Импортозамещение в усыновлении: как скажется на сиротах новый «закон Димы Яковлева»
Маленькие дети и большая политика
1 августа депутаты Госдумы предложили запретить усыновление детей гражданами «недружественных стран» — в список входят больше 50 государств, среди которых все страны Европейского союза. С 2012 года полный запрет на усыновление действует только в отношении США, теперь предлагается его расширить.
Принятие «закона Димы Яковлева» в 2012-м было ответом на «Акт Магнитского» (подписанный Бараком Обамой, который был на тот момент президентом США). Этот акт вводил санкции против российских чиновников, причастных к смерти в СИЗО юриста Сергея Магнитского, а также к хищению миллиардов рублей из бюджета России — преступлению, которое сам Магнитский якобы и выявил. Новая законодательная инициатива тоже появилась на фоне обострения международных отношений — из-за «спецоперации»* России на Украине.
Авторами инициативы стали депутаты Леонид Слуцкий и Борис Чернышов (ЛДПР), Нина Останина (КПРФ), Яна Лантратова («Справедливая Россия — за правду») и Дмитрий Певцов («Новые люди»).
В пояснительной записке депутаты объясняют необходимость принятия закона «сохранением и развитием традиционных российских духовно-нравственных ценностей» у детей. Законодатели подчеркивают, что иностранцы уже почти не усыновляют из России: например, в прошлом году они забрали в свои семьи только 69 сирот.
Как следует из той же записки, в 2011-м за рубеж уехали 3355 детей, а уже через пять лет после принятия «закона Димы Яковлева» (названного по имени 21-месячного мальчика, умершего в США в приемной семье) усыновление иностранцами сократилось в 10 раз, до 380 детей в год, и дальше только снижалось.
Но не из-за того, что иностранцы не хотят забирать российских детей, объясняет общественный деятель и приемная мать Светлана Строганова. «Это сложно, долго, дорого, суды могут отказать, и это огромное количество документов, которые нужно перевести, апостилировать, заверить. В общем, масса такой работы, которая подразумевает наличие большого количества сил, времени, денег и ресурсов». Появление нового закона лишь закрепит уже устоявшуюся норму, так как Россия давно взяла курс на то, чтобы сироты не уезжали. «Для усыновления закрыты те страны, в которых разрешены однополые браки. В прошлом году отказали гетеросексуальной паре из Германии. Причина: а вдруг усыновители умрут, и ребенок за рубежом после их смерти попадет в гомосексуальную семью», — приводит один из поводов для отказа Строганова.
Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, которая не является сторонницей международного усыновления, считает, что «иностранное усыновление правильно рассматривать только как крайнюю меру — если ни сохранение семьи, ни устройство ребенка внутри страны невозможно обеспечить». «Государства, которые мы называем западными и цивилизованными, тоже жестко ограничивают международное усыновление. Пойдите вы, россиянин, усыновите ребенка из английского или французского детского дома — вряд ли у вас это получится», — объясняет Альшанская. Она ссылается на Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, принятую в Гааге (которую не ратифицировала Россия), именно в ней иностранное усыновление рассматривается как крайняя мера: «Это делается для того, чтобы избежать коррупции при передаче детей, и для того, чтобы ребенок не потерял свою этническую, культурную, языковую идентичность».
Директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова считает, что новый запрет ограничит в правах российских детей: «Если законопроект примут, то нескольким десяткам детей не дадут, возможно, последнего шанса найти семью. А детям однозначно нужны мама и папа, это абсолютно непререкаемое их право. И очень жаль, что границы могут помешать им найти родителей. Этим детям важно как можно скорее покинуть детские дома, потому что система государственной заботы оказывает на них определенное влияние, зачастую не самое положительное».
По данным Минпросвещения, до начала пандемии, в 2019-м, иностранцами было усыновлено 240 детей. Их них в Италию —165, в Аргентину — 23, в Испанию — 16, во Францию — 12, в Германию — 9. Теперь Италия, Испания, Франция и Германия — в списке «недружественных». Если закон будет принят, проблема устройства детей-сирот почти полностью станет локальной.
Импортозамещение в усыновлении
За последние восемь лет количество детей, находящихся в российских детских домах, сократилось в три раза. Во многом этому способствовала общественная реакция на подписание «закона Димы Яковлева», объясняет директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова: «Был ощутимый отклик от общества, и это заставило государство уделить особое внимание проблеме».
В начале 2013 года, по данным Минобрнауки, в региональном банке детей, которых можно взять под опеку или усыновить, находились 121 268 детей. А в начале 2021 года — 41 405 детей. Причина: государство увеличило выплаты россиянам, оформляющим опеку. Вторым фактором стало снижение числа детей, попадающих в поле зрения органов опеки.
«Большому количеству детей, которые сейчас находятся в детских домах, не нужно устройство в новую иностранную семью, им нужно устройство в свою собственную, к родным», — считает президент фонда «Волонтеры в помощь детям» Елена Альшанская. Но зачастую родственники изъятых из семьи детей либо не знают своих прав, либо не имеют ресурсов и не получают никакой помощи, говорит эксперт: «С родителями, скорее всего, работали путем требований. И если родственники оказались не очень пробивные, то органы опеки вызвали, например, бабушку и сказали, что «мы все равно детей не отдадим, потому что вы старенькая», — и бабушка написала отказ, а внуки отправились детский дом. Никакой проактивной адресной помощи, поддержки, сопровождения для кровной опеки у нас нет. И это нужно менять».
Еще одна проблема — это возврат детей, взятых под опеку, в детские дома, говорит приемная мать Светлана Строганова: «Порядка 10% детей возвращают. Потому что нет нормальной системы поддержки. То есть здесь вопрос не в том, чтобы побудить человека взять ребенка, а в том, чтобы ребенок адаптировался и не вернулся повторно в детский дом, и вот тут система не работает».
Социальная реклама и стимулирование выплатами принесли результаты, это подтверждает статистика, но в данный момент эти меры достигли своего потолка. И хотя на здоровых отказников-младенцев стоят очереди, в России около 40 000 детей, которых не забирают из детских домов. Большая часть из них — либо дети подросткового возраста, либо кровные братья и сестры (их по закону нельзя разлучать), либо дети с инвалидностью. Чиновникам теперь предстоит решить, как устроить их внутри страны, говорят эксперты.
Кто усыновит детей-инвалидов
«Выпады оппонентов о том, что иностранные граждане спасают наших детей-сирот и преимущественно усыновляют детей-инвалидов, не подтверждаются статистикой», — говорится в приложении к законопроекту. «В 2021 году иностранными гражданами было усыновлено 69 детей-сирот (из них детей-инвалидов — 7), в 2020 году — 38 детей-сирот (из них детей-инвалидов — 3), в 2017 году — 380 детей-сирот (из них детей-инвалидов — 38). А в 2010 году (до принятия «закона Димы Яковлева». — Forbes Woman) иностранные граждане усыновили 3355 детей-сирот (из них детей-инвалидов — 148)».
Конечно, детей с инвалидностью усыновляют не только иностранцы, говорит приемная мать Светлана Строганова: «Это такой миф, что вот иностранцы берут инвалидов, а мы сами нет. Да мы сами точно так же берем тяжелых детей со множественными отклонениями в развитии. Я сама взяла пятилетнюю девочку, не ходящую, не говорящую, и у меня много таких знакомых, которые берут детей с серьезными нарушениями и реабилитируют».
Однако статистика, к которой апеллируют депутаты, доказывает, что за рубеж все-таки уезжали десятки детей-инвалидов, обращает внимание директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова. «Я была свидетелем реальной истории, когда от ребенка три раза отказались российские усыновители, и только после этого органы опеки воспользовались правом на международное усыновление. В итоге мальчик уехал в Италию. У ребенка был порок сердца и еще масса сопутствующих заболеваний. В Италии его прооперировали, усыновители присылали фотографии и видео: он играет в футбол, прекрасно танцует. Абсолютно счастливый, красивый, замечательный мальчишка», — приводит пример Леонова.
По мнению Строгановой, нужно увеличивать финансовую поддержку приемных семей, особенно если речь идет о регионах: «Я получаю выплату 31 000 рублей на девочку-инвалида. У нее еще есть пенсия 15 000 рублей (которая копится на ее счете). Мое вознаграждение как приемного родителя, составляет примерно 23 000 рублей. В общей сложности я получаю около 70 000 рублей ежемесячно. Но это столица, а в регионах — беда. Например, в Удмуртии выплата на здорового ребенка 6800 рублей в месяц, вознаграждение приемным родителям (если это возмездная форма опеки) — 1800 рублей. А если ты берешь ребенка-инвалида, то 3600 рублей. Вот, возьми, родитель, и ни в чем себе не отказывай, реабилитируй ребенка».
Прежде всего необходимо организационное переустройство: денег в системе достаточно, но тратить их нужно не на содержание детей в детском доме, а на помощь семьям, родственным и неродственным опекунам, говорит Альшанская: «Единственное, на что, наверное, нужны деньги сверх этого, — это на систему дошкольного и школьного воспитания для всех детей с тяжелыми нарушениями здоровья, прежде всего интеллектуальными и психическими. Потому что если это не столичный регион, то, скорее всего, ни детский сад, ни школа ребенка с такими нарушениями не возьмут. Что мама, например, одинокая, должна сделать, чтобы выйти на работу и как-то жить, кроме как отдать ребенка в интернат? Но, возможно, за счет переориентации финансирования можно решить эту проблему».
Закон о запрете на иностранное усыновление для «недружественных стран» коснется нескольких десятков детей, в том числе сирот с инвалидностью. И если смотреть на проблему в общем, то цифра небольшая, а если в частности — она имеет значение. Если закон будет принят, то Россия должна будет самостоятельно (без иностранной помощи) решить проблему сиротства, а для этого нужно создавать новые формы работы с опекунами и усыновителями, так как прежние, такие как стимулирование выплатами и социальная реклама, себя исчерпали, отмечают эксперты.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.