Почему женщины становятся бездомными и как они живут на улицах в России
Сколько бездомных женщин в России
Не существует единого определения бездомности и бездомного человека, но есть различные критерии, которые могут описать эти понятия. В 2005 году Европейская федерация национальных организаций, работающих с бездомными (FEANTSA), разработала Типологию бездомных (ETHOS). Она строится вокруг понятия «дом» и делит людей на четыре категории: на тех, кто «без крыши над головой» — живет на улице; тех, у кого есть временное жилье и возможность ночевать в приютах или шелтерах; тех, кто проживает в небезопасном месте, откуда его в любой момент могут выгнать или где ему угрожает насилие; и тех, кто живет в «ненадежном жилье», например в палатке или временном строении.
Официальной статистики бездомности в России нет. Согласно переписи населения за 2010 год (данные переписи за 2021 год еще не опубликованы), в России насчитывалось 34 000 домохозяйств бездомных, в которые входили 64 000 человек. В статистике под домохозяйством понимается группа людей, которые проживают в одном помещении и совместно обеспечивают себя всем необходимым для жизни. Однако не совсем ясно, как трактовать это в контексте бездомности. Директор московского филиала «Ночлежки» Дарья Байбакова рассказывает, что экспертные оценки относительно количества бездомных в России колеблются от 1 до 4 млн человек в стране. «Все, что мы в «Ночлежке» знаем о бездомности и бездомных людях, мы знаем на основе работы с нашими клиентами, которые обращаются за помощью в разные проекты в Москве и Петербурге. Каждый год это около 9000 человек», — говорит Байбакова.
Так как бездомность изучена плохо, то с цифрами по женской бездомности ситуация обстоит еще сложнее. Здесь можно опираться только на опыт работы некоммерческих организаций, которые им помогают. За 2021 год в «Ночлежке» среди обратившихся бездомных было 79% мужчин и 21% женщин. Похожие цифры приводит Сергей Иевков, директор санкт-петербургской НКО «Благотворительная больница», которая оказывает медико-социальную помощь бездомным, мигрантам и людям без гражданства. «За 2021 год к нам обратилось 927 бездомных, из них 207 человек — женщины, то есть 22%», — отмечает Иевков. Аспирантка НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Центра молодежных исследований Евгения Кузинер рассказывает, что данные о количестве бездомных женщин разрозненные и неполные. «Единственное, что кажется более-менее реальным, это пропорции бездомных, обращающихся в НКО и учитываемые государством. Среди обратившихся за помощью примерно 80% бездомных мужчин и 20% бездомных женщин», — отмечает социолог.
Почему женщины оказываются без дома
В России также нет официальной и полной информации о причинах женской бездомности. По данным «Ночлежки», за 2021 год самая частая причина бездомности в России — переезд в поисках работы. Люди отправляются в крупные города, пытаясь больше заработать, но не всегда могут найти работу. Иногда им не хватает денег снять нормальное жилье, часто у них крадут вещи или документы. При этом, по словам Байбаковой, в России на заработки чаще уезжают мужчины, чем женщины. А вот семейные проблемы, в том числе насилие, — основная причина именно женской бездомности. Клиентки «Ночлежки» называют ее в два раза чаще, чем любую другую.
«Алкогольная и наркотическая зависимость стоят на последних местах в списке причин бездомности. Вопреки распространенному стереотипу, люди чаще становятся зависимыми вследствие бездомности», — объясняет Байбакова. В 2020 году «Ночлежка» опросила более тысячи клиентов своей консультационной службы, и лишь 11% сказали, что их бездомность связана зависимостью. Байбакова отмечает, что бездомный человек, употребляя алкоголь, пытается согреться в холода, отвлечься от переживаний или заглушить физическую боль.
При этом у людей, которые не сталкивались с опытом бездомности, совсем иное представление о том, почему человек может оказаться на улице. Весной 2020 года «Ночлежка» совместно агентством O+K Research и компанией Tiburon Research провела онлайн-исследование об отношении к бездомным. Были опрошены 1003 респондента из Москвы и Санкт-Петербурга, и 76% из них считали, что основная причина бездомности — алкогольная или наркотическая зависимость.
«Бездомность стандартно вытесняет человека и оставляет вместо него только стереотип: грязный, опасный, больной, безвольный, ленивый, — тот, кто сам выбрал себе такую жизнь. Но эти стереотипы базируются на ложных представлениях, на страхах, на незнании, на попытках избежать идеи, что любой человек может оказаться на улице», — считает Байбакова. При этом существование и популярность подобных стереотипов, по мнению эксперта, значительно влияют на бездомных женщин. В частности, именно женщинам труднее принимать предложение о помощи, они прилагают больше усилий, чтобы скрыть свою бездомность, ощущают более сильную дискриминацию и стигматизацию в обществе. «У многих бездомных женщин есть дети, с которыми потеряна связь. У многих — чувство вины, что в качестве матерей и жен они не оправдали собственных надежд и ожиданий общества», — поясняет Байбакова.
Евгения Кузинер считает, что не стоит говорить отдельно о стереотипах по поводу бездомных женщин, потому что на них проецируются стереотипы о бездомных вообще. «Просто на женщин еще накладывается традиционное восприятие женщины как матери, жены, хранительницы домашнего очага, тут можно говорить даже не только про давление общественного мнения, но и про самостигматизацию», — поясняет исследовательница. Также она рассказывает, что даже бездомные мужчины могут негативно, критично высказываться о женщинах, оказавшихся в ситуации бездомности.
Как живут и чем занимаются бездомные женщины
В 2020 году Евгения Кузинер выпустила первое в России исследование о стратегиях выживания и практиках жизни женщин, оказавшихся в ситуации бездомности. Данные для своей работы исследовательница собирала с помощью биографических интервью с бездомными женщинами Санкт-Петербурга. Кузинер пишет, что существует несколько известных практик, к которым прибегают женщины, когда сталкиваются с бездомностью: секс-работа, использование социальных связей и ресурсов, использование общественных пространств, поиск мужчины, обращение за помощью.
В своем исследовании Кузинер ссылается на работу американской исследовательницы Дженнифер Уизели, которая отмечает, что бездомные женщины чаще, чем мужчины, вынуждены заботиться о своей безопасности, искать себе компаньонов, чтобы чувствовать себя защищенными. При общении с российскими информантками Кузинер также выделяет партнерство как одну из стратегий бездомности. Причем именно с мужчинами.
«Бездомные пары обычно называют себя мужем и женой, даже если не женаты официально. Показать для всех остальных свой романтический статус важно», — поясняет Кузинер. Также исследовательница уточняет, что среди бездомных семей очень ярко прослеживаются традиционные роли: женщины чаще накрывают на стол, готовят, убирают, мужчины чаще выступают в роли добытчиков и защитников. Однако бездомность — нестандартная ситуация, потому что люди находятся в режиме выживания, а значит, их функции могут меняться независимо от гендера.
Кузинер также рассказывает, что многие женщины, даже оказавшиеся в ситуации бездомности, стараются следить за своим внешним видом, быть чистыми, ухаживать за собой. «Опрятным проще сойти за небездомного и найти работу, а еще это помогает сохранить себя, — рассказывает исследовательница.
Кузинер говорит, что бездомные (и мужчины, и женщины) собирают металлолом, устраиваются на подработки, чаще неофициальные, занимаются попрошайничеством, нанимаются на работу с предоставляемым жильем. «Если мы говорим о женщинах, то чаще это работа сиделками, уборщицами, администраторами хостелов», — объясняет Евгения. При этом среди людей, занимающихся попрошайничеством, также больше женщин. Кузинер отмечает, что многие зарубежные исследователи бездомности называют среди источников дохода бездомных женщин секс-работу. Однако в собственном исследовании Кузинер ни одна из ее информанток о таком способе заработка не говорила.
Специфика помощи бездомным женщинам
В России существует множество организаций, которые помогают бездомным: «Ночлежка», «Благотворительная больница», «Мальтийская служба помощи», «Соборник», «Милосердие», «Каритас», «Даниловцы» и другие. Часть из этих организаций работает только с бездомными, часть также оказывает помощь и другим категориям людей в тяжелой жизненной ситуации.
При этом в стране, как рассказывает Дарья Байбакова, почти нет специальных служб именно для бездомных женщин. Существуют только отдельные сервисы. Меньше года назад в проекте «Ночлежки» «Неравнодуш» — месте, где любой человек может бесплатно помыться и привести в порядок одежду, — появились сначала женские часы, а затем отдельный женский день. «Нам важно было понять, действительно ли больше новых клиенток будет обращаться за помощью, если в помещении не будет мужчин», — говорит Байбакова. В итоге за время работы женских часов количество обратившихся женщин увеличилось почти в пять раз. «Но что еще важнее — стали приходить те клиентки, которые ранее не обращались за помощью», — объясняет Байбакова. Также в консультативной службе «Ночлежки» есть социальный работник — женщина и женские комнаты в приютах, но отдельного приюта для женщин пока нет.
Также бездомным женщинам может требоваться специфическая медицинская помощь, рассказывает директор «Благотворительной больницы» Сергей Иевков. У организации есть определенный набор сервисов для всех пациентов: консультации врача, осмотр, назначение и выдача лекарств при выявлении каких-то проблем, вакцинация от гриппа, подбор очков и выдача средств личной гигиены. Но у женщин есть несколько особых запросов: гинекологические проблемы, беременность и факт насилия.
«В мобильной клинике — медико-социальном кабинете на колесах — мы не можем провести полноценный гинекологический осмотр, но можем дать консультацию, определить признаки внешних изменений, например сифилитических. Часто гинекологические проблемы у бездомных женщин могут быть следствием ВИЧ, перешедшего в стадию СПИДа», — поясняет Иевков.
Беременность и угроза прерывания беременности у бездомных женщин не редкость. Чаще всего беременность заканчивается выкидышем, потому что улица — агрессивная среда. Иевков рассказывает, что она воздействует на все системы организма женщины, например на гормональную, из-за чего часто у бездомных пациенток отсутствует менструация. На улице легко получить переохлаждение, иммунитет бездомных ослаблен. Кроме того, химическая зависимость может способствовать тому, что беременность не вынашивается.
Когда женщина узнает, что она беременна (для этого она может взять у сотрудников «Благотворительной больницы» мочевой тест), врачи действуют по ее запросу. Если женщина хочет прервать беременность, ей рассказывают, где она может сделать аборт: в женской консультации или платно в частной клинике. Если она хочет сохранить беременность, ей также рассказывают, что нужно встать на учет в женскую консультацию, помогают с оформлением документов, дают витамины. «У нас была история, когда бездомная женщина смогла встать на учет в женскую консультацию и без документов. Есть ситуации, когда все работает на человеческих отношениях», — говорит Иевков. Большинство пациенток в практике «Благотворительной больницы» хотят сохранить беременность, но зачастую не предпринимают никаких действий для этого: не встают на учет, не пытаются выбраться с улицы, справиться с зависимостью. В итоге все заканчивается выкидышем.
«За мою четырехлетнюю практику в этой сфере есть только один кейс, когда бездомной женщине удалось выносить и родить ребенка», — рассказывает Иевков. Это удалось сделать совместными усилиями «Благотворительной больницы», Мальтийского приюта и инициативной группы клуба православной молодежи «Кинония», которая помогала бездомной женщине оплачивать анализы. Теперь эта женщина, ее партнер и их ребенок не живут на улице.
Еще одна проблема, которая влияет на здоровье бездомных женщин, — насилие. «Часто у них есть партнеры, с которыми они преодолевают трудности поиска еды, жилья, денег, алкоголя. В нашей практике мы видим, что женщины подвергаются насилию, которое можно было бы назвать домашним. Но это, конечно, оксюморон — дома нет, а насилие все равно происходит», — делится Иевков. Также он говорит, что женщина, у которой врач замечает следы насилия, скорее будет долго утверждать, что сама упала и ударилась. «Только ввиду доверительных отношений с женщиной-врачом бездомная может рассказать, что на самом деле ее по голове бутылкой ударил сожитель», — поясняет Иевков.
Менее видимая, но более острая проблема
По итогам своего исследования социолог Евгения Кузинер пришла к выводу, что способы справляться с бездомностью у женщин зависят от того, сколько времени они провели на улице. Кузинер выделяет три основные стратегии: обращение за помощью в благотворительные организации, обращение за помощью к родственникам и друзьям и нормализация жизни на улице. Последняя касается женщин, которые проживают на улице от полугода. Они постепенно адаптируются к ситуации, находят место для ночлега, партнера, новый способ заработать.
«Мне кажется, в новых социально-экономических условиях, в которых мы сейчас оказались, тема бездомности становится как никогда актуальной», — отмечает Кузинер.
В российской академической среде тема женской бездомности до недавнего времени либо не затрагивалась вообще, либо затрагивалась по касательной. Кузинер полагает, что это связано со статистикой — бездомных мужчин больше, они «виднее», но это не делает проблему женской бездомности менее важной. «Напротив, именно ее изучение поможет обратить внимание на другие проблемы в нашем обществе: на домашнее насилие, потому что многие бездомные женщины — жертвы абьюза; на работу института опеки и помощи одиноким матерям, потому что у многих бездомных женщин детей забрала опека. С бездомными женщинами меньше интервью, потому что далеко не все готовы общаться на чувствительные темы, «ворошить» свое прошлое и говорить о своих проблемах. Ведь быть бездомным стыдно, а быть бездомной женщиной еще стыднее», — резюмирует исследовательница.