К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Замкнутый круг: почему именно женщины стимулируют развитие циклической экономики

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Соосновательница онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru Екатерина Крайванова разбирается, почему в шеринг-экономике больше женщин — и как пользователей продуктов, и как предпринимателей, которые их создают

Принцип шеринга (совместного потребления) — одно из пяти направлений развития экономики замкнутого цикла, но, безусловно, одно из важнейших: шерить может начать любой человек, для этого не нужно специальных знаний и подготовки. 

12 лет назад назад две американские подруги, Дженнифер Хайман и Дженнифер Флейсс, основали компанию Rent the Runaway и фактически запустили новый тренд, благодаря которому все больше женщин открывают бизнес на рынке совместного потребления, становясь важной частью циклической экономики. Например, в 2016 году предпринимательницы Елена Мурадова, Екатерина Макарова и Лориана Сардар, вдохновившись опытом Европы, основали в Москве каршеринг-сервис BelkaCar, автопарк которого насчитывает 5000 автомобилей, а сама компания вошла в топ-3 операторов каршеринга в России. 

По данным компании Next2U.ru, женщины составляют около 95% пользователей сервисов аренды различных вещей. Это связано с тем, что женщины, в принципе, гораздо активнее участвуют в экономике замкнутого цикла.  

 

Женщин больше волнует экология

В отличие от традиционной линейной системы «производство — потребление — выброс» циклическая экономика ставит перед собой задачу полностью отказаться от использования новых природных ресурсов. Переработка материалов и их многократное использование — основные методы борьбы с климатическим кризисом. 

По данным разных исследований, женщины вовлечены в экодвижение гораздо больше мужчин. Это очень наглядно проявляется в повседневности: 71% женщин стараются жить более экологично, по сравнению с 59% мужчин, то есть женщины чаще выбирают экотовары, чаще используют многоразовую тару, более ответственно сортируют мусор, употребляют больше растительной пищи, предпочитают общественный транспорт. 

 

Интересы природы в сфере политики и бизнеса также представлены в основном женщинами. В исследовании Global Labor Organization 2018 года Gender and climate change выявлена взаимосвязь: чем больше женщин во власти, тем успешнее в стране кампании по борьбе с изменением климата. Также существуют эмпирические данные 2020 года, показывающие, что женщины в советах директоров  продвигают более эффективные экологические стратегии. Именно вовлеченность женщин в экоповестку является одним из решающих факторов, почему они выбирают шеринг-сервисы как пользователи и как предприниматели. 

Нельзя отрицать, что перевес женщин в экоповестке в какой-то степени произошел из-за гендерных ролей и стереотипов. Заботливость, сострадание, обеспокоенность за природу и будущее детей — все это традиционно определяется как феминные качества. Согласно исследованию Университета штата Пенсильвания, мужчины с большей вероятностью пренебрежительно относятся к природе, отказываясь носить многоразовые сумки для покупок, потому что не хотят выглядеть женственными. В основе такого поведения лежит убеждение, что экологичное поведение больше подходит для женщин, и в итоге из-за патриархальных взглядов мужчины отказываются от экопривычек. 

Если негативное влияние патриархата на экологию с каждым годом будет ослабевать, мужчины больше включатся в экодвижение и не будут недооценивать его важность, то совместными усилиями получится достичь больших успехов. 

 

Женщины умеют экономить и вовлечены в хозяйство

Кроме экологичности, у совместного пользования есть еще одно очевидное преимущество — экономичность. Особенно актуально это для сезонных вещей и вещей для особого случая: например, взять сноуборд в аренду на выходные будет гораздо выгоднее, чем купить новый. Взять напрокат дизайнерское платье для важного мероприятия совершенно точно обойдется дешевле его покупки. 

Исследование аудиторской компании PwC в США показало, что основная аудитория шеринг-сервисов — это люди в возрасте от 18 до 24 лет, родители несовершеннолетних детей и домохозяйки с относительно небольшим доходом. К сожалению, это также результат гендерного неравенства: женщины получают меньшую зарплату и занимаются неоплачиваемым трудом по уходу за домом, детьми и пожилыми родственниками. Семейный менеджмент, который включает в себя покупку необходимых предметов быта, одежды, приготовление еды, уборку, по-прежнему считается женской компетенцией. Женщины как потребители товаров и услуг вынуждены больше экономить и думать о рациональном распределении финансов.

Женщины создают этичное и поддерживающее бизнес-сообщество

Развитие экономики совместного потребления держится не только на принципах экологичности, рациональности и гибкости. В основе работы шерингового сервиса лежат такие факторы, как доверие и репутация, иначе делиться своим имуществом —  вещами, автомобилем, жильем — с незнакомцем становится просто немыслимо. Поэтому у каждого шерингового сервиса есть своя рейтинговая система, где и арендодателю, и арендатору ставятся оценки и оставляются отзывы. Формированию доверия того или иного сервиса способствуют социальные сети. Рейчел Ботсман в своей лекции говорит: «Я наткнулась на удивительное исследование исследовательского центра Пью, в котором говорилось, что активный пользователь Facebook (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, чья деятельность запрещена. — Forbes Woman) в три раза охотнее доверяет людям, чем человек, не пользующийся интернетом. Виртуальное доверие изменит то, как мы доверяем друг другу в реальной жизни». При этом, по данным Brand Analytics за 2020 год, аудитория социальных сетей России в среднем состоит из 55% женщин и 45% мужчин. 

Выбрать отрасль, где уже присутствует много коллег-женщин, кажется предпочтительнее, потому что здесь меньше вероятность столкнуться с сексизмом и предубеждениями. Женщины коммуницируют, перенимают опыт друг у друга и мотивируют следовать их примеру. Именно поэтому «женские» бизнесы часто оказываются внутри циклической экономики и образуют сообщества. Как компания, работающая с десятками небольших прокатов, мы видим массу таких примеров — порядка 80% подобных бизнесов основаны женщинами. 

Да и саму концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс  в 2010 году — тогда, после экономического кризиса 2008 года, людям пришлось тщательнее следить за своими расходами и искать новые возможности для заработка. 

 

Таким образом, именно женщины оказываются ответственны за развитие циклической экономики в целом и шеринговых сервисов в частности. Пока что особенно заметно это проявляется в тех сферах, где они выступают основной целевой аудиторией. Однако уже можно наблюдать вдохновляющие примеры, когда сфера влияния женщин выходит и дальше: например, в Испании именно женщины работают на производстве Otro Tempo, где использованное растительное масло перерабатывается в биодизельное топливо. Особенно важно, что участие женщин в циклической экономике способствует не только борьбе с климатическим кризисом, но и уменьшению экономического и гендерного неравенства.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+