Ее лучшая версия: неоправданные ожидания общества от женщин в трагикомедии «Клон»
«Клон» — фильм-участник минувшего фестиваля независимого американского кино «Сандэнс», а также третья полнометражная работа перспективного режиссера Райли Стернса, автора пародийной комедии «Искусство самообороны» с Джесси Айзенбергом. И если в «Искусстве самообороны» Стернс исследовал современную мужественность и иронизировал над гипермаскулинностью, то в «Клоне» предметом его изучения стала женщина.
Действие фильма разворачивается в недалеком будущем, когда клонирование стало довольно распространенной, но сравнительно дорогостоящей медицинской практикой. Главная героиня — апатичная молодая женщина по имени Сара (Карен Гиллан) — живет максимально скучной жизнью, тратя большую часть времени на бесцельный просмотр телевизора и рутинные походы в спортивный зал. Внезапно оказывается, что Сара больна какой-то загадочной смертельной болезнью и с вероятностью в 99,9% умрет в самое ближайшее время. Тогда главная героиня решается на клонирование в надежде, что если после нее останется клон, то сердобольная мать и вечно отсутствующий бойфренд не сильно расстроятся из-за ее преждевременного ухода. Однако что-то идет не так: Сара чудодейственным образом исцеляется, а девушка-клон, занявшая ее место, не очень хочет отдавать его обратно. В итоге конфликт разрешает суд: главная героиня и двойник должны схватиться в смертельном поединке за право зваться Сарой и продолжить жить ее жизнью.
Причудливый и глубоко постироничный мир будущего, созданный Райли Стернсом, бесконечно далек и одновременно ужасно похож на нашу собственную реальность. Добившись впечатляющего научного прогресса, люди, кажется, вовсе утратили страсть к жизни: мысли и действия главной героини пугающе рациональны, и, даже оказавшись на пороге собственной смерти, она не теряет маску холодного безразличия. И только появление так называемой идеальной версии самой себя заставляет Сару что-то почувствовать, — но чувство это все больше похоже на отчаяние.
При создании Сары-2 дизайнеры допустили случайную ошибку — «неброские» карие глаза главной героини сменились на «интересные» зеленые, которые еще и к цвету волос прекрасно подходят. Что еще хуже: клон оказывается стройнее, умнее и мудрее своего прототипа: она быстро находит общий язык с матерью, возвращает страсть в, казалось бы, совсем угасшие отношение с бойфрендом и в целом, как ни крути, оказывается куда лучше «оригинальной» Сары. В какой-то момент главная героиня оказывается на обочине собственной жизни, вытесненная близкими, которые предпочли двойника ей.
В этой на первый взгляд абсурдной истории проглядывается очевидная сатира на современное общество, которое продолжает ставить перед женщинами завышенные, а иногда и совершенно недостижимые стандарты. Сара-2, не знакомая с правилами человеческого мира, делает все возможное, чтобы «соответствовать», пока оригинальная Сара, откровенно замученная этими правилами, прозябает в депрессии и алкогольном сне.
Показательно, как быстро и безропотно близкие принимают клона, почти сразу забывая о настоящей Саре: матери приятно, что «комфортная» дочь всегда может ответить на ее телефонный звонок, а бойфренд искренне рад, что наконец-то получил «ресурсную» женщину, способную дарить ему ласку и внимание. Они не задумывается о том, что повзрослевшему ребенку нужны личные границы, а партнерша просто физически не способна бесперебойно аккумулировать любовь.
Общество очень любит задавать стандарты и мало что может предложить тем, кто не хочет им соответствовать. Рано или поздно даже идеальный двойник ломается: ради того, чтобы отвоевать свое место в столь желанном мире будущего, Сара-2 метафорично уничтожает свой «бракованный» оригинал, но ни на секунду не становится счастливее. Финальная сцена истошного крика и беспросветного отчаяния — самое очевидное тому доказательство.