Кто такая Линн Трейси, которая может стать новым послом США в России
4 сентября 2022 года посол США в России Джон Салливан досрочно сложил полномочия и покинул Москву. Его обязанности временно исполняет заместитель Элизабет Руд. Но 20 сентября стало известно, что на эту должность президент США Джо Байден выдвинул Линн Трейси, которая сейчас возглавляет посольство в Армении. Россия согласилась на это назначение, но кандидатуру Трейси еще должен утвердить Сенат.
Линн Трейси изучала советологию в Университете Джорджии, а после его окончания три года — с 1987-го по 1990-й — работала в посольстве США в Москве. «Я видела, как начиналась перестройка, как Россия — тогда это был Советский Союз — становилась более открытой страной. Можно сказать, что этот опыт повлиял на мой выбор профессии: Россия сделала меня дипломатом!» — вспоминала она позже.
Центральная Азия
В 1990-м Трейси вернулась в США. В 1994-м получила степень доктора права в Университете Акрон, в том же году поступила на службу в Госдепартаменте США. В 1990-е работала на различных дипломатических должностях, преимущественно в Центральной и Южной Азии — например, была сотрудником по политическим вопросам консульств в Кабуле и Пешаваре, заместителем главы миссии в Ашхабаде; возглавляла консульство в Астане. В 2000-е некоторое время работала в Бюро по делам Европы и Евразии — сначала координатором по Грузии, потом по Казахстану.
В 2008 году, будучи генеральным консулом в Пешаваре, Трейси попала в засаду по дороге на работу — ее автомобиль обстреляли, предположительно, представители движения «Талибан» (признано в России террористической организацией и запрещено). Ни Трейси, ни ее водитель и охранник не пострадали, им удалось уехать с места нападения. Вручая ей награду за героизм, тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон отметила, что Трейси, несмотря на нападение, все же приехала в тот день в свой офис — «полагая, что важно сообщить персоналу о том, что произошло… и продумать следующие шаги». В качестве меры предосторожности ей и еще нескольким сотрудникам было предписано оставаться дома или переехать в Исламабад, но Трейси отказалась покидать подчиненных и продолжила работу: принимала официальных посетителей (если селиться в отеле было опасно, они останавливались у нее дома) и налаживала связи с местным населением, в том числе устраивая ифтары (вечерние приемы пищи в месяц Рамадан) для членов местной общины.
С 2011 по 2012 год Линн Трейси была директором по Центральной Азии в Совете национальной безопасности, с 2012 по 2014 год — заместителем помощника госсекретаря по Центральной Азии. В 2013 году она, например, участвовала в реализации концепции «Нового Шелкового пути» — панъевразийской сухопутной транспортной системы — и других инфраструктурных проектов в центральноазиатском регионе.
Россия
С 2014 в 2017 год Трейси была заместителем главы миссии в посольстве США в России. В этом качестве она много ездила по стране. Например, в 2015-м побывала в Бурятии и Якутии (где, как сообщается, посетила НИИ вечной мерзлоты, Музей мамонта и заседание местного Ротари-клуба). В 2016-м ездила в Приморье и Екатеринбург, в 2017-м — в Пермь.
Провластные СМИ писали, что цель всех этих визитов — встречи с представителями оппозиции, «тайный инструктаж» и «инспирирование оранжевых революций». Трейси объясняла свои визиты желанием познакомиться со страной: «Я точно знаю, что Россию не понять, оставаясь в Москве… Мы считаем, что необходимо сохранять линии взаимодействия, укреплять коммуникации даже в периоды политического напряжения между нашими странами: личные взаимоотношения между людьми, сотрудничество в сфере культуры не должны зависеть от политики. Когда политическая ситуация улучшится, фундаментом отношений послужат гуманитарные и человеческие контакты, которые нам удастся сохранить».
В 2017 году имя Трейси оказалось в списке дипломатов, которых депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров предлагал выслать из страны. По его словам, она и другие сотрудники американской дипмиссии проводят регулярные встречи с «агентами влияния» США, и их действия «вызывают проведение активистами многочисленных пикетов и митингов протеста».
Высылка 60 американских дипломатов состоялась в 2018 году в ответ на аналогичное решение США (принятое в связи с отравлением в Великобритании экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля), но Трейси к тому времени уже вернулась в США и снова поступила на службу в Госдепартамент. Впрочем, ненадолго: в сентябре тогдашний президент США Дональд Трамп предложил ее кандидатуру в качестве посла в Армении, где незадолго до этого в результате «бархатной революции» премьер-министром стал лидер оппозиции Никол Пашинян.
Армения
«Если меня утвердят, я продолжу выдающиеся усилия моего предшественника, посла Рика Миллса, по поддержке чаяний армянского народа, призывающего к подотчетному управлению, экономике, свободной от несправедливых и монополистических практик, уважению прав человека и основных свобод, верховенству закона, подкрепленному независимой судебной системой и системой управления с устойчивыми сдержками и противовесами», — говорила Линн Трейси на слушаниях в сенатском комитете по международным отношениям. Кроме того, она упомянула «одно из самых страшных злодеяний» XX века, коснувшееся армянского народа, но так и не произнесла слово «геноцид» — и за это была раскритикована сенатором Робертом Мендесом. Тем не менее ее кандидатуру утвердили, и в начале 2019 года Трейси прибыла в Армению. Одним из первых официальных визитов в новой должности стало посещение Мемориального музея геноцида армян.
2019-й — год, когда временное затишье в Карабахском конфликте (лидеры Армении и Азербайджана даже несколько раз лично встречались) сменилось очередной эскалацией. Вероятно, именно на этом фоне оценивал деятельность Линн Трейси Армянский национальный комитет Америки (ANCA), когда принимал решение присвоить ей рейтинг F. В заявлении ANCA говорится, что как представитель США в Ереване она потерпела неудачу: «Она хранила молчание об экзистенциальных военных преступлениях Азербайджана и Турции, которые угрожали самому выживанию армянского народа. Ей не удалось ни материально, ни даже морально помочь армянам во время национального кризиса. Она отсутствовала, когда это было необходимо, и была не на той стороне, когда все же решила вступить в бой».
Сама Линн Трейси позже утверждала: «Во время конфликта — я бы сказала, в самый разгар конфликта — мы привезли $5 млн, чтобы помочь людям, которые были перемещены, людям, которые все еще находились в Нагорном Карабахе. Мы продолжаем помогать приграничным населенным пунктам, особенно в Сюникской области». Она также отметила, что посольство США через USAID (Агентство по международному развитию) оказывало техническую помощь в организации досрочных парламентских выборов в Армении в 2021 году. А также помогло получить от США $13 млн на борьбу с пандемией COVID-19.
В 2022 году Трейси продолжала взаимодействовать со сторонами карабахского конфликта, а кроме того, высказывалась за диалог между Арменией и Турцией, отметив, что его важнейшая часть — признание истории. «Мы скорбим о полутора миллионах армян, ставших жертвами геноцида в последние годы существования Османской империи», — сказала она.
Если кандидатуру Трейси в качестве посла США в России утвердит Сенат, она станет первой женщиной на этом посту.