К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как арт-группа Muslim Sisterhood борется со стереотипами о мусульманках

Участницы Muslim Sisterhood (Фото muslimsisterhood.com)
Участницы Muslim Sisterhood (Фото muslimsisterhood.com)
Muslim Sisterhood — британская арт-группа, участницы которой делают фотопроекты, продюсируют съемки для модных брендов (таких как Converse и Nike) и устраивают вечеринки для мусульманок. Рассказываем как им удается сохранять культурные и религиозные ценности и одновременно ломать стереотипы

В 2017 году студентка лондонской школы искусств Central Saint Martins Сара Гуламали сделала серию репортажных снимков. На них были запечатлены мусульманские женщины и небинарные персоны — в естественных позах, на рабочем месте или по дороге в магазин, сочетающие в одежде стритстайл и религиозный гардероб (например, хиджаб с кроссовками). Снимки Сара совместно со своей знакомой Зейнаб Салех, которая училась в Школе изящных искусств Slade, выложила в соцсети, где их увидела Ламиса Хан — выпускница Лондонской школы экономики и сотрудница издательства. «В детстве мне приходилось трудно, потому что быть мусульманином никогда не было круто. Это изолирующий опыт, — вспоминает она. — Поэтому, когда я увидела работу [Зейнаб и Сары], я сразу же связалась с ними и попросила встретиться». 

Репрезентация

Сара, Зейнаб и Ламиса основали арт-группу Muslim Sisterhood. Одной из своих задач они видели репрезентацию мусульман и особенно мусульманок — во всем многообразии этнических групп и типажей. «Например, сомалийские мусульманские девушки очень крутые, так почему же им не уделяется столько внимания, как другим девушкам?» — говорила Зейнаб в одном из интервью. «Мусульманки, которых мы видим в СМИ или модных съемках, одеты в брендовую и слишком буржуазную одежду, и мы себя с этими образами не соотносим. Даже у блогеров все выглядит гламурно, воздушно и беззаботно, но я, например, большую часть времени не снимаю [кроссовки] Air Forces», — негодовала в другом Ламиса.

Некоторых героинь Muslim Sisterhood снимали в иммигрантских районах Брик-Лейн и Брикстон — в магазинах халяльных продуктов, на рынках, в забегаловках, на улицах. Если это была студийная съемка, то для участников готовили халяльную еду, в одном из помещений организовывали молельную комнату. К работе на площадке приглашали в основном женщин. 

 

Результатом стала серия фотопортретов, которая привлекла к арт-группе внимание крупных институций. Музей Виктории и Альберта пригласил их принять участие в ежемесячной вечерней программе Friday Lates. А журнал Dazed в 2020 году номинировал на собственную премию (каждый год он публикует список ста самых влиятельных людей, формирующих молодежную культуру). «Наша деятельность возникла из необходимости осознать, кто мы такие, из желания гордиться тем, что мы — молодые мусульманки, выросшие в  в Лондоне», — рассказывали они в интервью изданию. 

Фото Muslim Sisterhood

В том же году арт-группа выпустила коллаборацию с нидерландским брендом одежды Daily Paper. Результатом сотрудничества стала фотосерия, посвященная месяцу Рамадан, который для мусульман является священным, но для всех остальных часто ассоциируется лишь с определенными правилами поста и с праздником в честь его окончания. В 2020 году из-за пандемии и священный месяц, и следующий за ним Ураза-байрам мусульмане проводили в изоляции, не имея возможности собраться всей общиной для молитвы и праздника. В фотосерии участницы Muslim Sisterhood запечатлены в одиночестве коротающими дни на фоне восточных ковров и подушек. 

 

Следующей стала коллаборация с Nike в 2021 году. Muslim Sisterhood помогли бренду переосмыслить мусульманский купальный костюм буркини (сокращение от бурка и бикини), созданный в 2004 году ливанским дизайнером Ахедой Занетти. В коллекцию под названием Victory вошли топы-туники, плавательные легинсы и хиджабы. Кроме того, арт-группа спродюсировала рекламную съемку — на фото вместо моделей позируют женщины разной внешности и возраста, некоторые с детьми. 

Сообщество

С самого начала вокруг аккаунта арт-группы в Instagram (социальная сеть принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) начало формироваться сообщество: увидев опубликованные там работы художниц, подписчики, как когда-то Ламиса, просили о встрече. «Профиль в Instagram стал своего рода архивом для всех, с кем мы встречались. Они приходили незнакомцами, а уходили лучшими друзьями. Так что у нас естественным образом сформировались все эти отношения», — говорит Зейнаб.

Спустя два года онлайн-комьюнити собралось вживую: Muslim Sisterhood напечатали собственный зин (zine — любительское малотиражное издание) и пригласили подписчиков на презентацию. Вечеринка в богемном лондонском Шордиче прошла без капли алкоголя. «Это была чума, — вспоминает Зейнаб. — Отличные безалкогольные коктейли, место для молитвы, невероятные участники дискуссии и мусульманские диджеи». 

 

Участницы группы и раньше считали, что работают не столько для внешнего — западного — зрителя, сколько для таких же, как они сами, небелых женщин, исповедующих ислам. «Я читала книгу о взаимопонимании, которое складывается у людей из маргинализированных и этнических групп, потому что они просто понимают вас без лишних объяснений. Мне не нужно объяснять им, почему я не пью [алкоголь], почему мои родители хотят, чтобы я вернулась домой до девяти вечера, почему я не одеваюсь определенным образом», — объясняет Ламиса. Сама она долгое время чувствовала себя одинокой: в детстве среди ее друзей если и были мусульмане, то только мальчики; в студенческие годы она была словно выключена из социальной жизни, потому что не могла пойти с однокурсниками в бар. После вечеринки по случаю запуска журнала Muslim Sisters стало окончательно понятно, что не только ей, но и многим другим нужно пространство, где можно встречаться, общаться, быть в безопасности и не чувствовать себя чужой.

Участницы занятия по самообороне (Фото Muslim Sisterhood)

Создание таких пространств стало еще одним направлением работы арт-группы. Зейнаб, Сара и Ламиса арендуют помещения и проводят вечеринки с мастер-классами, кинопоказами, дискуссиями и даже уроками самообороны. В качестве ведущих приглашают участниц комьюнити: одни рассказывают о традиции восточных благовоний, другие проводят занятия по танцу живота. При этом для Muslim Sisterhood важен баланс между поддержанием ценностей и расширением пространства дискуссии: алкоголь на вечеринках отсутствует, зато на них можно в атмосфере принятия поговорить на темы, которые для многих верующих являются табу — психическое здоровье, зависимости и другие.

Социальные проекты

Одной из таких тем стал рак шейки матки — четвертый по распространенности вид рака среди женщин во всем мире. В 2022 году Muslim Sisterhood запустили кампанию, призывающую мусульманок регулярно проходить скрининговые обследования, чтобы выявлять заболевание на ранних стадиях. «Женщины-мусульманки подвергаются еще большему риску из-за культурных и религиозных факторов, препятствующих им обращаться за медицинской помощью», — сообщает главная страница сайта их проекта All About Cervical Screening.

В открытом доступе Muslim Sisterhood разместили научные исследования и статьи с личными историями пациенток, а также ссылки на ресурсы о заболевании и справочную информацию о том, где можно пройти обследование в своем районе. «Рак шейки матки остается одним из немногих видов рака, о котором не говорят. Но регулярное обследование предотвращает развитие 8 из 10 видов рака. В случае с шейкой матки такая практика ежегодно спасает 4500 жизней в Англии», — пишут Muslim Sisterhood.

Сегодня участницы арт-группы продюсируют модные съемки, проводят мастер-классы и хотят продолжить выпуск журнала. «Мы отвергаем те стереотипы, которые западное общество проецирует на мусульманских женщин. Но чтобы массовая культура не навешивала на нас ярлыки, мы сами должны ее создавать», — говорят они. Эта деятельность занимает все их время, но они не считают ее работой. «Это сестринство», — говорят Muslim Sisterhood. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+