К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Связь с землей и прошлым: какие работы показывают женщины на Венецианской биеннале

Павильон Сербии (Фото  La Biennale di Venezia 2022)
Павильон Сербии (Фото La Biennale di Venezia 2022)
В субботу, 23 апреля, в Венеции для широкой публики открывается биеннале современного искусства. Россия в этот раз не участвует в выставке, но в основном проекте есть три российских художницы, а в павильонах нового искусста из более чем 200 художников большинство — женщины и небинарные люди

По традиции, амбициозные проекты большие фонды и коллекционеры в преддверии биеннале запускают заранее. С конца марта в Палаццо Грасси Франсуа Пино идет ретроспективная выставка южноафриканской художницы Марлен Дюма «Open-end», а в Палаццо Гримани уже около месяца можно увидеть работы британки Мэри Уэзерфорд  из цикла «Наказание Марсия», которые отсылают к одноименной картине Тициана и пытаются повторить его свет. 

Но лишь с появлением в среду утром на площади Сан Марко куратора Клауса Бизенбаха, создателя Берлинской биеннале и директора Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, становится понятно, что биеннале начинается. Бизенбах направляется на открытие выставки Луизы Невельсон в Прокуратие Веккие, а в сады Джардини тем временем приезжает швейцарский куратор Ханс Ульрих Обрист, ныне директор лондонской Serpetine Gallery. Главные персонажи арт-мира в сборе — выставка открывается. 

Новая история искусств в Арсенале и в Джардини

59-я биеннале современного искусства должна была состояться год назад, но была перенесена из-за пандемии. Прежде биеннале отменяли и переносили только в годы Первой и Второй мировых войн. 

 

Куратор выставки этого года — Чечилия Алемани, с 2011 года директор и главный куратор High Line Art, в рамках которой в Нью Йорке в парке High Line и в его окрестностях выставляют произведения искусства. Алемани стала первой итальянской женщиной-куратором биеннале. 

Тема выставки «Молоко снов» повторяет название книги Элеоноры Каррингтон, английской художницы-сюрреалистки, жившей и работавшей в Мексике. Название венецианской выставки отсылает к многогранности и могуществу мира, созданного Каррингтон и способного на постоянную смену форм под воздействием воображениям. Одновременно это и признание борьбы художницы за собственную изменчивую идентичность, которую она отказывалась подстраивать под общепринятые нормы. 

 

Куратор Алемани ставит перед Биеннале не менее амбициозные цели. Выставка 2022 года призвана переписать историю искусства, предложить новое прочтение — с акцентом на всех тех художниках, которых ранее оставляли за бортом. Все выставочное пространство в Арсенале заполнено мини-выставками на различные сюжеты, которые должны подчеркнуть наследственную связь между современным искусством и его историческими предшественниками. Среди работ великих основателей «нового искусства» (из более чем 200 художников из 61 страны большинство составляют женщины и небинарные люди) есть акварели Марии Сибиллы Мериан XVIII века из коллекции королевы Елизаветы II. Они соседствуют с изящными малыми форматами Бриджет Тиченор из двадцатого столетия, которые по характеру близки к работам Элеоноры Каррингтон. Посвященные им мини-пространства по форме и подаче напоминают музейные экспозиции и выглядят как диалог с выставкой «Они делают абстракцию», которая год назад прошла в Центре Помпиду. 

В число матерей-основательниц нового мира, которому посвящен основной проект в Арсенале, попали три русские художницы. Это Александра Экстер (представлена копиями эскизов к «Аэлите» Якова Протазанова из санкт-петербургского Музея театрального и музыкального искусства), Мария Васильева с работами из парижского архива, и наша современница Женя Мачнева. Ее работы в технике шпалерного ткачества вступают в логический диалог со связанными из шерсти картинами немецкой художницы Розмари Трокель (выставка Трокель в 2019 году проходила в МАММ). 

Некоторые работы из России до Венеции не доехали. Государственный Русский музей не смог предоставить триптих «Освящение» 1991 года кубинской художницы Белкис Айон, — вместо подлинника в первом зале Арсенале висят копии. 

 

Рядом с копиями Айон — гуашь «Пугало» Марии Примаченко. Если персонажи работ художницы отсылают к украинским народным сказкам, то их названия — к событиям из жизни автора: она переболела полиомиелитом, пережила Голодомор, Вторую мировую войну и аварию на Чернобыльской АЭС. Работы Примаченко хранились в коллекции Историко-краеведческого музея в Иванкове, сгоревшем во время «военной спецоперации в Украине»*.  

Чечилия Алемани выбрала три основополагающих сюжета биеннале: изображения тел и их метаморфозы, отношения между людьми и технологиями, связи между телами и землей. Отношения между телом и землей иллюстрирует инсталляция «Рай на земле» Дельси Морелос, занявшая целый павильон. Это напоминающая лабиринт структура из земли, смешанной с глиной, корицей, гвоздичной и кокосовый пудрами и табаком. Опираясь на космологию Анд и Амазонии, Морелос стремится вернуть материальное восприятие земли в наше миросознание. Литовская художница Эгле Будвитите показывает получасовое видео «Песни из компоста: мутирующие тела, взрывающиеся звезды», персонажи которого изображены в мшистом лесу в дюнах на Куршской косе. 

В 17-минутном фильме «Мария с дурной славой» квир-художница Tourmaline c присущей ей иронией по примеру Тарантино переосмысляет стереотипные модели повествования. Ее героиней становится темнокожая транссексуальная актриса Мари Джонс (исторический персонаж), которая борется за свою свободу и дает отпор обидчикам.  

Если в пространстве Арсенала предпочтение отдано одиночным работам художников, то в центральном павильоне биеннале в садах Джардини показывают сразу несколько работ одного художника или целые серии. Целый зал отведен португальской феминистке Пауле Регo, ползала занимает швейцарская художница Мириам Кан. В выставке участвует и Андра Урсута, чьи произведения напоминают работы Дэмьена Херста. Ее открыл на предыдущей биеннале галерист Дэвид Цвирнер, чья Zwirner Gallery представляет Урсуту с 2020 года.  

В целом выставка производит впечатление хаотичного набора высказываний на разные темы. Возможно, выстроить связанный рассказ мешает пространство белого куба, которое архитектурно и психологически не позволяет проводить параллели между работами. Это впечатление несвязанности становится заметнее на фоне национальных павильонов. 

 

Национальные павильоны

Художница французского павильона Зинерб Седира, француженка алжирского происхождения, погружает зрителя в пространство, воспроизводящее интерьеры фильмов. В проекте, озаглавленном «У снов нет названия», использованы фрагменты «Ф как фальшивка» Орсона Уэллса, «Посторонний» Лукино Висконти, «Бал» Этторе Скола. Из киношедевров складывается очень личная история художницы — это рассказ о борьбе за освобождение, за национальную и личную идентичность. 

Павильон Швейцарии (Фото La Biennale di Venezia 2022)

Швейцарский павильон продолжает тему времени и ритма. Проект художницы Латифы Эшак постепенно погружает зрителя в темноту, вокруг вырастают огромные соломенные куклы — символы ритуальных костров. 

Мария Айхорн в павильоне Германии создала проект «Перемещая структуру», куратором которого выступил Йылмаз Дзивиор. Современное здание включает в себя павильон Баварии, датирующийся 1909 годом, и последующие расширения, сделанные в 1938-м. Айхорн делает акцент на первоначальную конструкцию павильона, показывая, какие структуры были заложены кирпичной кладкой, какие стены расширены и как эти изменения повлияли на характер павильона и его восприятие. История перестроек оказывается политической и в то же время очень личной. 

Павильон Германии (Фото Felix Hörhager·picture alliance via Getty Images)

Расположенный по соседству павильон России, реконструированный и реставрированный в 2021 году, мог бы продолжить историю переосмысления прошлого на своем примере. Но павильон закрыт по решению куратора и художников и тщательно охраняется карабинерами.  

 

Размышления, представленные в основной экспозиции и павильонах схожи в том, что они лишены эмоциональной включенности. Они концептуально изощренны, эстетически притягательны, но при этом совершенно безжизненны — искусство не вызывает сопереживания. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+