«Позолоченный век»: сериал о сильных женщинах из великосветских гостиных Нью-Йорка
1881 год, Нью-Йорк. 20-летняя сирота Мэриен, оставшись после смерти отца без средств к существованию, только что приехала из Пенсильвании к двум своим тетушкам. Агнес ван Рейн — богатая вдова со скверным характером. Ада — добросердечная, но никогда не бывавшая замужем, а потому полностью зависящая от властной сестры. Через дорогу от их дома достраивается особняк Расселов — семьи нуворишей, стремящихся попасть в высшее общество города. Вокруг попыток этих напористых wannabe взять Нью-Йорк то штурмом, то хитростью, то неприкрытым подкупом завязана одна из главных сюжетных линий.
Позолоченный век Америки — период с 1879 по 1900 год, когда после кровопролитной гражданской войны начался экономический рост, связанный с развитием промышленности. В начале 1870-х Джон Вестингауз изобрел воздушный тормоз, который произвел революцию в железнодорожной отрасли, сделав торможение составов безопасным и, таким образом, позволив поездам двигаться на более высоких скоростях. Именно железнодорожной компанией управляет герой сериала Джордж Рассел, и неудивительно, что этот бизнес позволяет ему скупать буквально все на своем пути: в последней четверти XIX века Америку опутала сеть железных дорог, по которым перемещались товары, рабочие руки — и деньги. Словосочетание «Большая четверка» появилось именно тогда, только обозначало не крупнейших аудиторов, а строителей Центрально-Тихоокеанской железной дороги.
Одним из них был, кстати, Леланд Стэнфорд, основатель одноименного университета — пример того, как, сделав свои состояния, промышленники (Вандербильты, Рокфеллеры, Хантингтоны — все эти семьи вышли на сцену именно тогда) стремились вложить их в то, что сейчас называют термином impact. Но в период «первоначального накопления капитала» за ними закрепилось прозвище «бароны-разбойники»: строя свои бизнесы, эти люди не брезговали ни разгромом профсоюзов, ни мошенничеством с ценными бумагами, ни коррумпированием политиков. Такая сюжетная линия есть и в сериале, и наблюдая за тем, как Джордж Рассел идет по головам (а временами и по трупам), стоит понимать, что это не художественное преувеличение.
Впрочем, главные героини этой саги — женщины. И это, с одной стороны, необычно, поскольку эпоха позолоченного века ассоциируется прежде всего с капиталистами-мужчинами, до неузнаваемости изменившими Америку за какие-то 30 лет. С другой стороны, справедливо, поскольку именно тогда начался новый виток в развитии движения женщин за избирательное право и за достойные условия труда. Дамы из высшего общества дискутировали о политических свободах и организовывали инициативы, направленные на борьбу с бедностью, безграмотностью и прочими социальными недугами. Работницы устраивали забастовки, требуя (от тех самых капиталистов!) обеспечить безопасность на производстве. Росло число женщин, получивших высшее образование, — в том числе чернокожих.
Однако в сериале мы видим вовсе не это. Здесь женщины в шуршащих шелковых платьях с турнюрами устраивают званые ужины, обсуждают чужую личную жизнь и переманивают друг у друга дворецких. Независимость сводится к браку по любви. Благотворительность становится способом пробраться в A-list. Война кланов превращается в войну сервировок — целый эпизод сериала посвящен тому, как расположить вокруг тарелки ножи и в каком порядке подавать блюда, чтобы произвести нужное впечатление на человека с полезными связями.
Все это беспокойное хозяйство показано как важная часть жизни общества, переживающего смену элит. «Барон-разбойник» Джордж Рассел понимает, что обеды и визиты — не просто «женские забавы», а та самая мягкая сила, без которой не удержаться на вершине социальной лестницы. Он объявляет войну всякому, кто встает на пути у его жены Берты, и щедро оплачивает ее светские предприятия. А Берта движется к своей цели с таким же хладнокровием, упорством и местами жестокостью, как и ее муж, пусть даже ее цель — не открытие новой железнодорожной станции, а бал.
Берте Рассел, которая идет вперед и не остановится ни перед чем, противостоит представительница «старых денег» Агнес ван Рейн (невероятно органичная в этой роли Кристин Барански), которая стоит на своем и не сдвинется с места. Эти героини — пожалуй, главная драгоценность сериала, а их соперничество — та пружина, вокруг которой закручиваются все прочие интриги и сюжеты.
Однако разочарование наступает, когда становится понятно: после подведения счета у мужчин появятся новые рынки и новые бизнесы, а у женщин — всего лишь возможность удачно выдать замуж дочь или, наоборот, уберечь от плохого брака племянницу. За свой труд — по сути, эти дамы занимаются пиаром и ивент-менеджментом, причем в весьма стрессовых условиях, — они не получат ни мест в советах директоров промышленных компаний, ни акций, ни собственных «свечных заводиков», на развитие которых можно было бы направить свою энергию. И даже их дети, родившиеся с серебряной ложечкой во рту, будут наслаждаться сладкой жизнью только до того момента, пока родители не найдут для них работу или супруга по своему выбору. Всеобщее процветание превращается в забег к обманчивой цели. В этой обманчивости есть и своя польза: сериал «Позолоченный век» — идеальное средство, если хочется забыться, отвлечься от действительности, погрузиться в красивую сказку про красивых людей, живущих в красивых домах и ходящих по улицам с идеально чистыми тротуарами из белого камня.
Есть надежда, что в новом сезоне шоураннеры уделят больше внимания героине Дене Бентон — журналистке Пегги Скотт. У истории чернокожей женщины, которая зарабатывает умственным трудом, и чья личная жизнь оказалась устроена так сложно, что требует постоянных консультаций с юристом, есть шансы вырасти в драму о гораздо более глубоких преобразованиях, чем послевоенный экономический рост, — об изменениях в правах, свободах и ценностях.