К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Одинокая пьющая женщина»: сериал, который показывает проблему женского алкоголизма

Кадр из сериала «Одинокая пьющая женщина»
Кадр из сериала «Одинокая пьющая женщина»
В январе на американском телеканале Freeform вышел сериал «Одинокая пьющая женщина», рассказывающий историю Сэм, вынужденной учиться жить без алкоголя. Разбираемся вместе с психиатром, как женщины преодолевают зависимости и насколько корректно об этом можно рассказывать в кинематографе

Сэм — молодая американка, работающая писательницей и сочиняющая юмористические скетчи. Она неплохо зарабатывает, популярна среди подруг и парней и в целом у нее как будто нет особо поводов жаловаться на жизнь. Но есть серьезная проблема — она пьет, и пьет много: алкоголь является для нее катализатором творчества и фактически единственной внятной мотивацией жить. После того как в пьяном угаре она неосознанно наносит физическую травму своему начальнику, ее жизнь стремительно меняется: угроза тюрьмы, потеря работы и крушение тех нехитрых планов на жизнь, что были. Единственным способом избежать уголовного наказания оказывается запись на курсы реабилитации от алкогольной зависимости: под внимательным надзором кураторов, «выпускников» курсов, Сэм должна будет научиться жить без выпивки. Само собой, на пути к трезвости у нее будет немало трудностей и неловких ситуаций.

Для сценаристки Саймон Финч шоу «Одинокая пьющая женщина», вышедшее в январе на американском телеканале Freeform, стало первым самостоятельным проектом. Ранее она стала соавтором нескольких эпизодов ситкома «Коннеры» и была ассистентом шоураннера на популярных сериалах, например «Мадам госсекретарь». Сюжет о писательнице, вынужденной лечиться от алкоголизма, вдохновлен ее собственной жизнью — в одном из интервью она прямо называет главную героиню Сэм «своим темным двойником» и признается, что полюбила ее только спустя какое-то время. В этом явно есть терапевтический опыт, ведь Финч фактически признается в том, что ей было непросто полюбить и саму себя в период преодоления зависимости, а именно это и происходит с главной героиней. При этом сериал не столько драма, сколько житейская трагикомедия, но выстроенная задом наперед. Достигнув кульминации вначале, оттолкнувшись от самого дна, Сэм прокладывает себе путь от тьмы к свету, к завязке — сюжетной и алкогольной.

Мужчины, женщины и зависимость

Спиртное в сериалах — гость довольно частый, и нельзя сказать, что «Одинокая пьющая женщина» предлагает какой-то революционный подход к этой теме. Более того, уже было шоу с близкими исходными данными — «Блудливая Калифорния», где тоже писатель, рефлексирующий Хэнк Муди погряз в творческом кризисе и бесконечном алкогольно-наркотическом трипе. Есть, правда, нюанс: Муди — мужчина, и львиная доля серий посвящена его интимным отношениям с многочисленными женщинами. Плюс он знаменитость, что делает его привлекательным и желанным в глазах поклонниц. 

 

В сериале Саймон Финч главное слово — single, «одинокая». Сэм от Хэнка Муди отличает то, что в рамках реабилитации от зависимости ей приходится оставить свою хорошо оплачиваемую работу и устроиться в самый обыкновенный супермаркет. Она проводит большую часть времени за прилавком, пытаясь научиться правильно нарезать колбасу на специальном станке — о какой популярности тут может идти речь? Особенно когда в магазин заходят парень, с которым героиня чуть ли не вчера еще была вместе, и лучшая подруга, которая его увела.

Еще одно различие между мужчинами и женщинами выражено в мифе о том, что женский алкоголизм неизлечим. Доктор медицинских наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Юрий Сиволап в своей лекции объясняет, что и у мужчин, и у женщин зависимости поддаются лечению тяжело. У женщин алкоголизм чаще сопровождается психическими расстройствами (депрессией, тревожностью), сильнее стигматизирован и быстрее прогрессирует. Зато они раньше обращают внимание на тревожные звоночки и обращаются за помощью.

 

Как алкоголь становится средством общения

Проблемы с социализацией для женщины, бросающей пить, — одна из ключевых тем в «Одинокой пьющей женщине». И речь не о том, что Сэм какая-то «не такая». Наоборот: она умна, бойка на язык, привлекательна для мужчин и в целом вполне хороший человек; у нее много знакомых, есть прекрасный друг, соблюдающий границы, до срыва она, кажется, была в отличных отношениях с мамой. Короче говоря, с ней все в полном порядке. И тем не менее без выпивки ее жизнь на какое-то время превращается в сущий ад. Те же подруги, очевидно, не совсем понимают, что такое алкогольная ломка, а потому как бы в шутку закидывают в личку Сэм десятки сообщений с рассказами о том, как же здорово они выпивают вечером. Жить в окружении, где пить могут все, кроме тебя, — настоящее мучение для тех, кто раньше считал подобное нормой.

Юрий Сиволап в комментарии Forbes Woman говорит, что в таком случае алкоголь является средством коммуникации. Когда выпивка уходит из отношений, то получается, что людей больше вместе будто бы ничего не связывает, объясняет он. Особенно трудно в такой ситуации женщинам, ведь, согласно статистике, они в два раза чаще страдают депрессией, которая нередко является следствием резкого отказа от алкоголя и других форм зависимости. И порой единственным выходом становится порвать со старым окружением. 

Как круг общения мешает порвать с алкоголем 

Но что делать, если от знакомых и друзей просто никуда не скрыться, если ты работаешь в том самом месте, где они собираются, чтобы прикупить бутылочку на вечер? Как в такой ситуации не сорваться? К счастью, у Сэм действительно появляется другой круг общения — она ходит на собрания таких же, как она, экс-алкоголиков, находящихся под наблюдением кураторов, уже избавившихся от пагубной привычки.

 

Поначалу новая компания кажется ей странной; особенно среди них выделяется прикрепленный к ней спонсор, строгая, но добрая Оливия, живущая с женой и огромным котом. Общение с Сэм влияет и на нее тоже: будучи в кризисе отношений с супругой, она так же находит силы в общении со своей подопечной и меняет жизнь к лучшему. Кажущаяся на первый взгляд кучкой обособленных «анонимных алкоголиков», группа поддержки оказывается удивительно сплоченной командой. Общение с ними, кстати, помогает Сэм не рассориться со своими друзьями, которые явно не относятся всерьез к ее проблеме. «Допустим, вы преодолели зависимость от алкоголя или что-то еще, а вашим товарищам это не нравится. Им хочется, чтобы вы были вместе с ними, чтобы вы не были лучше их. И вот они могут подсознательно желать срыва человеку и звать его в свой круг, сами того не понимая. И если им сказать об этом, то они гневно вам возразят», — комментирует Юрий Сиволап.

Лучшая подруга Сэм, молодая мама Фелиция действительно не желает ей зла — она совершенно искренне предлагает составить ей с подругами компанию на день Святого Патрика, предлагая «гордо быть единственной трезвенницей на этом празднике алкоголя». Иногда это работает — Сиволап отмечает, что в его практике бывали пациенты, которые получают особое изощренное удовольствие от того, что не пьют, но продолжают участвовать во встречах и вечеринках и даже разливают алкоголь по стаканам своих друзей. Но Сэм явно не из таких — и поэтому вынуждена остаться и маяться дома, чтобы не сорваться, ведь ценой временной слабости может быть заключение в тюрьму. «Одинокая пьющая женщина» без нагнетания и залома рук, но достаточно убедительно показывает, как вынужденная трезвость после бурного романа с алкоголем выбивает из повседневной жизни — и что не все окружающие понимают, насколько человеку может быть плохо внутри.

Либидо, контроль и эмоции

Что на месте героини сделал бы тот же Хэнк Муди? Отыскал бы себе очередное сексуальное приключение на ночь, чтобы заглушить боль. Но Сэм это не подходит. Фелиция говорит ей: «Скачай тиндер, переспи с кем-нибудь», на что Сэм (на тот момент она живет без алкоголя уже 180 дней) заявляет, что она, может, так бы и сделала, но тело будто не хочет секса. Юрий Сиволап считает, что это нехарактерная ситуация. Алкоголь снижает либидо и ухудшает социальную функцию как у женщин, так и у мужчин. Поэтому если человек перестает пить, то скорее можно надеяться на то, что сексуальную функцию это только усилит. С другой стороны, иногда бывает так, что алкоголь нарушает контроль поведения, и если раньше, в пылу пьяного веселья, Сэм могла познакомиться с кем-то ради секса на одну ночь, то в трезвом состоянии выясняется, что для нее так больше нельзя.

На самом деле все гораздо проще: мозг Сэм, избавившись от зависимости, очищается от постороннего. Многое из того, что казалось раньше привлекательным, не нужно, когда ты трезвый. Таким же образом она налаживает отношения с окружающими. Начинает радоваться за мать, нашедшую свою любовь, — эта сюжетная линия показывает, что раньше Сэм попросту раздражало чужое счастье за неимением своего, а алкоголь был лишь средством для эмоциональной разрядки. 

Зрителя, впрочем, многое поначалу тоже откровенно раздражает, как и саму Саймон Финч. Историю «Одинокой пьющей женщины» она начала писать в 2012 году, когда сама еще страдала от зависимости, и за десять лет сроднилась со своим альтер-эго. Она называет это «живым сценарием»: «Моя героиня трезвела вместе со мной».

 

И в этом, пожалуй, главная ценность сериала. Он, на первый взгляд, не предлагает зрителю ничего принципиально нового. Это почти что социальная драма про долгую дорогу к трезвости. Бытовой юмор чаще не веселит, а скорее, заставляет испытать некоторую неловкость за героиню — все потому, что Сэм вышла очень живой и выразительной (неудивительно, ведь в ней пульсирует нерв самого автора). Это также и роман взросления — десять серий по 30 минут зритель наблюдает за постепенной трансформацией женщины с зависимостью, которая поднимается с самого дна к сиянию трезвого разума. Для кого-то главная героиня даже может стать своего рода ролевой моделью, ведь она последовательно и ответственно идет к цели. И зритель может хотя бы попробовать узнать, как выйти из ситуаций, в которые может попасть и сам, — и как не стоит себя вести, если ваш друг или подруга решили бросить пить. 

Как минимум — не звать их сыграть в пиво-понг.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+