К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Символ свободы: как на женщин повлияет рост цен на гигиенические принадлежности

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В середине марта с полок магазинов стали пропадать женские прокладки, а цены на них на маркетплейсах взлетают до 1000 рублей за пачку. Прокладки входят в перечень товаров первой необходимости, а их доступность напрямую связана с гендерным равенством. Разбираемся, к чему может привести резкое подорожание предметов женской гигиены и поможет ли переход на многоразовые аналоги

Причиной дефицита женских товаров в начале марта стали потребительский ажиотаж, нехватка импортного сырья и логистический коллапс, вызванные введением санкций. Глобальные компании-производители уже уведомили поставщиков о повышении цен. На маркетплейсах цена упаковки прокладок может достигать 1000 рублей (или 50 рублей за одну прокладку). Чуть дешевле прокладки можно купить на сервисах частных объявлений, например на «Авито», — продавцы объясняют, что закупали товар оптом для своих торговых точек. Разбираемся, как рост цен на предметы первой необходимости для женщин отразится на положении последних.

Как прокладки стали маркером гендерного равенства

Сюжет, в котором женщина становится увереннее благодаря прокладке или тампону, стал рекламным клише, однако в нем есть доля правды: одноразовые средства для месячных внесли вклад в женскую эмансипацию.

Первые гигиенические принадлежности для менструации появились в конце XIX века. Поначалу они плохо продавались, потому что тема месячных была табуирована и женщины стеснялись покупать эти товары. В 1920-е годы производители начали выводить на рынок монобренды гигиенических товаров (как, например, Nupak от Johnson & Johnson) — теперь покупательнице достаточно было назвать марку, не объясняя, какой именно товар она покупает. Примерно в это же время появилась компания Kotex, которая создала привычные нам прокладки и тампоны. 

 

Этот тренд совпал с ростом активности суфражисток и других движений за права женщин. Активистка и писательница Дженнифер Вайс-Вулф в своей книге «Месячные стали достоянием общественности» писала: «В 1920-х годах Kotex начал свое производство, что совпало с получением женщинами избирательного права. Требовались средства, помогающие им участвовать в общественной жизни, получать работу и образование. Одно из них — гигиеническая прокладка». 

Гигиенические принадлежности позволяли женщинам быть вне дома во время менструации, и это касалось не только политической активности, но и получения образования, построения карьеры, активного отдыха. В США к концу 1940-х доля фетровых многоразовых прокладок уменьшилась до 1%. Одноразовые средства, которые не требовали стирки и последующей обработки, не только экономили время, но и были спасением в условиях табуированности месячных. В СССР одноразовые прокладки производились, но были дефицитным товаром. Когда в 1989 году на советский рынок пришел Tampax, первая реклама этого бренда снова заявляла о свободе, которую дает женщине этот товар.

 
Реклама тампонов Tampax в журнале BURDA moden, 1989 год, СССР

Почему прокладки — феминистская проблема

В развивающихся странах гигиенические принадлежности — дорогой товар для большого количества женщин. Уровень «менструальной бедности», то есть отсутствия доступа к прокладкам и другим средствам интимной гигиены, в Индии достигает 12%, в Кении — 65%, в Ливане — 66%. Недоступность прокладок приводит к тому, что девочки регулярно пропускают занятия в школе (например, в Непале так поступают 41% учениц), а взрослые женщины не выходят на работу (например, в Бангладеш это 73% сотрудниц фабрик). И, конечно, отсутствие гигиенических принадлежностей негативно сказывается на здоровье. Например, в Индии 70% заболеваний репродуктивной системы у женщин связаны с плохой гигиеной во время менструации.

В развитых странах, где у женщин есть возможность купить прокладки и тампоны, объектом критики становится их стоимость. «Попытки обращаться с женщинами так же, как с мужчинами, приводят к андроцентричной практике игнорирования специфических для женщин проблем, таких как роды, кормление грудью и менструация», — писала феминистский философ Сандра Хардинг. В итоге специфические женские товары часто не воспринимаются как товары первой необходимости. При этом они фактически являются таковыми, ведь вне зависимости от заработка женщины она регулярно их приобретает. 

Исследовательницы Бриджит Кроуфорд и Эмили Уолдмен из Университета Пейс в своей статье «Неконституционный налог на тампоны» описывают это явление на примере США: «Тридцать шесть штатов взимают налог с продаж средств гигиены для менструации, в то время как такие товары, как спермицидные презервативы и лекарства от эректильной дисфункции, не облагаются налогом. Этот налог с продаж, обычно называемый «налогом на тампоны», представляет собой расходы, которые девочки и женщины должны нести сверх стоимости физиологически необходимых предметов, требующихся им для посещения школы, работы и иного участия в общественной жизни». Исследовательницы приходят к выводу, что наличие такого налога — проявление дискриминации.

 

«Налог на тампоны» приводит к тому, что доходы женщин уменьшаются в сравнении с доходами мужчин. И уменьшаются значительно. Издание The Huffington Post, например, подсчитало, что в среднем американка тратит на тампоны $2000 за всю жизнь. В 2014 году британская феминистка Лора Коритон запустила кампанию «Остановите налогообложение месячных». Ее петиция на Change.org собрала более 320 000 подписей и смогла привлечь внимание к проблеме. Последние годы в развитых странах «налог на тампоны» либо сокращают, либо вообще отменяют: в Великобритании, Австралии, Канаде, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Нидерландах, некоторых штатах Америки.

В России гигиенические прокладки входят в «Перечень непродовольственных товаров первой необходимости». При этом «Правила установления предельно допустимых розничных цен» распространяются только на продовольственные товары (а перечень непродовольственных, принятый в 2020 году, был нужен для того, чтобы обеспечить ими население в условиях пандемии, когда деятельность объектов розничной торговли была приостановлена).

Таким образом, рост цен на прокладки и тампоны приводит к увеличению разрыва в доходах мужчин и женщин, а также затрудняет доступ к ним бедного населения. Отсутствие гигиенических принадлежностей мешает женщинам получать образование и работать, а также негативно сказывается на здоровье, усугубляя гендерное неравенство.

Многоразовая альтернатива

В последние несколько лет появился тренд на возврат к многоразовым предметам гигиены (не только женским, но и, например, детским подгузникам). Мотивация — экономия и экология. Во-первых, многоразовые средства гигиены служат дольше, и более дорогая, но единоразовая покупка окупается довольно быстро. Во-вторых, в производстве тампонов и прокладок используют пластик, что приводит к загрязнению окружающей среды. При этом одна менструальная чаша может заменить 528 гигиенических средств. Однако массового перехода на многоразовые средства гигиены не происходит. 

В 2020 году Greenpeace выложил в Facebook (признана в России экстремистской организацией и запрещена) пост о вреде одноразовых средств гигиены для окружающей среды и необходимости перехода на многоразовые альтернативы. Пост вызвал бурную реакцию: в комментариях женщины объясняли, что одноразовые средства гигиены — это не роскошь, а способ лишь немного снизить дискомфорт от менструации, и предлагали переадресовать претензии в неэкологичности компаниям-производителям.

 

Возможно, рост цен на одноразовые средства все же увеличит спрос на многоразовые. «За март мы продали на 33% многоразовых прокладок больше, чем в декабре прошлого года. Спрос на менструальные чаши вырос в два раза, — рассказала Forbes Woman Лиза Левина, редактор соцсетей «Полезного магазина», где продаются экологичные товары. — За неделю у нас раскупили абсолютно все многоразовые прокладки и почти все менструальные чаши. И в офлайн-, и в онлайн-магазине. Думаем, это из-за новостей о повышении цен на одноразовые средства женской гигиены». По ее словам, цены на многоразовые прокладки также, возможно, будут расти: «Сейчас дорожают ткани, есть проблемы с поставками».

Олеся Тоцкая и Катерина Яндовская, соосновательницы магазина нижнего белья Yoyuu, отмечают повышенный спрос на впитывающее белье: «Наблюдается как минимум двукратное увеличение спроса на многоразовые предметы личной гигиены для женщин — впитывающие трусы, трусокладки (специальные трусы для многоразовых прокладок). Конечно, и до санкций эти товары были одними из наших бестселлеров. Но всплеск спроса начался 1,5 недели назад. Стоимость материалов колоссально растет: ткани, резинки, мембрана — все это выросло примерно в 1,5-2 раза. Сейчас мы подняли цены только на ряд товаров. Мы находимся в активном поиске новых поставщиков и готовы к сотрудничеству с российскими производителями и фабриками из стран СНГ, чтобы держать цены на доступном уровне и дальше». 

Дальше — таблетки и презервативы

Еще одна категория товаров, влияющих на уровень эмансипированности женщин, — средства контрацепции. Незапланированная беременность, особенно в условиях кризиса, снижает доход и социальную мобильность женщины. Понимая это, некоторые страны разрабатывают программы по облегчению доступа к контрацептивам тех, кто не может приобретать их самостоятельно. Например, Франция планирует обеспечить контрацепцией женщин до 25 лет, в США есть программа по снабжению бедных регионов бесплатными или продающимися с существенной скидкой презервативами. 

Как пишут «Ведомости», аптеки столкнулись с дефицитом ряда лекарственных средств, в том числе оральных контрацептивов. 17 марта глава Минздрава Михаил Мурашко заявил, что ситуация на рынке лекарственных препаратов в России стабильная, все производители продолжают работу. Однако, как пишет «Новая газета», россиянки уже заметили подорожание средств контрацепции.

 

Впрочем, гормональными средствами в России пользуются, по данным ВЦИОМ, чуть больше трети женщин. Самым популярным видом контрацепции среди россиян являются презервативы. И на них тоже растет спрос. Как сообщает «Новая газета», на неделе с 28 февраля по 6 марта продажи презервативов выросли на 17% по сравнению с тем же периодом в прошлом году. В Ozon в первой половине марта по сравнению с предыдущими неделями продажи презервативов увеличились на 33%. А в Wildberries рассказали, что с 1 по 14 марта продажи презервативов выросли на 170% по сравнению с прошлым годом. 

«Пока самые популярные у нас марки презервативов есть в наличии, но и берут их очень активно. С конца февраля спрос увеличился в два раза. Никакой информации об уходе брендов из России не было. Пока сложно говорить, насколько выросли и еще вырастут цены на презервативы. Но, например, презервативы Unilatex уже подорожали на 50%, — рассказала Forbes Woman совладелица секс-шопа «Катины секреты» Екатерина Манькова. — Что касается российских презервативов, то здесь все, конечно, печально. Они не из очень хорошего сырья, быстро рвутся, после них поступают жалобы на молочницу». По словам Маньковой, если с рынка уйдут лидеры среднего ценового сегмента Durex и Contex, возможно, это освободит нишу для российских производителей, но пока замены им она не видит. Пока что Durex предупредили о том, что их продукция будет дорожать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+