Собеседование в Долину: как россиянки строят карьеры в международных IT-компаниях
Анна Наумова: прошла сотню собеседований в американские компании
Продакт-менеджер в крупной технологической компании со штаб-квартирой в Кремниевой долине
— В 2016 году мой тогдашний муж выиграл Green Card в США, и мы решили переехать. Я уволилась из «Одноклассников», где проработала 10 лет с самого основания компании — сначала в маркетинге, потом менеджером по продукту сервиса «Подарки». Мы взяли с собой $15 000, прилетели в Нью-Йорк и начали искать работу.
Все, что я знала в России, оказалось совершенно нерелевантно в США. Требования к английскому и навыкам коммуникации были намного выше. Адаптироваться было тяжело: в России я была звездой, работала в известной компании, а в США стала никем. Меня никто не знал, язык давался тяжело. Порой мне не хотелось даже улыбаться.
Тем не менее, хотя все говорили, что поиск работы займет полгода, я нашла ее за два месяца. Моим первым работодателем стал сервис такси Fasten, которую сделали ребята из Comedy — я была с ними знакома по совместному проекту для «Одноклассников». Два года Fasten были достаточно успешными, но потом не выдержали конкуренции с Uber; я успела проработать на них год. Вторым местом работы стал стартап, с которым я познакомилась в акселераторе Starta, куда пришла, когда только-только приехала в Нью-Йорк (понимая, что нетворкинг — самое главное в США, надо знакомиться и быть активной). Тогда ребята попросили меня запитчить их проект на выставке The Next Web (это такая технологическая конференция) — так я заработала свои первые $200 в США. А через год предложили мне поработать на их стартап мастером на все руки — им нужен был и HR, и маркетинг, и sales, и product. Мы делали ICO, подняли около $25 млн, но проект не сложился, и через два года компания перестала существовать.
Я в этот момент была в отпуске в России. Перед увольнением еще и развелась с мужем, оставшись с маленьким ребенком на руках. Поняла, что вернусь в Калифорнию — в одно из самых дорогих для проживания мест — безработной матерью-одиночкой. Денег у меня было на три-четыре месяца. От русскоязычных стартапов осталась травма. Я поставила себе дедлайн — за три месяца найти работу в стабильной американской компании.
Я прошла сотню собеседований. Это действительно сложно, не так, как в России, где ты отвечаешь на вопросы, рассказываешь про опыт, делаешь тестовое задание — и все. В США интервью проходит в среднем в шесть этапов. Ответы на вопросы должны быть выстроены как четко структурированный питч. Для этого есть готовые фреймворки, которые стоит выучить. Например, STAR (Situation, Task, Action, Result — Ситуация, Задача, Действие, Результат) — это фреймворк для ответа на поведенческие вопросы (behavioral questions), то есть вопросы о том, как вы действовали в той или иной ситуации. Это самый популярный тип вопросов, их задают хоть раз почти в каждой компании. CIRCLE — фреймворк для ответов на вопросы по продуктовому дизайну, это обязательные вопросы в Google и Meta (признана в России экстремистской. — Forbes Woman), без знания этого фреймворка вас туда никогда не возьмут.
Я постоянно получала отказы — и на рекрутерских интервью, и на менеджерских. Были моменты, когда я просто плакала, не зная, что делать, — у меня заканчивались деньги, а я не могла найти работу. Чтобы оттачивать навык прохождения собеседований, я ходила на тренировочные, или mock-интервью, — их может провести коуч, карьерный консультант или более опытный друг, а кроме того, существуют платформы для практики, например Stellar Peers. Параллельно проходила по три-четыре реальных собеседования ежедневно.
В итоге я попала на работу в компанию, которая занималась производством мобильных раций Zella, где проработала три года. А в конце прошлого года решила, что мне пора двигаться дальше. Я подала резюме в пять топовых компаний: Facebook, Google, WhatsApp, Vimeo, Apple. В этот раз довольно быстро получила оффер и теперь работаю в крупной технологической компании (назвать ее пока не могу). Думаю, это случилось благодаря тем ста собеседованиям, которые я прошла три года назад.
При этом за свои пять лет в США я ни разу не слышала, чтобы на собеседовании женщину спросили, замужем ли она и не собирается ли рожать. Декретный отпуск длится три месяца, поэтому нормально нанять сотрудницу на восьмом месяце беременности, понимая, что искать кого-то еще будешь дольше, чем она выйдет на работу.
Ирина Захарова: использовала в качестве «трамплина» российские компании с международными проектами
Директор по продукту в технологической компании Swapcard
— Я окончила Ульяновский государственный технический университет по специальности «прикладная информатика в экономике» и сразу начала работать в IT — инженером, затем бизнес-аналитиком. В 2014 году, работая в самарской компании Haulmont, я стала менеджером проекта по разработке софта для одной британской корпорации. Руководила всей разработкой, организовывала процессы так, чтобы весь девелопмент был вовремя, вела спецификации, полностью сопровождала заказчика. Было много командировок, я жила на две страны и в какой-то момент решила переехать в Лондон. Я хотела, чтобы меня взял на работу мой клиент. Тогдашний работодатель отнесся к идее благосклонно — понимал, что это поможет укрепить связи между компаниями. Но не сложилось: из российской компании я уволилась, а в британскую не попала. Я уехала в Москву, устроилась в международный проект с российским основателем, но проработала там всего полгода: мне не понравился город, и в работе все было не так, как я привыкла.
Работу за рубежом я искала больше трех лет. Кто-то мне посоветовал angel.co — это платформа, где стартапы ищут сотрудников и партнеров. Там много американских стартапов, попадаются и европейские. Можно фильтровать и выбирать те компании, которые предоставляют спонсорство в визе. Но в Великобритании, чтобы нанять приезжего, компания должна получить специальную лицензию. А кроме того, в течение 21 дня после публикации вакансии работодатель может рассматривать кандидатов только из числа резидентов страны.
Я нашла британского работодателя, на которого сначала работала как контрактор — это промежуточный статус между штатным сотрудником и фрилансером. Стала менеджером по развитию продукта в робототехнической индустрии. Но атмосфера в компании была достаточно токсичной, так что я решила уволиться, несмотря на то, что как раз в тот момент мне пришли все документы для оформления рабочей визы. Я продолжила искать работу, меня интервьюировали компании «Большой четверки». Мое резюме многим нравилось, но останавливало то, что мне требовалось спонсорство визы.
Тогда я решила попробовать устроиться на работу в Париже. Работу — в технологической компании Swapcard — нашла быстро, буквально с третьего раза. Процесс прохождения собеседования зависит от конкретного работодателя, но во всех хороших компаниях он, несмотря на стресс, достаточно приятный. Сам процесс найма занял три дня. После собеседований я получила документы для подачи на визу.
Ребята в Европе все открытые, процесс работы намного интереснее. Здесь нужно быть толерантным, но у меня не было сложностей с этим. Не приветствуется быть угрюмым. Независимо от того, что происходит, ты должен быть работоспособным. При этом HR очень внимательны к сотрудникам, заботятся об их психологическом состоянии, проводят опросы, исследования. Даже небольшие компании стремятся к построению четких бизнес-процессов.
Международные стартапы во Франции говорят на английском. Но если идешь на корпоративное мероприятие, надо быть готовым, что никого не поймешь. Французский, конечно, нужен, я его учу, но это не срочная необходимость.
Евгения Миляева: нашла работу благодаря нетворкингу
Продакт-менеджер в приложении для поиска друзей для подростков Wink технологической компании 9count.co
— Я окончила МГИМО, работала четыре года ассистентом в Morgan Stanley в России, но потом выгорела и начала искать себя. Кем только не работала: преподавателем в англоязычном садике, фотографом и менеджером проектов в биотех-стартапе. В какой-то момент поняла, что мне надо определиться, кем я хочу быть. В тот момент у меня появился интерес к тому, чтобы научиться работать с данными. На Coursera я окончила курс Data Analytics от PWC, и мне открылся дивный мир Excel: оказалось, что там можно не только считать суммы в столбиках. По окончании курса научилась строить regression-анализы, сводные таблицы со сложными формулами — хотелось считать и анализировать все вокруг. Я решила, что мне нужна стажировка, подавала заявки в разные компании и, наконец, стала стажером отдела маркетинговой аналитики, а потом стала full-time-аналитиком.
Позже там же, на Coursera, прошла курс по Data Science. Когда я опубликовала свой сертификат об окончании курса в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. — Forbes Woman), сработал нетворкинг, и ко мне пришло предложение о работе в Dostavista, где я стала менеджером по продукту. Компания работает в разных странах: Бразилии, Индии, Малайзии, Корее. Я работала с командами по всему миру. Когда после пандемии границы стали открываться, полетела в Мексику, чтобы, продолжая работать в Dostavista, жить там.
На прошлый Новый год с компанией друзей я поехала на фестиваль в Никарагуа и в этой поездке познакомилась со стартапером из США. Когда он узнал, что я менеджер по продукту, поинтересовался, не хочу ли я попробовать пройти собеседование в его компании. Сейчас я работаю на него как контрактор, жить продолжаю в Мексике.
Меня удивило то, что мое трудоустройство прошло очень быстро. Я отправила резюме, через полчаса мне написал HR с предложением выбрать слот для интервью. Собеседование с линейным менеджером и со вторым кофаундером я прошла за один день. Через два дня мне уже прислали оффер. Такой скорости найма я еще нигде не видела. Как раз в то же время я проходила собеседования в «Сбермаркет» и в «Авито» в России, и там процесс сильно дольше. Конечно, все зависит от размера компании — я пришла работать в небольшой стартап, где всего четыре продукта.
Сыграло свою роль и то, что я хорошо подготовилась к интервью: попросила своего друга-предпринимателя поговорить со мной как на собеседовании. К тому же недавно я прошла курс по стратегии развития продукта, и это помогло мне задавать правильные вопросы на собеседовании. Мне кажется это я вела интервью, а не мой работодатель.
Ксения Пинкова: начала карьеру в международной компании с русскими корнями
Менеджер по маркетингу в компании Lightspeed
— На пятом курсе я начала работать в школе учительницей английского языка. Когда окончила университет, стала искать что-то другое. Компания Ecwid как раз искала smm-специалиста, чтобы вести соцсети на английском, мне было любопытно, и я пришла на собеседование. Компания уже была глобальной, работала в 175 странах. Я стала расти как контент-специалист, много изучала маркетинг. Со временем сама стала управлять командой, работала с авторами, дизайнерами. Пришлось плотно работать с американскими коллегами, это принесло много опыта, каждую неделю проходили митинги с зарубежными бизнес-процессами. Сейчас я переезжаю в Канаду поближе к команде.
У меня большой опыт найма сотрудников в Ecwid, которая сейчас является частью международной компании с глобальным бизнесом, торгующейся на Нью-Йоркской и Торонтской биржах. Хочу отметить, что при поиске работы стоит обращать внимание на точную формулировку должности (job title). В России, по наблюдениям, более свободные формулировки должностей и необязательно идет привязка к определенному уровню зарплаты.
Если устраиваешься в западную компанию, нужно прокачивать свои навыки самопрезентации. В Америке этому учат активно со школы, но выходцы из стран СНГ иногда стесняются рассказывать о своих достижениях, у нас чаще говорят о достижениях коллективных. Мне и самой бывало трудно написать о себе хвалебный текст.
Международные компании — это больше публичной ответственности. Поэтому особое внимание уделяется безопасности. Сотрудники проходят background check, причем это независимая экспертиза, которую проводит компания на аутсорсинге, — влияние нанимающего менеджера исключено. Если у вас чистая история — не о чем беспокоиться. Но если вы в прошлом любили ходить по тонкому льду, устроиться в международную компанию будет сложно.
Резюме, собеседования и карьерный трек
Анна Знаменская, карьерный стратег и директор по маркетингу разработчика мобильных игр King (принадлежит Activision Blizzard), перечисляет основные карьерные треки по выходу с локального рынка труда на международный. Первый — работа в российском представительстве зарубежной компании с перспективой релокации. «Даже небольшая роль в международной компании — лучше, чем аналогичная в локальной, потому что российские компании в мире не известны, — объясняет Анна. — Именно поэтому я в свое время пришла в Viber, чтобы получить международную роль. А компании был интересен мой опыт, потому что они хотели развиваться в России и СНГ — здесь у них была большая доля аудитории. К сожалению, сейчас таких компаний, вероятно, будет меньше. Но можно обратить внимание на компании из Индии, Китая — те же ByteDance (владеет TikTok), Alibaba Group».
Второй — работа в российской компании, у которой есть клиенты за рубежом. С этим согласна Ирина Захарова, которая подчеркивает: важен именно опыт работы в международных проектах, даже если ты работал в России.
Третий — работа в международной компании с русскоязычными основателями. Ирина Захарова считает, что в них есть риск оказаться в токсичной атмосфере — именно из такого стартапа она уволилась в Лондоне: «Но я не жалею об этом опыте — это неплохой вариант для первой работы». Анна Знаменская отмечает, что в таких компаниях может быть проще пройти собеседования с топ-менеджерами, которые не испытывают предубеждений по отношению к русскоязычным кандидатам и ценят качество российских специалистов.
Четвертый — если вы обладаете каким-то уникальным знанием, узкой специализацией, которая востребована на рынке. Ирина Захарова отмечает, что в IT постоянно появляются новые профессиональные роли и функции. Важно отслеживать новации, поскольку до России они доходят с некоторым опозданием. Анна Знаменская подтверждает: у программиста или системного администратора с релевантным опытом и знанием английского на уровне понимания поставленных задач действительно высок шанс трудоустроиться за рубежом. Но IT — это не только те, кто пишет код или занимается серверами, подчеркивает она: «Это могут быть специальности, связанные с продуктом, digital-маркетингом, тестированием, саппортом, веб-дизайном». Говоря о востребованных функциях в целом, не только в IT, Знаменская называет позиции, связанные с операционной деятельностью, продажами, логистикой, цепочками поставок, закупками. «Да, конкуренция будет выше, найти работу будет сложнее, но не невозможно. Сложно будет юристам, если они занимаются именно российским правом, и бухгалтерам».
Ирина Захарова советует сразу смотреть, может ли потенциальный работодатель помочь сотруднику-иностранцу с получением рабочей визы: «Во Франции с этим проще, страна очень поддерживает IT-сектор, многие технологические компании уже стоят в правительственном списке компаний, которые могут спонсировать визу». Анна Знаменская не согласна: «Если мы говорим про Европу, то там есть такое понятие, как голубая карта (удостоверение личности, подтверждающее наличие временного вида на жительство и права на трудоустройство на территории ряда стран ЕС. — Forbes Woman), и если у вас есть оффер от компании, вы можете получить ее самостоятельно. Я бы не заостряла внимание на этом вопросе, а сделала бы так, чтобы компании понравился мой профиль. Если в вакансии не написано, что она только для резидентов, я бы советовала подавать резюме, писать сопроводительное письмо и общаться с рекрутером». А Анна Наумова считает важным искать компанию с подходящей корпоративной культурой.
На знакомство с резюме у рекрутера будет буквально 10 секунд, поэтому важно правильное оформление. В резюме обязательно должна быть «шапка» с фамилией, именем и названием должности, на которую оно подается, рассказывает Анна Знаменская. Дальше должен идти раздел «О себе» — три-четыре абзаца, которые помогут рекрутеру быстро понять основные навыки и уровень кандидата, и контакты. В списке мест работы и должностей обязательно должны быть перечислены достижения в цифрах. «Оцифровать можно очень многое, — говорит Знаменская, — не только продажи и прибыль, но и экономию ресурсов, улучшение процессов. Разы, проценты, случаи, время». «Мое резюме занимает две полных страницы, в самом начале краткое описание моих основных преимуществ и саммари-опыта. Затем обязанности и достижения: несколько пунктов о том, что именно вы сделали, — рассказывает Ирина Захарова. — Чтобы не было ошибок, я отдавала резюме на вычитку носителям языка». Анна Знаменская отмечает, что некоторые крупные компании типа Google любят, когда в резюме кандидаты указывают необычные достижения вроде «пробежал три марафона» или «покорил Эверест». «Но никакой личной информации о том, что у вас есть дети, собака, права категории B», — говорит она.
Не менее, чем резюме, важен хорошо заполненный профиль в LinkedIn: в нем нужно поставить статус «Open for new opportunities» и поменять локацию на ту страну, где вы ищете работу, чтобы вас видели рекрутеры (можно выбрать любой город), советует Анна Наумова. А дальше смотреть вакансии и откликаться на них. Анна Знаменская называет LinkedIn ключевой площадкой для поиска работы, но рекомендует также смотреть на локальные сайты, каналы с вакансиями в Telegram и другие источники.
Евгения Миляева советует заглянуть в Twitter, чтобы понимать, чем дышат люди в компании, о чем они говорят. Кроме того, не стоит недооценивать силу офлайна, считает она: «Нужно встречаться, говорить, завязывать знакомства, поддерживать смолтоки, развивать социальные навыки, спрашивать, кто чем занимается, вовлекаться, помогать. Именно так я нашла свою нынешнюю работу».
Чтобы найти работу в зарубежной компании, важно активно проявлять себя — например, не ждать сообщений от рекрутеров в LinkedIn, а писать им и рассказывать о своем опыте. «Нужно строить личный бренд, чтобы повышать свою публичность и поддерживать интерес к себе», — считает Евгения Миляева.
Она отмечает, что в международной компании важно свободное владение английским языком и языковой барьер может ощутить даже тот, кто говорит на нем с детства. Анна Наумова подчеркивает, что не так страшны ошибки в грамматике и акцент, как «блок» на разговор. «Чтобы привыкнуть к разным акцентам, я советую слушать на YouTube интервью на английском с людьми из разных стран».
«В отборе специалистов принимают участие больше руководителей разного уровня. Вы можете пройти собеседование отдельно с рекрутером, потом с вашим непосредственным руководителем, а потом еще и с руководителем вашего руководителя — это нормально, не стоит паниковать», — рассказывает Ксения Пинкова. Анна Знаменская вспоминает, что на текущую позицию прошла девять собеседований, столько же — на должность Country Manager в Apple, причем одно из интервью было групповым. Такое количество собеседований она объясняет тем, что кандидатов в международных компаниях тестируют не только на профпригодность, но и на соответствие корпоративной культуре. «Вам может показаться, что на очередном собеседовании с вами разговаривают какие-то вообще посторонние люди, не имеющие отношения к вашей деятельности. Это для того, чтобы все, кто будет с вами так или иначе взаимодействовать, тоже на вас посмотрели».
Анна Наумова при этом советует сразу приготовиться к отказам: «Это нормально, конкуренция очень высокая». «Нужно быть морально готовым к конкурсу в 100+ человек на место и к рассылке резюме сразу в десятки компаний. Отказы, скорее всего, будут. Много. Но это не обязательно значит, что с вами что-то радикально не так», — подтверждает Ксения Пинкова.