К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Позолоченный век»: сериал о сильных женщинах из великосветских гостиных Нью-Йорка

Кадр из сериала «Позолоченный век» (Фото DR)
Кадр из сериала «Позолоченный век» (Фото DR)
На платформе «Амедиатека» вышел сериал HBO «Позолоченный век» — костюмная драма об одноименной эпохе в истории Америки. В центре сюжета — женщины из богатейших нью-йоркских семей, борющихся за влияние. Разбираемся, почему, несмотря на наличие сильных героинь и вдохновляющий сеттинг, этот сериал так и не смог стать сагой об эмпауэрменте

1881 год, Нью-Йорк. 20-летняя сирота Мэриен, оставшись после смерти отца без средств к существованию, только что приехала из Пенсильвании к двум своим тетушкам. Агнес ван Рейн — богатая вдова со скверным характером. Ада — добросердечная, но никогда не бывавшая замужем, а потому полностью зависящая от властной сестры. Через дорогу от их дома достраивается особняк Расселов — семьи нуворишей, стремящихся попасть в высшее общество города. Вокруг попыток этих напористых wannabe взять Нью-Йорк то штурмом, то хитростью, то неприкрытым подкупом завязана одна из главных сюжетных линий.

Позолоченный век Америки — период с 1879 по 1900 год, когда после кровопролитной гражданской войны начался экономический рост, связанный с развитием промышленности. В начале 1870-х Джон Вестингауз изобрел воздушный тормоз, который произвел революцию в железнодорожной отрасли, сделав торможение составов безопасным и, таким образом, позволив поездам двигаться на более высоких скоростях. Именно железнодорожной компанией управляет герой сериала Джордж Рассел, и неудивительно, что этот бизнес позволяет ему скупать буквально все на своем пути: в последней четверти XIX века Америку опутала сеть железных дорог, по которым перемещались товары, рабочие руки — и деньги. Словосочетание «Большая четверка» появилось именно тогда, только обозначало не крупнейших аудиторов, а строителей Центрально-Тихоокеанской железной дороги. 

Одним из них был, кстати, Леланд Стэнфорд, основатель одноименного университета — пример того, как, сделав свои состояния, промышленники (Вандербильты, Рокфеллеры, Хантингтоны — все эти семьи вышли на сцену именно тогда) стремились вложить их в то, что сейчас называют термином impact. Но в период «первоначального накопления капитала» за ними закрепилось прозвище «бароны-разбойники»: строя свои бизнесы, эти люди не брезговали ни разгромом профсоюзов, ни мошенничеством с ценными бумагами, ни коррумпированием политиков. Такая сюжетная линия есть и в сериале, и наблюдая за тем, как Джордж Рассел идет по головам (а временами и по трупам), стоит понимать, что это не художественное преувеличение.

 

Впрочем, главные героини этой саги — женщины. И это, с одной стороны, необычно, поскольку эпоха позолоченного века ассоциируется прежде всего с капиталистами-мужчинами, до неузнаваемости изменившими Америку за какие-то 30 лет. С другой стороны, справедливо, поскольку именно тогда начался новый виток в развитии движения женщин за избирательное право и за достойные условия труда. Дамы из высшего общества дискутировали о политических свободах и организовывали инициативы, направленные на борьбу с бедностью, безграмотностью и прочими социальными недугами. Работницы устраивали забастовки, требуя (от тех самых капиталистов!) обеспечить безопасность на производстве. Росло число женщин, получивших высшее образование, — в том числе чернокожих. 

Однако в сериале мы видим вовсе не это. Здесь женщины в шуршащих шелковых платьях с турнюрами устраивают званые ужины, обсуждают чужую личную жизнь и переманивают друг у друга дворецких. Независимость сводится к браку по любви. Благотворительность становится способом пробраться в A-list. Война кланов превращается в войну сервировок — целый эпизод сериала посвящен тому, как расположить вокруг тарелки ножи и в каком порядке подавать блюда, чтобы произвести нужное впечатление на человека с полезными связями.

 
Кадр из сериала «Позолоченный век» (Фото DR)

Все это беспокойное хозяйство показано как важная часть жизни общества, переживающего смену элит. «Барон-разбойник» Джордж Рассел понимает, что обеды и визиты — не просто «женские забавы», а та самая мягкая сила, без которой не удержаться на вершине социальной лестницы. Он объявляет войну всякому, кто встает на пути у его жены Берты, и щедро оплачивает ее светские предприятия. А Берта движется к своей цели с таким же хладнокровием, упорством и местами жестокостью, как и ее муж, пусть даже ее цель — не открытие новой железнодорожной станции, а бал.

Берте Рассел, которая идет вперед и не остановится ни перед чем, противостоит представительница «старых денег» Агнес ван Рейн (невероятно органичная в этой роли Кристин Барански), которая стоит на своем и не сдвинется с места. Эти героини — пожалуй, главная драгоценность сериала, а их соперничество — та пружина, вокруг которой закручиваются все прочие  интриги и сюжеты.

Кадр из сериала «Позолоченный век» (Фото DR)

Однако разочарование наступает, когда становится понятно: после подведения счета у мужчин появятся новые рынки и новые бизнесы, а у женщин — всего лишь возможность удачно выдать замуж дочь или, наоборот, уберечь от плохого брака племянницу. За свой труд — по сути, эти дамы занимаются пиаром и ивент-менеджментом, причем в весьма стрессовых условиях, — они не получат ни мест в советах директоров промышленных компаний, ни акций, ни собственных «свечных заводиков», на развитие которых можно было бы направить свою энергию. И даже их дети, родившиеся с серебряной ложечкой во рту, будут наслаждаться сладкой жизнью только до того момента, пока родители не найдут для них работу или супруга по своему выбору. Всеобщее процветание превращается в забег к обманчивой цели. В этой обманчивости есть и своя польза: сериал «Позолоченный век» — идеальное средство, если хочется забыться, отвлечься от действительности, погрузиться в красивую сказку про красивых людей, живущих в красивых домах и ходящих по улицам с идеально чистыми тротуарами из белого камня.

 

Есть надежда, что в новом сезоне шоураннеры уделят больше внимания героине Дене Бентон — журналистке Пегги Скотт. У истории чернокожей женщины, которая зарабатывает умственным трудом, и чья личная жизнь оказалась устроена так сложно, что требует постоянных консультаций с юристом, есть шансы вырасти в драму о гораздо более глубоких преобразованиях, чем послевоенный экономический рост, — об изменениях в правах, свободах и ценностях.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+