К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

NFT-неравенство: почему в диджитал-искусстве так мало женщин

Скриншот Boss Beauties
Скриншот Boss Beauties
Новые технологии в искусстве не разрушили стеклянные потолки и барьеры стереотипов — даже в NFT до сих пор лучше всего продаются работы художников-мужчин. Как женщины пытаются это изменить и чем им могут в этом помочь диджитал-портреты и аватары?

Главным словом 2021 года по версии толкового словаря Collins стала аббревиатура NFT — non-fungible tokens, невзаимозаменяемые токены. NFT-лихорадка началась прошлой весной с продажи диджитал-картины The First 5000 на аукционе Christie's: современный художник Beeple получил за NFT своей работы рекордные $69 млн, после чего о невзаимозаменяемых токенах заговорил весь мир. К NFT-сообществу один за другим подключались новые художники, бренды и знаменитости. 

К концу 2021 года рынок NFT вырос до $41 млрд, приближаясь к показателям «физического» искусства, чей объем годом ранее составил $50 млрд. При этом NFT дал художникам возможность самостоятельно выставлять и продавать свои работы на маркетплейсах, минуя посредников, и был призван демократизировать арт-рынок. В разгар «криптовесны» британский проект London Trade Art писал, что с появлением NFT любой художник сможет прославиться и заработать независимо от своего происхождения и пола. 

То, что надежды на гендерное равенство не оправдались, стало понятно уже осенью 2021 года. Согласно исследованию компании ArtTactic, NFT-бум мало затронул женщин — они составили 16% художников, на которых приходилось всего 5% продаж. В десятку самых продаваемых NFT-художников вошла всего одна женщина — певица Граймс. Ее коллекция криптоарта была продана в марте 2021 года за $5,8 млн, что несоизмеримо меньше, чем $69 млн за работу Beeple. 

 

NFT находится на стыке технологий и искусства — двух сфер, где традиционно правят мужчины. В 2019 году обзор ведущих музеев США показал, что 87% художников, представленных в постоянных коллекциях, — мужчины (85% из них — белые). В 2021 году стоимость работ, созданных женщинами, в среднем составляла $39 065, мужчинами — $45 614. С другой стороны, на NFT влияет гендерный дисбаланс в индустрии технологий. Согласно исследованию Deloitte, женщины представляли 32,2% рабочей силы в крупных технологических компаниях, но только 24% из них занимали непосредственно технические должности. 

Ролевые модели

Истоки проблемы многие видят в том, что долгое время вклад женщин в развитие технологий недостаточно освещали в культуре и СМИ. Из-за этого в обществе мало знают про известных представительниц тех-индустрии: в проведенном в 2017 году опросе PwC только 22% респондентов смогли назвать их имена. 

 

Сегодня представительницы NFT стараются привлечь больше соратниц с помощью позитивных примеров и рассказать им про вклад женщин в мировую историю. Одной из таких инициатив стала NFT-коллекция Role Models, выпущенная проектом Boss Beauties к Международному женскому дню 2022 года. В нее вошли 25 диджитал-портретов известных женщин, среди которых математик Кэтрин Джонсон, пилот Амелия Эрхарт и юрист Рут Гинзбург. «Их смелость и решимость позволили таким женщинам, как я, бесстрашно следовать за своими мечтами», — говорила о коллекции основательница Boss Beauties Лиза Майер. 

Сам проект Boss Beauties — это коллекция из 10 000 женских NFT-портретов . На сгенерированных портретах изобразили спортсменок, гонщиц, женщин-космонавтов, чтобы показать, что женщины могут достичь любых высот в карьере. Среди покупателей Boss Beauties — актриса Риз Уизерспун и олимпийская чемпионка Эллисон Феликс. 

Аватары и репрезентация женщин в NFT  

NFT-аватары стали одним из главных символов метавселенной. Обычно это портреты, сгенерированные с помощью алгоритмов. У каждого персонажа есть уникальные атрибуты (например, прическа, аксессуары, цвет кожи), но при этом аватары из одной коллекции, как правило, имеют и общие черты (от позы до стиля графики). Самыми популярными проектами в нише стали коллекции Bored Apes Yacht Club и CryptoPunks — в сообщества их покупателей мечтают попасть многие NFT-энтузиасты. 

 

Коллекция CryptoPunks, созданная еще в 2017 году, насчитывает 10 000 сгенерированных пиксельных аватаров. На 3840 из них изображены женщины, но они продаются гораздо реже мужских версий «криптопанков». По данным DeGenData, с августа по декабрь 2021 года было продано 1165 женских аватаров и 2124 мужских. 

Неравенство в сообщество CryptoPunks, с одной стороны, обусловлено высокими ценами на изображения. На момент исследования DeGenData минимальная стоимость женских «криптопанков» была равна 95 ETH (криптовалюта Etherium), что по курсу на 27 апреля 2022 года составляет $272 669. По словам основательницы блокчейн-стартапа Propy Натальи Караняевой, в криптосообществе мало женщин, которые могут позволить себе покупку аватаров CryptoPunks. Это подтверждают данные платформы Triple A, согласно которым на 2021 год женщины составляли 21% от всех, кто был задействован в глобальной криптоторговле. 

Другая сторона проблемы — атрибуты, которые и делают каждого «криптопанка» уникальным: прически, одежда и аксессуары. Чем больше у аватара таких атрибутов, тем дороже он стоит. Некоторые детали доступны только для мужских версий «криптопанков», что не дает женщинам репрезентировать себя в рамках коллекции. 

Современные NFT-проекты, которые создают женщины, во многом нацелены на решение этой проблемы. К самым заметным, кроме Boss Beauties Лизы Майерс, относится также проект World of Women (WoW) художницы Ям Каркай. Она выпустила коллекцию из 10 000 NFT-портретов, где изображены женщины разных рас, профессий и увлечений. Стартовая цена на аватары WoW составила демократичные — по сравнению с СryptoPunks — 0,07 ЕTH ($200). Портреты были раскуплены в день релиза, а на перепродажах начали расти в цене — и за две недели принесли $40 млн. В 2022 году WoW также удалось привлечь $25 млн от контент-платформы The Sandbox для создания фонда поддержки женщин в NFT. Фонд будет организовывать образовательные и наставнические программы, которые, как надеются создатели, усилят приток женщин в отрасль.

«Бро» и не «бро»

Выпуск NFT-аватаров не способен в одиночку закрыть вопрос гендерного неравенства в сообществе. По словам латвийской художницы Ивоны Тау, женщины вынуждены постоянно работать над тем, чтобы NFT-сфера с ее «вездесущей бро-культурой» воспринимала их всерьез. Ивона создает арт-объекты, где традиционное искусство и фотография пересекаются с машинным обучением. Один из них — цифровая картина«Visions: Reflected» — был продан аукционе Sotheby’s за $22 680. 

 

Метод, с которым работает Тау, относят к генеративному искусству, где в творческом процессе, помимо художника, задействованы алгоритмы и автономные системы. В этой сфере, считает художница Итцель Ярд, тоже долгое время доминировали мужчины. Сегодня Ярд называют самой продаваемой NFT-художницей, известность ей весной 2021 года принесла диджитал-картина «Dreaming in Dust», проданная более чем за $2 млн на платформе Foundation. Художница создала ее в партнерстве с компанией Tor Project по случаю 15-летия Tor — программного обеспечения, которое позволяет пользователям сохранить анонимность в сети. Продажа Dreaming in Dust, считает глава отдела по работе с комьюнити Foundation Лесли Ховард, открыла новые горизонты для женщин в NFT. 

«Проблема разнообразия существует как в криптоиндустрии, так и в мире искусства, и у нас наконец появилась возможность изменить это», — говорила Ховард в интервью изданию Observer. Вместе с коллегами из Foundation она часто запускает инициативы, направленные на расширение инклюзивности в NFT-сообществе. Так, в декабре 2021 года на платформе прошла выставка-аукцион Experimental Models, где были представлены NFT-работы женщин и небинарных персон. 

Фальшивые женщины

Равноправие — актуальная тема в современном NFT-сообществе, где тепло встречают женские проекты и вкладываются в их продвижение. Другой вопрос, что актуальность проблемы дает повод для спекуляций. В июле 2021 года на NFT-рынке появился проект Fame Lady Squad, выпустивший коллекцию из 8888 женских аватаров. Создательницами проекта были названы американки Синди и Андреа и норвежка Кельда, личности которых скрывались за аватарами из коллекции проекта. 

На официальном сайте Fame Lady Squad говорилось, что коллекция создана для расширения прав и возможностей женщин в NFT. Многие поддержали проект: уже к августу он заработал более $1,5 млн. Тогда же стало известно, что Синди, Андреи и Кельды не существует, а за коллекцией стоят мужчины из России и Белоруссии. Разоблачение опубликовал в своем Twitter-аккаунте разработчик Федор Линник, который общался с создателями Fame Lady Squad в закрытых NFT-чатах. 

 

Ему удалось выяснить, что те же разработчики выпускали другие коллекции, связанные с актуальной повесткой, — например, в поддержку движения Black Lives Matter. «Эти ребята цинично пользуются западной лево-либеральной повесткой — защитой прав женщин и подобным. Я считаю, что они понимают западное общество и поэтому могут легко манипулировать им», — рассуждал Линник в интервью изданию Input. 

После разоблачения разработчики Fame Lady Squad извинились и передали права на проект Эшли Смит, одной из первых покупательниц их аватаров. По ее словам, именно брендинг, построенный на гендерном равноправии, вызвал изначальный ажиотаж вокруг коллекции. Женщинам хотелось видеть больше разнообразия в NFT-пространстве, из-за чего многие решили поддержать Fame Lady Squad. 

Перспективы гендерного равенства в NFT 

Однозначно сказать, что гендерное неравенство в NFT будет преодолено, сегодня сложно. Недавний опрос агентства Berlin Cameron показал, что, по мнению женщин, большинство проектов все еще ориентировано на мужчин. Внутри сообщества процветает «бро-культура», участники общаются в закрытых разрозненных чатах и используют сложную терминологию, непонятную для новичков. «Разговор вокруг NFT должен вестись для разнообразной аудитории разными голосами, — считает создательница NFT-коллекции Honey Badges Джинна Данн. — Покажите мне кого-то, похожего на меня, и пусть она мне все объяснит». 

Сама NFT-сфера еще развивается, но из-за оглушительного успеха на старте многие эксперты предрекали, что NFT-пузырь быстро лопнет. И действительно, к 2022 году интерес к невзаимозаменяемым токенам и криптоискусству заметно утих. Если в августе 2021 года ежедневно происходило больше 200 000 продаж, то с начала текущего года их количество варьировалось в диапазоне от 10 000 до 30 000. 

 

В целом, по данным сервиса CryptoSlam, объем торгов на NFT-рынке сократился на 32% с конца февраля. По мнению главы инвестиционного департамента ICB Fund Аарона Хомского, это может быть вызвано санкциями в отношении России, введенными на фоне «спецоперации»* на Украине. С этим согласна директор по финансам и аналитике компании DappRadar Модеста Маcоит, которая также указывает, что NFT-рынок ожидаемо консолидируется после стремительного роста. 

Стабильные продажи на фоне общего спада показала коллекция из 10 000 аватаров Bored Apes Yacht Club (BAYC), чьи создатели — компания Yuga Labs — в марте 2022 года получили $450 млн на создание NFT-метавселенной. Аватары представляют собой только одну нишу на рынке «социальных токенов» — под этим термином понимают криптотокены, которые люди или сообщества создают для собственной монетизации (социальные токены взаимозаменяемы). Им эксперты пророчат большое будущее, и есть вероятность, что популярность «социальных токенов» продолжит привлекать в сообщество больше художниц и женщин-коллекционеров. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+