К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Баба-яга в каком-то смысле феминистка»: что русские сказки говорят нам о женщинах

«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги», иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная», 1899 (Фото DR)
«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги», иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная», 1899 (Фото DR)
Русский фольклор в большинстве своем патриархален и мизогинен — главная героиня ждет царевича, а сестры и мачеха ее изводят. Но если внимательно перечитать русские волшебные сказки, можно обнаружить героинь с активной жизненной позицией, которые ходят на войну, самостоятельно находят себе царевичей или вовсе не хотят замуж. О переосмыслении сказок Forbes Woman поговорил с их исследовательницей кандидатом филологических наук Варварой Добровольской

— Какие жизненные сценарии предлагает женщинам сказка? На первый взгляд кажется, что им отводится только патриархальная роль жены, «приза» для главного героя. А есть ли другие варианты?

— Сказка — часть традиционной культуры, которая транслирует соответствие норме как главную ценность. Норма для женщины — это примерная жена, добродетельная мать и хорошая хозяйка. И героини русских сказок в основном ей соответствуют, даже если это не совсем безвольные, послушные женщины. Традиционно можно встретить четыре образа. Первый — царевна, которая ждет царевича, она самый пассивный и бездеятельный персонаж. Такая девушка сидит в высокой башне и ждет, когда герой на своем могучем коне до нее допрыгнет, она плачет, ожидая, когда ее съест страшный змей или безропотно позволяет себя увезти. Второй персонаж  — дева-воительница, пожалуй, самый деятельный и самостоятельный тип героини, она полноправная хозяйка своей судьбы, равная мужчине во всем.  Третья героиня — преданная жена или невеста героя: обычно много страдает (в научном дискурсе ее называют «невинно гонимой героиней»). И есть негативные образы злых родственниц: мать, мачеха, сестра. 

— А как же в эту «нормальную» патриархальную роль вписываются девушки с активной жизненной позицией — те же самые воительницы или искательницы?

 

— Возьмем, к примеру, девушку из сказки о Финисте — Ясном соколе. Марьюшка отправляется в путешествие в тридевятое царство, чтобы найти любимого, который вынужден исчезнуть из ее жизни по вине злых и завистливых сестер героини (главная героиня износила «трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных», прежде чем вернуть себе жениха. — Forbes Woman). Это отклонение от нормы, однако в сказке оно оправдывается — все ради любви. Кстати, ее сестры, которые в сказке вставили ножи в окна и тем самым ранили Финиста, осуждаются: они мешают чужому счастью, так делать нельзя. В  итоге героиня находит Финиста, они женятся, и Марьюшка возвращается к норме — становится примерной женой и хозяйкой. 

То же самое обычно происходит и с воительницами. Вообще это «ненормально» для женщины — совершать подвиги, воевать. Но как только царевич побеждает героиню, все возвращается на круги своя, и женщина становится все той же прилежной хозяйкой. А если вдруг не сидится ей дома и отправляется она снова делать свои богатырские дела, то обязательно происходит  что-то плохое. Как в сказке о Марье Моревне: она идет на войну, Иван-царевич заглядывает в чулан, а там Кощей Бессмертный прикован. Иван дает ему три ведра воды, Кощей вырывается на свободу и похищает Марью Моревну. Приходится Ивану ее спасать.

 

— То есть для женщин есть сценарии, где они могут быть сильными — но при этом они все равно не должны уходить далеко от своей патриархальной роли?

— Женщине в русской сказке вроде разрешается быть сильной, но не сильнее главного героя — мужчины. Или она хотя бы должна быть достаточно умной, чтобы притворяться слабее. Иногда герой и героиня находятся на равных позициях, как в случае с воительницей, но если мужчина докажет, что он сильнее и умнее,  то женщина вернется к своей «правильной» подчиненной позиции.

— А бывают ли сюжеты, где героиня оказывается выше героя по статусу?

 

— Да, такие сценарии тоже есть. Один из них связан с героинями, которые не совсем люди. Например, женщина-птица — это персонаж иного мира. Герой в таком случае — либо неудачник, либо просто низкий по социальному статусу человек, царский охотник. Такую историю мы видим в сказке «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В ней простой стрелок сбивает птицу, которая оказывается прекрасной девушкой, обладающей различными чудесными способностями. Но на этом сказка не заканчивается, для начала герой должен подняться до уровня героини. И он подтверждает свой статус тем, что идет туда, «не знаю куда», и приносит то, «не знаю что», а потом побеждает царя, занимает его место — самую высокую позицию в мире людей. Герои становятся равными.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 1901 (Фото DR)

— Бывают ли сказочные героини похожими на феминисток, т. е. независимыми, не стремящимися обязательно выйти замуж? Как к ним относятся в сказках? 

— Да, это как раз другой вариант сказки, где героиня изначально выше мужчин-героев по статусу. Герой может быть царским сыном или даже царем, но он не богатырь и даже не очень умный человек. Ему всегда и во всем помогает помощник, который ниже его по статусу: Ивашка белая рубашка, горький пьяница или дядька Катома. В сказках этого типа показана героиня, которая изначально настроена против мужчин. Ее образ похож на представление некоторых людей о современных феминистках, и он, очевидно, осуждается в сказках. В такой истории к женщине сватаются разные мужчины, но она не хочет просто так подпускать их к себе, поэтому она устраивает испытания. Герою нужно отгадать ее загадки, или спрятаться от нее, или победить ее в сражении. И никому это не удается — головы неудавшихся женихов украшают стены ее дворца.

Но однажды находится царевич с помощником, которому удается одолеть царевну и принудить ее к браку с царевичем.  Тут заканчивается первая часть сказки. Истинный герой — это слуга, и когда героиня понимает, что ее обманули, то отрубает слуге ноги, а царя отправляет пасти свиней. Безногий герой возвращает себе части тела, и они с царевичем разрубают героиню напополам, достают из нее змея, затем оживляют ее , и она становится «нормальной» женщиной: доброй, милой и ласковой. Посыл быть независимой от мужчин, не хотеть с ними семьи — это  отклонение от нормы, которое надо исправить.

«Стрельчиха перед царем и свитой», иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда», 1919 (Фото DR)

— Кажется, что в русских сказках женщины в основном взаимодействуют со своим будущим или текущим романтическим партнером. А что насчет кровных родственников? 

 

— Если смотреть не на сказки, а на эпос, то хорошим примером будет историческая песня об Авдотье Рязаночке. Эта храбрая женщина пошла вслед за мужчинами, угнанными татарами из Рязани, и дошла до самого хана. Она просила вернуть своих родных — мужа, брата, сына. А хан ей в ответ: «Верну только одного, выбирай кого». Тогда Авдотья решила так: мужа еще найду, детей еще рожу, а брата у меня больше не будет, — и попросила отдать брата. Так она отстояла норму: кровное родство превыше всего. И ее вознаградили — хан в итоге отпустил всех пленных. А вот в некоторых сказках эта норма нарушается.

Например, такой сюжет: шли сестрица с братом по лесу, наткнулись на избушку, в которой обитает разбойник. Брат  победил  этого персонажа и посадил  в подпол. Но девушки обычно любопытны, поэтому  и героиня заглянула  в подпол. Охотник-змей положил глаз на девушку и предложил ей избавиться от брата, чтобы зажить с ней вдвоем свободно. Сестра согласилась  и притворилась  больной, чтобы отправить брата в лес якобы за лекарством. Брат ушел и добыл сначала волчье молоко, потом — львиное, потом — медвежье. Звери отдали ему своих детенышей: волчица — волчонка, львица — львенка, медведица — медвежонка. В итоге сестра с охотником как-то извели  братца: то ли разрубая его на части, то ли превращая в камень. Тогда его помощники-животные принесли  живую воду, прирастили  отрубленные части тела и оживили  его. Брат отомстил и убил сестру-предательницу — она получила  наказание за то, что нарушила норму.

Баба-яга в каком-то смысле действительно феминистка. Она живет одна в лесу, она мудрая и опытная, раздает советы бестолковым путешествующим мужикам

— Во многих сказках мы видим, как героиням практически на ровном месте хотят навредить другие женщины. Делают они это то ли из зависти, то ли из страха — в общем, похоже на внутреннюю мизогинию.  Ненависть женщин друг к другу пропагандирует патриархальный мир. В идеальном для феминисток сценарии женщины перестают изводить друг друга и объединяются, а как в сказках?

— А в сказках героиню все равно спасает мужчина — тот, кто женится на ней и решает все ее проблемы. Взять Аленушку с братцем Иванушкой — в этой истории главную роль спасателя играл царь,  муж Аленушки. Когда злая колдунья бросила девушку в воду, братец Иванушка, обернувшийся козленочком, мог только топать копытцем и разговаривать с ней. Аленушка никак не могла выбраться сама: она рассказала брату, что камень давит ей на грудь, а водоросли окутали волосы. Это услышал ее муж и спас Аленушку.

 

Или Крошечка-Хаврошечка. Ее обижали злая мачеха и сестры, из друзей у нее была только добрая корова. Мачеха приказала убить корову, но Хаврошечка не стала есть ее мясо, а кости сохранила и посадила во дворе — на их месте выросла яблонька. Мимо проезжал царевич и захотел угоститься яблоком, и дерево послушалось только Крошечку-Хаврошечку. В благодарность он решил на ней жениться и увез с собой, спас от недоброй семьи.

«Баба-яга», иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 (Фото DR)

— Давайте поговорим о Бабе-яге, наверное, самом ярком женском персонаже из всех сказок. Она ведь не сразу стала страшной сгорбленной старухой с костяной ногой?

— Баба-яга и правда персонаж очень занимательный, вездесущий и многогранный. Сложно сейчас проследить, каким был ее образ изначально. Но из-за того, что она связана со смертью, она не могла быть молодой и красивой — это тоже нарушение нормы. Смерть женщины в молодом возрасте значит, что она не выполнила свою основную «функцию» — не вышла замуж, не родила детей. Поэтому до сих пор в некоторых регионах России умерших девушек могут хоронить в свадебном платье, а беременных — с детскими вещичками.  Баба-яга в каком-то смысле действительно феминистка. Она живет одна в лесу, она мудрая и опытная, раздает советы бестолковым путешествующим мужикам. Вроде бы у нее костяная нога, но если приглядеться, то второй ноги у нее вовсе нет, и вообще вместо ног у нее змеиный хвост, потому что она полубогиня, связанная с подземным царством мертвых. Так что кавалер ей действительно не очень-то и нужен. Этот образ — очень важная фигура в мифологии.  В мифологических представлениях подобные ей персонажи отвечают за обряды, связанные с  инициацией и похоронами.

— Неужели кроме Бабы-яги, нет женских персонажей, которые не только в начале сказки, но и в ее конце остаются гордыми, независимыми, умными и сильными?

 

— В русской традиции, да и до сих пор в культуре, все же считается, что женщина глупее и слабее мужчины. И даже если ты Василиса Премудрая, у тебя все равно появится свой Иван-дурак, на которого можно опереться.  Хотя, казалось бы, зачем он вообще нужен? Этот стереотип из сказок перенесся в кино, ведь это те же самые современные сказки. И вот у нас есть умная, образованная Катерина из «Москва слезам не верит», которой для полного счастья обязательно нужен слесарь Гоша. Или фильмы «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове» — там примерно такие же истории. 

— Как вы считаете, стоит ли переосмыслить русские сказки, как это сделал с европейскими сказками Disney? Или хотя бы читать с пояснениями о том, что бывает по-другому? 

Сказки — это просто культурный пласт, как любое искусство. Рубенс тоже может не быть феминистичным, но это же не значит, что не нужно смотреть его картины? Тем более что далеко не всем взрослым до конца понятно, что такое феминизм и про что он, не говоря уже о детях.

— Феминизм — про то, что у женщины есть множество потенциальных жизненных сценариев.

 

Да, это очень точно сказано. И в сказках, конечно, таких сценариев не хватает. Так что тут зависит все от человека: хотите читать детям такие сказки — читайте, не хотите — не читайте. Других сказок у нас нет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+