI] партия, которая привыкла стоять вне системы, у которой было не так много поводов для лидерского роста, — комментирует Грегори Алеги, профессор истории и политологии в Свободном международном университете социальных наук (LUISS). — Теперь, когда она дошла до правительства, пропустив промежуточный шаг… это будет проблемой».
Свою партийную карьеру Джорджа Мелони начала в 1992 году, в возрасте 15 лет. Школьница из рабочего района Рима, где были сильны левацкие настроения, присоединилась к молодежному крылу националистического Итальянского социального движения (Movimento Sociale Italiano, MSI) — организации, которая была основана еще в 1946 году бывшими соратниками Муссолини. В 1996 году Мелони присоединилась к студенческому крылу «Национального альянса» — идеологических наследников MSI, — а к 2004-му стала уже президентом NA. В 2009 году NA объединился с «Народом свободы» (Il Popolo della Libertà, PdL) Сильвио Берлускони.
Однако в 2011 году Берлускони покинул пост премьер-министра в результате правительственного кризиса, и Джорджа Мелони начала действовать самостоятельно. В конце 2012-го она стала одной из основателей «Братьев Италии» (штаб-квартира партии и сейчас располагается в том же здании, где Мелони начинала партийную карьеру), а вскоре была избрана ее президентом.
В этом качестве Мелони активно сотрудничала с другими правыми. Например, в 2017 году сблизилась с «Лигой Севера» (Lega Nord, LN) и ее лидером Маттео Сальвини. В 2020-м стала председателем Альянса европейских консерваторов и реформистов (European Conservatives and Reformists Party, ECR) в Европарламенте. В 2021-м выступила на съезде испанской ультраправой партии Vox.
Все это время Мелони открещивалась от связей с фашистским наследием. Называла Муссолини «сложной личностью», осуждала антисемитские и антидемократические законы 1930–40-х. В 2021 году, готовясь к предвыборной кампании, разослала внутрипартийным группам служебные записки, в которых предписывала им прекратить делать крайние заявления, воздерживаться от ссылок на фашизм и не использовать приветствие с вытянутой рукой. А в 2022-м уволила одного из соратников, который ослушался и все-таки написал в социальных сетях комплимент Гитлеру.
Всем, кто пытается связать Мелони с одиозными политиками прошлого и настоящего, она отвечает, что это нелепо, — ведь она поддерживает Украину.
Между Россией и Европой
Оба нынешних союзника Джорджи Мелони по правоцентристской коалиции имеют тесные связи с Россией. Сильвио Берлускони неоднократно называл себя другом Владимира Путина, и даже, по его словам, разочаровавшись в российском президенте после начала «спецоперации»* на Украине, находил для него слова оправдания. Маттео Сальвини настаивает на пересмотре антироссийских санкций. Мелони, напротив, заявляет о необходимости поддерживать Украину. Несмотря на это, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал результаты выборов в итальянский парламент так: «Россия готова приветствовать любые политические силы, готовые проявить конструктив в отношениях».
Возможно, более насущная проблема для Джорджи Мелони сейчас — отношения с Евросоюзом. За пару дней до итальянских выборов глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, отвечая на вопросы после своего выступления в Принстонском университете в США, намекнула, что на случай, если Италия пойдет в «неправильном направлении», у нее «есть инструменты».
Сама Мелони — давний критик «брюссельских бюрократов». Она поддерживала британских тори во время Брекзита и неоднократно выступала за ограничение евроинтеграции: «Если бы Евросоюз был похож на то, каким мы его себе представляем, мы бы разработали более эффективную оборонную политику, инвестировали в энергетическую безопасность и поддерживали бы короткие производственно-сбытовые цепочки, чтобы избежать зависимости от третьих — часто ненадежных — стран в отношении газа, сырья, товаров».
Однако Италия зависит от Евросоюза, который пообещал передать ей €200 млрд на восстановление экономики после пандемии COVID-19, притом что стране грозит еще и энергетический кризис. Поэтому в отношениях с «брюссельскими бюрократами» Мелони, вероятно, будет придерживаться линии, намеченной еще прежним премьер-министром Марио Драги, который ушел в отставку в июле этого года.
«На самом деле мы не знаем, кто такая настоящая Джорджа Мелони, — сказал в комментарии для Financial Times сопрезидент консалтинговой фирмы Teneo Вольфанго Пикколи. — Двусмысленность до сих пор была ее выигрышной картой, но гораздо легче сохранять эту двусмысленную позицию, когда вы ведете предвыборную кампанию, чем когда вы находитесь у власти».
Шаг вперед, два шага назад
Отвечая на вопрос о том, что будет, если она станет премьер-министром, Джорджа Мелони заявила: «Конечно, это был бы шаг вперед. Я определила бы это как разрушение «стеклянного потолка», который все еще существует во многих западных странах (не только в Италии) и не позволяет женщинам занимать важные роли в обществе».
Однако риторика гендерного равенства сочетается во взглядах Мелони с «традиционными ценностями». Она выступает против абортов, «ЛГБТ-лобби» и «гендерной идеологии» и считает, что в школах не должно быть полового просвещения — лучше отдать этот вопрос на откуп семьям. Профессор Джанлука Пассарелли из Римского университета Сапиенца в комментарии Би-би-си предположил, что, не имея возможности стоять на своем в отношениях с Евросоюзом, Мелони сосредоточится на гомофобной и ксенофобной политике: «Я думаю, мы увидим больше ограничений гражданских прав и политики в отношении ЛГБТ и иммигрантов».
Иммигранты — еще одна группа, в отношении которой Мелони проявляет неприязнь. Она выступает за введение морской блокады, которая не позволила бы причаливать к берегам Италии судам с беженцами из Африки (что противоречит позиции Евросоюза). В ходе предвыборной кампании она высказала мнение, что миграция вызвана не бедностью, войной или политическими волнениями, а интересами теневых бизнес-групп, которые стремятся снизить заработную плату в Италии. В других выступлениях она предполагала, что отправка мигрантов в Европу — часть некоего тайного плана по разрушению христианской и культурной идентичности европейцев.
Во время предвыборной кампании Мелони опубликовала видео, снятое прохожим на улице в Пьяченце: на нем иммигрант насиловал женщину. «Нельзя молчать перед лицом этого чудовищного эпизода сексуального насилия», — написала она в Twitter и пообещала восстановить безопасность в стране, если станет премьер-министром. Конкуренты обвинили ее в «непристойной» и «вульгарной» агитации, которая нарушает анонимность пострадавшей. Twitter удалил видео.
Теперь Джорджа Мелони с высокой долей вероятности станет новым премьер-министром Италии, хотя ее кандидатуру еще должен утвердить президент Серджио Маттарелла. Впрочем, как указывает директор Школы государственного управления LUISS Джованни Орсина, учитывая крайне низкую явку — всего 63%, — у нее «не слишком сильный мандат».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.