К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Детям необходимо жить в семье»: как устроен процесс усыновления в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В Международный день защиты детей рассказываем об актуальной ситуации с сиротством в России, а также о том, как родителям подготовиться к появлению нового члена семьи и — что еще более важно — подготовить к нему самого ребенка

Сколько в России сирот 

Дети, нуждающиеся в семейном устройстве, учитываются и попадают в статистику на региональном и федеральном уровнях. В России этим занимается Министерство просвещения — и с подсчетом, говорят специалисты, трудностей не возникает. «По данным министерства, в 2021 году был выявлен и учтен 46 831 ребенок. В это число входят и те дети, кто остался на территории России без попечения взрослых  (это так называемые «социальные» сироты), и те — их почти 14 000 — кто относится именно к сиротам, то есть детям, у которых умерли один или оба родителя», — говорит Ирина Зинченко, руководитель направления программ альтернативной опеки благотворительной организации «Детские деревни SOS». «Не все эти дети попадают в детские дома. Кто-то сразу оказывается под опекой родственников, кто-то незамедлительно размещается в приемные семьи, избежав опыта пребывания в сиротском учреждении. Но есть дети, судьба которых складывается гораздо сложнее — больница, дом ребенка, детский дом», — отмечает она. 

По словам Зинченко, к концу мая этого года в России насчитывалось 39 126 детей, которые ждут, когда их заберут в приемные семьи. Для сравнения, в январе 2022 года их было 41 505. «Есть люди, которые предполагают, что некоторые дети и не хотят в семью, им хорошо, комфортно в детском доме. А некоторым там, возможно, и лучше — там же специальный уход за детьми с инвалидностью. На самом деле, всем детям просто необходимо жить в семье, независимо от возраста, пола, состояния здоровья», — уверена Ирина. 

Усыновление и опекунство

В контексте взятия ребенка из детского дома в приемную семью, подчеркивает Зинченко, важно различать два термина — непосредственно «усыновление» и «опекунство». Усыновление (или удочерение) — это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно федеральному закону. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. По просьбе усыновителя ребенку могут быть присвоены новые фамилия, имя, отчество. Для обеспечения тайны усыновления в документах могут быть изменены дата и место рождения ребенка (сдвигать дату можно не более чем на три месяца). Все лица — судьи, которые выносили решение об усыновлении ребенка, представители власти, ответственные за государственную регистрацию усыновления, а также те, кто как-то иначе осведомлен об этом факте, — обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

 

У усыновления есть свои преимущества и свои особенности. «С одной стороны, дети и родители после усыновления обретают все права и обязанности кровных родственников. С другой же, ребенок обычно лишается возможности знать свою историю, свои корни, получать поддержку государства как ребенок, оставшийся без попечения родителей.  Что касается цифр, то в 2021 году было усыновлено или удочерено 847 детей, — говорит Зинченко. Однако не все дети могут быть усыновлены: например, нельзя усыновить ребенка, родители которого отбывают наказание в местах лишения свободы и не лишены родительских прав. 

Совсем иная форма — опека, или попечительство, при которой назначенные органом опеки и попечительства люди становятся законными представителями детей. Опекуном может быть как директор детского дома, так и человек, выполняющий функции родителя, если речь идет о семейной форме устройства. Такое семейное устройство не требует судебных решений, однако и отстранить от опеки тоже можно без решения суда.  

 

Ирина Зинченко  отмечает, что сравнивать системы устройства детей в семью в разных странах не очень правильно, так как контексты слишком сильно различаются. «Например, согласно американским законам, биологические родители имеют огромные права на ребенка, который проживает в фостерной семье — так называют некоторый аналог приемной семьи в России. У них есть возможность через некоторое время вернуть себе ребенка через суд. Из-за этого таких детей передать на усыновление далеко не так просто, особенно, если родители ребенка родительских прав не лишены, а сам ребенок передан в фостерную семью на время, скажем, в случае, если родители в тюрьме. По американской статистике, только 20% детей, живущих в фостерных семьях, могут быть теоретически усыновлены», — говорит Ирина. 

Предрассудки и предубеждения

«Мифов о детях, которые нуждаются в приемных семьях, достаточно много. Они касаются и самих ребят, и, что особенно часто, ожиданий приемных родителей или усыновителей: якобы у всех детей в детдомах «плохая генетика», ничего хорошего от них ожидать нельзя, с ними будет масса проблем, все дети из детских домов в семье станут здоровыми, «я сделаю из него человека», дети начнут любить родителей за то, что они их забрали из этого ада и многое другое», — рассказывает Зинченко. По ее словам, бытует страх, что дети-сироты могут быть склонны к алкоголизму на генетическом уровне. Однако зарубежные крупные исследования показывают, что, хотя генетическая предрасположенность к злоупотреблению спиртным действительно существует, сам риск развития зависимости во многом связан с социальными факторами и может быть купирован поддерживающим отношением и принимающей обстановкой в семье. 

Другое заблуждение — что у оставшихся без родителей детей обязательно есть проблемы с ментальным здоровьем. Но психологические трудности могут возникать и у детей, растущих с кровными родителями, и сироты — не отдельная группа риска: некоторые диагнозы могут ошибочно ставить некомпетентные врачи, а последствия травмирующих событий, например насилия или потери близких, можно преодолеть при должной заботе и внимании приемных родителей и при необходимости — помощи профессиональных психологов. 

 

Усыновление по шагам

«Для того чтобы усыновить ребенка, будущие родители в первую очередь должны пройти подготовку в Школе приемных родителей и получить положительное заключение от психологов ШПР и органов опеки относительно своей кандидатуры. Стоит помнить, что характеристика психологов является рекомендуемым документом, но не обязательным, в отличии от заключения органов опеки», — рассказывает Зинченко, добавляя, что на прохождение курсов в Школе приемных родителей обычно уходит от двух до пяти месяцев, не считая сбора необходимых бумаг. 

Перед тем как усыновить ребенка в семью, нужно подготовить пакет документов. С этим обязательным пакетом потенциальные усыновители встают на учет у регионального оператора базы данных о детях, подлежащих устройству в семью, или в органах опеки и попечительства по месту жительства. «А вот дальше начинается самый ответственный момент — поиск ребенка. Все относятся к нему по-разному. Кто-то соглашается на любого ребенка, которого выявили и предлагают; кто-то годами ищет «своего» малыша. И здесь сроки у каждого свои. Когда родители уже точно знают, какого ребенка они хотят усыновить, они подают заявление в суд. Кроме родителей, в суде всегда заслушивают специалистов органов опеки и прокурора. Мнение ребенка старше 10 лет тоже обязательно для решения суда. Хотя, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка.  Остальные участники процесса определяются в каждом конкретном случае», — рассказывает Зинченко. По ее оценкам, юридические сложности в усыновлении детей возникают редко — главное, чтобы все документы для суда были подготовлены будущими родителями. 

Альтернативный выбор

«Подбора от самого ребенка не существует: во всей России он идет только от семьи, от ее желания, какого ребенка она хочет принять», — говорит психолог и тренер образовательного центра «Солнечный Город» Екатерина Скворцова. По ее словам, такая практика может приводить к ситуациям, в которых приемная семья оказывается не готова к потребностям ребенка или его особенностям, вынуждена перевозить его в другой регион или не соглашается на общение ребенка с кровными родственниками, которое для него важно. «Детей выбирают либо по федеральной базе, либо по советам специалистов в опеке — грубо говоря, семье предлагают список, из которого ребенка выбирают, исходя из возраста и его статуса», — объясняет Екатерина.

Чтобы исправить эту ситуацию и сделать поиск ребенка и приемных родителей «взаимным», «Солнечный город» совместно с фондом «Измени одну жизнь» запустил в 2021 году благотворительный проект «Все свои». Идея проекта — альтернативный подбор, который основан на индивидуальном подходе и к приемным родителям, и к их будущим детям. «На нашем сервисе подбора есть все его участники — и сами дети, и потенциальные родители, и специалисты детских учреждений, которые участвуют в их коммуникации и занимаются диагностикой кандидатов. Как правило, это сотрудники органов опеки и Школы приемных родителей», — поясняет Скворцова. 

«Принимающие родители заходят на сервис и проходят диагностику. Она занимает четыре этапа, на каждом — отдельная анкета и три отдельные диагностики. Это не объемно — за 30–40 минут можно пройти каждый этап. Первые два проходятся за время обучения в Школе приемных родителей, третий — прикрепление свидетельств о завершении обучения, четвертый — встреча со специалистами. Проект полуавтоматизированный, окончательное решение выносят специалисты, исходя из рейтинга совместимости родителя и ребенка», — рассказывает Екатерина. Процесс подбора также включает в себя интервью — живую встречу родителей и ребенка.

 

«Мы «зашили» ряд критериев, которые указывают на совместимость ребенка и семьи, чтобы видеть, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться и развиваться у новых родителей. Критерии в основном социальные и психологические. Например, регион проживания: условно, делаем так, чтобы ребенка, который проживает в Новосибирске и которому может навредить переезд, нашли родители из того же Новосибирска», — делится Скворцова.

Сейчас проект «Все свои» работает в пяти регионах — Новосибирская область, республики Чувашия и Башкортостан, Красноярский край и Томская область — и планирует запуститься еще в четырех. По словам Скворцовой, организаторы планируют проводить дополнительные долгосрочные исследования, чтобы проверить, насколько успешно проходит адаптация детей. 

Как подготовиться к жизни с приемным ребенком

С точки зрения семейного бюджета появление в семье приемного ребенка по затратам практически не отличается от рождения и воспитания собственного. «Здесь все, как с обычными детьми. Нужна кровать, одежда, игрушки, нужно быть готовым к тому, что у ребенка могут быть проблемы со здоровьем и потребуется дополнительное обследование и лечение, помощь различных специалистов — психологов и педагогов. Иногда это нужно скорее родителям, чем детям. Но это так же, как и в семьях, где ребенок появился обычным путем. Родители всегда готовы дать детям то, что им сейчас нужно, столько, сколько нужно, порой отказывая себе ради детей. Главное, к чему должны быть готовы усыновители или приемные родители, — это подарить ребенку много сил, терпения, времени и любви», — рассказывает Зинченко.

«Ключевой момент — подготовка ребенка к проживанию в новом доме с приемными родителями», — говорит Екатерина Скворцова. «Здесь важно обратить внимание на этапы знакомства и перехода ребенка из детского дома в новую семью. Нужно объяснить ему, с кем он будет жить, где. Все это нужно делать постепенно и последовательно», — объясняет она. Скворцова также советует при встречах с ребенком в детском доме подробнее рассказывать о себе: «Можно показывать фотографии, даже снять видео о его будущих семье и доме, домашних питомцах и близких. Это по максимуму подготовит его к новому месту и людям, где и с кем он будет жить. Самим родителям стоит постараться узнать и о личности ребенка, его интересах и возможном травматическом опыте в прошлом», — рекомендует она.

 

«Прием ребенка в семью и его адаптация — это сложный и кризисный момент для семейной системы. Родители должны обладать определенными компетенциями: знать об особенностях ребенка, оставшегося без попечения близких, знать практики, которые помогут ему адаптироваться и обрести чувство безопасности», — поясняет Екатерина. Кроме того, родителям важно понимать, что у ребенка могут быть кровные родственники — бабушки, дедушки и даже биологические родители: необходимо иметь ресурсы для того, чтобы ответить на вопросы ребенка о них и, возможно, дать контакты этих людей, чтобы они могли общаться друг с другом. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+